Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные качества социального работника




Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьезные «расхождения во взглядах» между своими установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придется посвятить себя какой-то другой деятельности.

Те же, кто начинает овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на нее таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированное™.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощенное представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда.

Одна из наиболее популярных теорий — концепция Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс; оно формируется под воздействием ряда факторов внешней среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам. С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов (рост, поиск, упрочнение, стабилизация и спад). Большое место в профессиональном определении он отводит процессу самопонимания личностью себя как профессионального работника.

В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализ всех психических явлений в деятельности субъекта. В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессии, являются интересы личности.

Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Собственно профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить свое «хобби» в профессию. В формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям, которые следует учитывать при выборе профессии. Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.

Национальная ассоциация социальных работников США выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники, и разработала кодекс этики социального работника, где указываются его основные обязательства:

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.

Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия.

 

2. Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

- требования к должностным обязанностям работника;

- требования к рабочему месту;

- возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

- варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма— описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Квалификационная характеристика социального работника представляет собой документ, в котором должны быть отражены личные и деловые качества того или иного сотрудника. Этот документ нужен в случае аттестации работника, возможного повышения по службе, для определения конкретных обязанностей, или если возникает необходимость вынести решение о дисциплинарном взыскании.Составляется она руководителем предприятия или конкретным человеком, способным объективно оценить сотрудника. В частности, правильно составить квалификационную характеристику на социального работника поможет знание основных правил, применяемых при составлении таких характеристик. Прежде всего, надо исследовать содержание работы, выявить ее важнейшие характеристики, которые обуславливают основные требования к квалификации социального работника. Такое исследование способно способствовать объективно, проанализировать всю информацию о работе социального работника.

Квалификационная характеристика социального работника пишется на стандартном листе формата А4 и состоит из четырех частей: заголовка, полных анкетных данных работника. Далее указываются его личные и деловые качества с конкретным указанием выполняемой работы. В анкетных данных сообщается полное фамилия, имя, отчество сотрудника, дата рождения, какое учебное заведение и когда окончил, специальность работника. Основная часть начинается с описания того, с какого времени тот или иной сотрудник трудится на данном предприятии, какие должности занимал и занимает в настоящее время, перечисляются курсы повышения квалификации, если они имели место. Далее, в основной части анализируется деятельность социального работника, непосредственно связанная с выполнением должностных инструкций: его работа по выявлению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, на территории, которую он обслуживает. Детально описывается, какая помощь и насколько качественно была оказана инвалидам и людям пожилого возраста, с которыми он работает, в частности, обеспечение их товарами первой необходимости, оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, содействие в получение медицинского обслуживания и др.Указываются все имеющиеся у сотрудника награды и поощрения. Подробно описываются качества характера, которые помогают ему (или не помогают) добиться эффективности труда. Указываются личные качества, характеризующие социального работника как члена трудового коллектива. Полный набор фраз для составления характеристики Квалификационную характеристику подписывает, с указанием данных, начальник отдела кадров (или тот человек, который ее составлял). Заверяется характеристика печатью и подписью руководителя организации.

 

3. Профессиональная компетентность социального работника – это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций. От уровня ее развития в значительной мере зависит успех, достижения или провалы в деятельности социального работника. Профессиональные и специальные компетенции направлены на формирование профессионального мастерства. Профессиональное мастерство социального работника представляет собой совокупность качеств, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по социальной защите населения.

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.

Известно, что профессия - это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизирующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.

Профессионализм в социальной работе - это постепенно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов.Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

- профессионального призвания;

- глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;

- духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;

- профессионального мастерства;

- объективно-критического отношения к своей деятельности;

-профессиональных знаний и профессиональных умений;

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью. Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования. Профессиональное мастерство как составная часть профессионализм в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения:

- высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы;

- высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания;

- максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;

- надежность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе;

- умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме;

- умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход клиенту и его проблемам.

Иными словами, профессиональное мастерство - это уровень овладения индивидом своей специальностью, своей профессией; это показатель приобщения работника социальной службы к профессионализму в социальной работе. Таким образом, Взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов: · каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;· каждый человек имеет право на самореализацию; · социальные работники привержены принципам социальной справедливости; · социальные работники все свои знания и навыки используют для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением. Социальные работники помогают каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации. Социальные работники уважают основные права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, созданными на основе Декларации. Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники соблюдают оправданную конфиденциальность даже в том случае, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями. Социальные работники работают в тесном сотрудничестве со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

 

4. Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются: ощущение эмоционального истощения; наличие враждебности по отношению к клиентам; наличие психосоматического заболевания; нарушение аппетита; негативная самооценка; возрастание агрессивности и чувства вины и др. Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.

Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, — не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

Важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма.

В профессиональной деятельности специалист испытывает значительные эмоциональные и физические нагрузки, которые сказываются на состоянии здоровья, физической подготовленности и работоспособности. В связи с этим формирование физической активности, сохранение и укрепление здоровья будущего специалиста по социальной работе следует рассматривать в аспекте как достижения им должного уровня профессиональной готовности, так и содействия решению с его помощью социальных проблем «клиентов». Поэтому можно считать, что на этапе обучения в вузе наиболее полно вся совокупность проблем, связанных с ролью физической активности, сохранения и укрепления здоровья в жизнедеятельности личