Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установка оптических и экспозиционных параметров

Современные фотокамеры снабжены устройствами, автоматически определяющими основные оптические и экспозиционные параметры. Однако в практике по- прежнему присутствуют фотокамеры с ручной установкой резкости и регулировкой экспонометрических параметров.

К оптическим параметрам фотосъемки относят фокусировку объектива, оценку резкости изображения, а к экспозиционным – установку диафрагмы и выдержки. Фокусировка объектива, оказывающая решающее значение на художественное качество будущего снимка, обеспечивает требуемую резкость оптического рисунка фотографического изображения. При этом оценка резкости рисунка производится либо прямым путем – по резкости на матовом стекле, либо косвенным – по совмещению двух изображений, устранению размытости изображения микрорастра и другим параметрам фокусирующего экрана. Изменение диафрагменных чисел приводит к изменениям как глубины резко изображаемого пространства, так и выдержки, т. е. влияет на факторы экспозиции. При выборе факторов экспозиции необходимо исходить из поставленной изобразительной задачи, принимая во внимание, что с диафрагмированием объектива связана глубина резко изображаемого пространства, а от продолжительности выдержки зависит степень нерезкости изображения при съемке движущихся предметов и съемке без штатива.

Максимально возможная выдержка при съемке с рук (без штатива) аппаратом с нормальным объективом соответствует выдержке 1/30 - 1/50 секунд, а аппаратом с длиннофокусным объективом – 1/125 - 1/250 секунд. Следовательно, максимально возможная выдержка зависит от величины фокусного расстояния объектива. Если объект имеет большую протяженность в глубину и допускает короткую выдержку, целесообразно закрывать диафрагму, компенсируя экспозицию увеличением выдержки или повышением чувствительности фотоматериала, и наоборот. При портретной съемке крупным планом для создания глубины пространства установку экспозиционных параметров надо начинать с диафрагменных чисел.

Глубина резкости при этом может быть определена визуально, по матовому стеклу видоискателя или по специальным шкалам объектива. Определение момента съемки и последующая съемка являются финалом творческого процесса съемки. Точное определение момента съемки особенно важно при быстро протекающих процессах (спортивная съемка, фейерверк, репортаж, жанровые сцены и др.), а также при всех видах портретной съемки, когда нужно выбрать не только удачное место съемки, освещение, ракурс и пр., но и уловить состояние человека, выражение его лица.

Технология павильонной съемки. Под павильонной съемкой понимается фотографирование в помещении, при котором используется искусственное, чаще всего электрическое освещение. Количество и мощность применяемых при этом источников света должны соответствовать величине освещенности, необходимой для получения высококачественного снимка. Различные виды освещения используются и в условиях павильонной съемки.
В соответствии с ними регулируется сила света осветительных приборов, их расстановка. Это позволяет решать композиционные задачи, получая различные по характеру эффекты освещения.

Главную роль в формировании предметов играет свет, выявляющий их скульптурно - объемную пластику. Используя свет, можно выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света. Если же тени, созданные светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом. Он создается источниками рассеянного света и вместе
с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.

Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного источника света. Моделирующий свет также может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.

Фоновый свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.

Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет также может стать выразительной частью композиции.

Эффектный свет создаст на элементах фотокомпозиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра. Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.

При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.

Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: 1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства; 2) контрастность освещения; 3) направление и размеры теней, т. е. затененных участков поверхности снимаемого объекта; 4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.

Освещенность и контрастность выбирается в соответствии с особенностями зрительного восприятия, для которого важна не только величина освещенности, но и соотношение яркостей отдельных участков снимаемой композиции. Глаз различает яркости, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10%. Чтобы воспроизвести видимую человеком светотеневую градацию, нужно правильно экспонометрировать освещенные и теневые участки, учитывая при этом возможности пленки. Тогда изображение будет соответствовать реально существующему светотональному рисунку.

Возможны разные варианты освещения искусственными источниками света – от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света. Тень, как и свет, может стать выразительнейшим элементом композиции. Ее контуры, тональность насыщения, расположение в пространстве кадра учитывается и при расстановке акцентов, и при достижении эстетической завершенности фотоснимка.

Если фон плоский и не является дополнительным смысловым акцентом композиции, при его освещении не ставится специальных задач и, как правило, используется только заполняющий свет. Но при этом необходимо, чтобы фон или хотя бы часть его были темнее или светлее снимаемого объекта.
Силуэт снимаемого предмета или человека также выделяется с помощью светового или теневого контура для того, чтобы объект не сливался с фоном. Если же фон усложнен, он может освещаться почти всеми видами света.

С помощью направленных источников света создается выразительный светотеневой рисунок. Мягкая, прозрачная тень делает содержание снимка менее конфликтным.

Резко выраженная светотень, при которой одни предметы или их части погружены в тень, а другие, наоборот, ярко освещены, внесет в композицию кадра элементы напряженности и сделает кадр более выразительным. Используя контрасты света и тени, можно получить различные эффекты – от живописной сочности до жесткой резкости плакатного рисунка. Высокая контрастность снимка должна быть всегда оправдана композиционной идеей. Если же эстетический или этический смысл изображения не требует резких противопоставлений, очень высокой контрастности следует избегать. Для этого учитывают не только направление света, но и градации светотени, особенно в том случае, когда задача фотографа состоит в передаче фактуры и деталей снимаемого предмета, в правильной обрисовке его объемных форм.

Соотношения между светом и тенью регулируют посредством подсветки, теней, с помощью отражающих поверхностей или слабых осветительных приборов рассеянного света. При работе с цветом получают такое освещение в теневой части снимка, при котором был бы передан цвет в тенях. При фотоснимке на цветную пленку в общее понятие контраста объекта входит и цветовой контраст. Под этим подразумевают сочетание одновременно основных и дополнительных цветов. Учитывают и цветность света, падающего на снимаемый объект. Чтобы создать определенный тип освещения, необходимо правильно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки нет, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов.

Технология съемки натюрморта. Натюрморт как самостоятельный жанр фотоискусства имеет свои задачи, свой круг тем и сюжетов, присущую ему выразительность и образность художественного языка. При съемке натюрморта широко используют все изобразительные средства фотографии – световое и колористическое решение, тональность и самые разнообразные композиционные приемы. Методика и пути решения изобразительных задач приобретают в этом случае особую конкретность, поскольку на снимках изображаются часто не только предметы как таковые, но и воспроизводится обстановка, окружающая данные предметы, создается определенное настроение. Поэтому зритель получает впечатление как от находящихся в кадре конкретных предметов, так и от предполагаемого за пределами кадра пространства.

В большинстве случаев натюрморт представляет собой крупное изображение предметов. На снимках они должны выглядеть такими, какими они есть в реальной жизни. А это возможно только при условии, что фактура поверхности предметов будет передана благодаря соответствующей установке осветительных приборов. Поэтому натюрморт можно рассматривать не только как самостоятельный жанр фотоискусства, но и как своеобразный учебный процесс по овладению техникой освещения, как путь повышения фотографического мастерства.

При съемке натюрморта достаточно бывает использовать лишь один источник света, чтобы получить интересный по тональности и светотеневому решению снимок. При фотографировании изделий из фарфора может быть использован не только белый, но и черный фон. В данном случае основой тонального построения изображения будет контраст между светлой посудой и неконкретным темным фоном. Для четкой обрисовки контуров сервиза можно использовать заднебоковой (почти контровой) верхний свет, а спереди предметы осветить источниками рассеянного света.

Блестящая поверхность фарфоровых и стеклянных изделий очень часто при их освещении переднебоковым светом сильно бликует. Такие блики, хотя и оживляют изображение, во многих случаях нежелательны, поскольку мешают целостному восприятию формы предметов. Если же фотографировать изделия из прозрачного или окрашенного в массе стекла на просвет, расположив позади стеклянных предметов белый, ярко освещенный фон, все блики на поверхности исчезают.

Более сложными по построению и технологии фотографирования являются динамичные натюрморты, где присутствует движение. Конечно, наиболее просто снимать такие сюжеты с использованием ламп - вспышек, но и при свете обычных софитов возможна съемка перемещающихся предметов или льющейся жидкости.

Особое внимание при фотографировании натюрмортов уделяют фону. В большинстве случаев поверхность, на которой размещены предметы, и фон разделены горизонтальной линией, что мешает целостному восприятию снимка, так как она делит изображение на две части. Для того чтобы избежать этой линии на снимке, выбирают либо высокую точку съемки, либо в качестве фона используют достаточно большой по размеру лист бумаги или кусок ткани. При этом бумага или ткань должны, плавно изгибаясь, переходить из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Снимают натюрморты объективами с различными фокусными расстояниями – это зависит от замысла фотографа. Обеспечение достаточной глубины резкости и высокой разрешающей способности достигается диафрагмированием объектива до значения 1:8 или 1:11. Для получения высокой резкости в целях передачи на снимках фактурности предметов используют фотопленку минимальной чувствительности. Это в свою очередь требует установки фотоаппарата на штатив. Фиксированное положение аппарата при съемке натюрморта желательно также и потому, что в этом случае удобнее всего осуществлять компоновку кадра, наблюдая за предметами через видоискатель и находя наиболее удачное расположение каждого из них.

Композиция натюрморта должна основываться как на равновесии его отдельных частей, так и на равновесии пространства и существующих в нем объектов. Как правило, основную смысловую нагрузку несут один или два главных предмета, которые обязательно противопоставляются друг другу. Остальные предметы расставляются так, чтобы, во - первых, направить внимание зрителя на композиционный и смысловой центр, во - вторых, уравновесить все части постановки.

При соблюдении этих правил натюрморт будет восприниматься как гармоничное композиционное целое. Размещение предметов в пространстве относительно переднего и заднего планов может быть совершенно произвольным, поскольку зависит от эстетического содержания фотоснимка. Одной из основных задач фотографа в работе над натюрмортом является передача фактуры, которая сама по себе несет большой эстетический заряд и тем самым повышает художественный уровень изображения. Освещение выбирается в зависимости от особенностей поверхности, от которой зависит характер отражения падающего на эту поверхность света.

Направленный свет, падающий на матовую поверхность, отражается от нее в виде мягкого рассеянного света. Поверхность при этом выглядит равномерно и ярко освещенной. При съемке матовых фактур нужны точная дозировка света и экспозиционный расчет. При избытке света или передержке матовые фактуры на снимке полностью исчезают, а освещенные поверхности становятся «забитыми» светом. При этом теряется объемность форм, объект на снимке становится плоским, а изображение невыразительным.

Глянцевая поверхность отражает свет и диффузно, и под углом, в зависимости от угла падения света. Поэтому на глянцевой поверхности образуются блики, особенно на выпуклых частях. Зеркальная поверхность характеризуется только направленным отражением падающего света. Особую сложность представляет фотографирование предметов из стекла в силу того, что стекло трудно моделировать тенью.

Прямой свет проходит сквозь него, оставляя за собой отражение, малоговорящее о форме и рисунке стеклянного предмета. Таким образом, сохраняется только освещение поверхности за стеклянным предметом, размеры которого зависят от плотности стекломассы. Несмотря на это, стекло дает возможность для создания изящных линейных и тональных композиций, необходимо лишь правильно использовать освещение. При съемке стеклянных предметов обязательным является контровое освещение, но желательно, чтобы это был не направленный источник света, а рассеянный, им может служить солнечный свет, идущий из окна, и боковой свет, создающий блик или несколько бликов на стеклянной поверхности. Все, что относится к технике съемки натюрморта, справедливо и к съемке изделий прикладного искусства. Особенно тщательного выбора освещения требуют предметы из серебра и золота.

Технология натурной съемки. Пейзаж является одним из самых распространенных жанров в современной фотографии. Используя технические средства и учитывая природные факторы, фотограф имеет возможность придать ему ту или иную эмоциональную окраску, которая передаст его собственное душевное состояние. Но для того чтобы точно и выразительно передать настроение, нужно учитывать особенности натурной съемки. Любой пейзаж снимается под открытым небом при искусственном или естественном освещении. Одним из источников естественного освещения является солнце. Солнечный свет, непрерывно меняющийся в зависимости от высоты солнца над горизонтом (времени дня) и состояния атмосферы (погоды), разделяется на направленный (прямой) и рассеянный атмосферой.

Вторичным источником освещения является небо. Тот и другой свет отражают поверхности объектов съемки. В ранние утренние и в предвечерние часы естественное освещение содержит значительно больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. Это явление зависит также и от времени года, атмосферных условий, географической широты. С восходом солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и изменяется его цветовая температура. Происходит изменение спектра, в нем начинают преобладать голубые, синие, фиолетовые лучи. Следовательно, увеличивается цветовая температура дневного освещения.

В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного (низкого) утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения. При эффектном освещении горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени от объектов, хорошо выявляют рельеф местности, объемы предметов, планы. В период, когда нормальное дневное освещение (солнечное излучение) по горизонтальным и вертикальным поверхностям распределяется равномерно, то спектральный состав освещения изменяется незначительно. Часы, близкие к полудню, называют периодом зенитного освещения. Это время резких контрастов освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей.

Вертикальные поверхности в этом случае получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные, в результате чего светотени, в этот период резко контрастные, создают чрезвычайно глубокую лепку формы отдельных объектов, скрадывают детали, искажают перспективу. При сумеречном освещении направленный свет отсутствует, вся поверхность земли и объектов освещена рассеянным светом неба. При фотосъемке в сумерках может быть получен эффект ночных изображений. Особенности этих периодов солнечного освещения были рассмотрены при условии безоблачной погоды. Важную роль играют воздушная или атмосферная дымка. Дымка той или иной плотности изменяет и тональный рисунок, и воздушную перспективу, и градацию тонов, и рисунок контуров.

Так, пейзаж, снятый в дымке, отличается мягкостью красочных и тональных сочетаний, тогда как пейзаж, снятый при прозрачном воздухе, обладает яркостью красок и контрастом света и тени. Дымка, расположенная между источником света (солнцем) и объектом, влияет на рассеяние и спектральный состав солнечного света, а дымка, расположенная между аппаратом и объектом съемки, – на яркость и цветность поверхностей объекта. Прямой свет при дымке рассеивается, но суммарная освещенность в светах уравнивается с освещенностью в открытых тенях (от неба), поэтому контрасты светотени смягчаются. Такая освещенность хороша для съемок портретов на открытом воздухе, так как тонкая градация светотени позволяет подчеркнуть мягкую пластику лица.

Объекты, конструкция которых состоит из жестких геометрических форм (например, архитектурные), в такую погоду не снимают, так как без светотеневого контраста сложно выявить их геометрическую основу. Дымка благоприятна и для съемок на цветную пленку. Расположение и вид облаков также влияют на результаты съемки. При кучевой облачности, благодаря отраженному от облаков свету, повышается освещенность в тенях, что благоприятно как для цветных, так и черно - белых съемок. При облачной погоде иногда образуется зональное освещение. Оно возникает тогда, когда луч света пробивается через облака и освещает только небольшую часть поверхности. Такое освещение используют для создания эффектных фотоснимков, например, в темной тональности.

При натурной фотосъемке на цветную пленку важно правильно определить спектральный состав источника света. Его нужно оценивать отдельно для солнечного света, для света неба и для суммарного света от солнца и неба. При фотосъемке на цветную пленку необходимо учитывать изменение спектрального состава при восходе, закате и в облачную погоду. Спектр и интенсивность излучения изменяются также относительно месторасположения объекта – на солнце или в тени. При чистом небе, когда в атмосфере рассеяны фиолетово - синие и ультрафиолетовые лучи, тени освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещенность в тени белая. Пасмурное, сплошь затянутое плотными облаками небо дает синие тени.

При низком солнце наблюдается покраснение солнечного света. На поверхностях, освещенных солнцем, образуется световой ряд, а на теневых поверхностях – теневой ряд – собственные и падающие тени, которые освещаются рассеянным светом неба и отраженным от окружающих поверхностей. Поверхности в световом ряду всегда освещены прямым солнечным светом и рассеянным светом неба. Таким образом, их освещенности складываются как суммарные освещенности, и яркость этих поверхностей зависит от направления света.

Учитывают и освещенность в теневом ряду, так как горизонтальные поверхности и тени освещены полусферой неба, а вертикальные поверхности – примерно половиной этой полусферы.

Открытые тени образуются при съемке на открытой площадке, где падающие тени фигур и предметов освещены всей полусферой неба, поэтому они будут светлее, чем собственные, освещенные четвертью сферы.

Полузакрытые тени наблюдаются при съемке среди зданий, на лесной поляне и т.д. В таких случаях небо у горизонта прикрыто, и собственные тени фигур почти не освещаются небом, а плоские поверхности освещаются его зенитной частью. Контраст яркости в световом и теневом рядах значительно возрастает.

Закрытыми называют тени, совершенно не освещенные небом, например, в нишах, арках, где освещенность очень низкая. Поэтому контраст яркости в световом и теневом рядах обязательно измеряют с помощью экспонометра.

Различают следующие виды солнечного освещения объекта съемки: фронтальное, диагональное, боковое, контровое и зенитное. Фронтальное освещение создает равномерное освещение солнцем всех предметов. Тени падают за предметами и мало видны. Это свет «плоский», объемы и рельефы он выявляет слабо. Диагональное освещение хорошо выделяет пластические формы предметов и рельеф местности. Боковое освещение падает на одну половину предмета. Оно применимо для фотосъемки пейзажей, но редко используется для съемки портретов. Контровое освещение создает на объемах
и рельефах фигур световой контур. Это весьма эффектный вид освещения.

Применение нейтрально - серого светофильтра дает равномерное, избирательное поглощение видимой части спектра. Он используется для уменьшения интенсивности света. В силу того, что белый и голубой цвета на черно - белую (монохроматическую) пленку воздействуют почти одинаково и на снимке они дают один серый тон, можно использовать желтый светофильтр. В тех случаях, когда более важна проработка деталей в тенях, сильно затененный объект переднего плана может быть дополнительно освещен
с помощью отражателей или затенен с помощью тюлевой сетки. Съемку резко контрастных сцен целесообразно производить на негативную черно - белую пленку малой светочувствительности

При натурных съемках необходимо учитывать светотеневые особенности света, который может быть рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным.

Основной светотеневой рисунок на сюжетно важных частях снимка (объекты первого плана, лицо для портрета) создается рисующим светом. Рисующий свет это прямой солнечный свет или солнечный свет, частично рассеянный дымкой или облаками. Рисующим светом выявляется форма лица, создаются световые и цветовые акценты. Направленно рассеянное освещение, когда солнце находится за тонким слоем облаков, благоприятно при съемке архитектурных памятников, а также крупных планов, так как интервал яркостей невелик и отпадает надобность в дополнительной подсветке теневых участков или затемнении слишком ярких мест. Для рисующего света характерно изменение его цвета относительно состояния атмосферы и положения солнца над горизонтом. С увеличением воздушной дымки или плотности облачного покрова меняется размер этого светящегося участка, его цвет и степень направленности, от которых зависит резкость контура теней.

Заполняющий свет создается в основном голубыми безоблачными участками небосвода и облаками, отражающими солнечный свет. Однако снимаемое пространство заполняется и рассеянным светом, отраженным от участков земной поверхности и окружающих предметов. Поэтому при съемке на натуре возникает большое разнообразие цветовых соотношений для участков, освещенных верхним и нижним заполняющим светом.

Моделирующий свет, который отчетливо выявляет (моделирует) форму снимаемых объектов, играет важную роль при съемках портретов. Этим же светом подчеркивается перспективное изменение тональности и цветов снимаемых объектов. Моделирующий свет создается дополнительными источниками света, подсветками, рассеивателями. Поскольку моделирующий свет образуется дополнительными источниками, его цвет можно изменять с помощью светофильтров или окрашенных светоотражающих экранов и светорассеивающих сеток.

Контурный свет используется в тех случаях, когда необходимо выделить предметы первого плана, отделить их световым контуром от фона. Он создает световую завесу, подчеркивая воздушную перспективу.

При натурных съемках контурный свет специальными источниками света создают лишь в редких случаях. Чаще пользуются солнечным контровым освещением. Фоновый свет образуется светом неба, а на незатененных участках – прямым солнечным светом. Для натурных съемок важно, чтобы небосвод с облаками в большинстве случаев мог служить цветным фоном.

При съемках на цветную пленку учитывают 1) цветотеневые соотношения на первоплановых объектах (яркостные и цветовые контрасты разноосвещенных участков, а также размытость контуров теней); 2) яркостные и цветовые соотношения участков небосвода, попадающих в кадр; 3) цветоперспективные соотношения, которые определяют глубину изображаемого пространства и колорит изображения. Эти три типа цветовых соотношений натурного освещения зависят от положения солнца над горизонтом и состояния атмосферы, а также от вида воздушной дымки и ее плотности, от вида и плотности облаков. Под фотосъемкой на натуре понимается и фотосъемка в интерьере в условиях естественного освещения, источником которого может быть свет, идущий из окон. Возможна естественная подсветка за счет отражений света от предметов обстановки.

Технология съемки портрета. Для портретной съемки лучше всего использовать комнату площадью 16 - 25 м2, не загроможденную мебелью. Длина свободного пространства, на котором будут размещены осветительные приборы на штативах и фотоаппарат, не должна быть меньше 4,5 - 5 м, поскольку для управления освещением фона между ним и моделью должно быть свободное пространство длиной 1 - 1,5 м.

Фотографировать людей лучше всего с расстояния в 2,5 - 3 м. Чтобы не возникло перспективных искажений формы головы и фигуры человека, можно использовать длиннофокусный объектив. Помещение соответствующим образом необходимо подготовить для размещения штатива и осветительной аппаратуры и для съемки.

Но прежде всего фотограф должен хорошо представлять себе световое и композиционное решение снимка. Именно это определяет дальнейшую организацию места съемки, подготовки фона, установки осветительных приборов.

После того как аппаратура будет готова к съемке, следует усадить портретируемого на стул и найти такое его положение по отношению к фотоаппарату, при котором какие - либо физические недостатки будут наименее заметны. Надо обратить особое внимание на позу снимаемого человека – человек не должен внутренне напрягаться или, наоборот, сидеть, опустившись и расслабив все мышцы. Однако не всегда удобная поза хорошо смотрится на снимке, поскольку обычно при общении мы воспринимаем человека в динамике, движении, а на снимке мы рассматриваем застывшее, неподвижное изображение, оторванное от окружающей среды. При этом особенно заметно любое нарушение естественности в повороте корпуса, положении рук, наклоне головы или в направлении взгляда.

Человек, сидящий перед фотоаппаратом, должен смотреть в объектив, а не в лицо фотографу, иначе на снимке он окажется изображенным с поднятыми глазами. После выбора позы, а также направления и высоты, с которых будет производиться съемка, приступают к установке источников света. Начинать следует с выбора характера освещения: светотонального, без четко выраженных теней, или светотеневого.

Для светотонального освещения в качестве источников рассеянного света лучше всего использовать белые экраны или зонты, которые следует установить на расстоянии 1 - 2 метра от портретируемого при крупном и среднем плане съемки и на расстоянии 2 - 3 метра при съемке до пояса и в полный рост. После того как будут установлены отражатели и источники света и будет получено мягкое освещение лица или фигуры человека, нужно соответствующим образом осветить фон. Затем измерить освещенность лица и фона, привести эти освещенности в соответствие друг с другом и перейти непосредственно к съемке.

Для создания светотеневого рисунка на лице портретируемого вначале необходимо определить пространственное расположение источника рисующего света, который следует устанавливать к лицу не ближе чем на расстоянии 1 метра. Если это расстояние меньше, объект будет освещен неравномерно, ибо разница в расстоянии от софита до самой ближней точки объекта съемки и до самой дальней точки будет относительно большой. Более того, близкорасположенный источник света будет мешать при съемке и фотографу, и модели.

При установки источника рисующего света все остальные осветительные установки должны быть выключены, так как их свет будет мешать правильному созданию светотеневого рисунка. Не рекомендуется устанавливать все источники света одновременно, особенно начинающему фотографу – это под силу только фотомастеру с многолетним опытом портретной съемки.

После того как положение источника рисующего света найдено, устанавливают источник заполняющего света и определяют его силу. Если напряжение питания лампы осветителя регулировать с помощью автотрансформатора, подбор желаемой степени подсветки теней не представит большого труда.

Следующим этапом является определение места и интенсивности источников моделирующего света. Лучи света от них должны скользить по лицу, а не быть направлены к нему под тупым углом. Если нет достаточного опыта в установке осветительной аппаратуры при портретной съемке, можно для контроля правильности размещения моделирующего света на короткое время выключить рисующий и заполняющий свет. При этом ненужные блики на носу или иных частях лица становятся особенно заметными, их можно легко устранить. Это дает также возможность проверить, не попадает ли свет моделирующего света в объектив фотоаппарата.

Источник контрового света устанавливают в последнюю очередь. При этом, как и при размещении источников моделирующего света, следует проверить, не попадает ли его свет в объектив фотоаппарата.

Использование сменных объективов при портретной съемке. Наиболее подходящими для съемки крупнопланового портрета являются объективы с фокусным расстоянием в 2 - 3 раза большим диагонали кадра; для узкопленочного фотоаппарата это объективы с фокусным расстоянием 85 - 135 мм, для широкопленочного – 120 - 180 мм. При съемке поясного портрета или портрета в полный рост используются короткофокусные и даже широкоугольные объективы.

Чаще всего для этой цели применяют светосильные объективы, которые почти не диафрагмируют. Однако излишняя, подчеркнутая натуралистичность портретного изображения, передача структуры кожи лица и морщин производят на снимках неприятное впечатление, ибо в жизни мы такими лица не видим. Поэтому часто применяют разнообразные смягчающие насадки на объектив фотоаппарата. В качестве простейшей из них используется светофильтр, на поверхности которого сделано несколько мазков вазелином. Степень смягчения изображения подбирают экспериментально, к тому же необходимость в интенсивном смягчении возникает чаще всего лишь при съемке женских портретов.

Фотографирование с помощью одной лампы - вспышки, установленной непосредственно на фотоаппарате или рядом с ним, резко ограничивает использование света в качестве изобразительного средства – съемка происходит при фронтальном освещении, причем более удаленные предметы (фон) оказываются на снимках недодержанными. Создание специального комплекта ламп - вспышек в большинстве случаев начинающему фотолюбителю не под силу. Поэтому одну или две лампы - вспышки рациональнее всего применять в документальной фотографии, когда необходимо запечатлеть какой - либо момент происходящих событий, а существующего освещения для съемки недостаточно.

При фотографировании с лампами - вспышками экспозиция регулируется путем изменения степени диафрагмирования объектива, так как длительность воздействия света на фотоэмульсию равна длительности самой вспышки света.

Импульсные осветители можно применять и в дневное время при съемке на открытом воздухе.

Рядом с объективом фотоаппарата обычно устанавливается источник заполняющего света, что позволяет более целесообразно использовать установленную на фотоаппарате лампу - вспышку. При этом дневной свет будет играть роль рисующего или контрового, а свет импульсного источника от фотоаппарата будет либо рисующим, либо заполняющим. Но такое применение лампы - вспышки возможно только тогда, когда затвор фотоаппарата позволяет изменять степень воздействия дневного света, а диафрагма – степень воздействия света лампы - вспышки на эмульсионный слой фотопленки, что возможно только при центральном затворе либо наличии вспышечной экспокоррекции.

В этом случае расчет экспозиционных значений выдержки и диафрагмы производится в такой последовательности: фокусируют объектив, по величине расстояния от фотоаппарата до модели и ведущему числу вспышки определяют значение диафрагмирования объектива, после чего, исходя из этого значения диафрагмы, с помощью фотоэкспонометра определяют значение выдержки. В соответствии с поставленной изобразительной задачей и желаемым эффектом освещения можно выбрать ту или иную пару выдержка – диафрагма, и, соответственно, создать определенное соотношение интенсивности воздействия на фотопленку дневного света и света лампы - вспышки.

Так, при установке более короткой выдержки с соответствующим увеличением относительного отверстия объектива степень воздействия на фотопленку дневного света будет оставаться неизменной, а степень воздействия света импульсного осветителя – возрастать. Наоборот, при установке более длительной выдержки с одновременным соответствующим уменьшением относительного отверстия объектива при неизменном воздействии на фотопленку дневного света интенсивность воздействия света лампы - вспышки будет уменьшаться. Если же значение относительного отверстия объектива не изменять, т. е. оставить неизменной степень воздействия на фотопленку света от лампы - вспышки, изменение значения выдержки будет приводить к соответствующему изменению плотностей тех участков изображения объекта, на которые попал лишь дневной свет.

Таким образом, использование одиночной лампы - вспышки для получения интересных свето - теневых снимков весьма ограничено и возможно при наличии фотоаппарата с центральным затвором. Создание изобразительных эффектов освещения высокого качества возможно лишь при одновременном использовании нескольких импульсных осветительных приборов, объединенных в одну систему. Чаще всего такие системы находят применение в профессиональной цветной фотографии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выразительные средства фотографии | Понятие и виды сервитутов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.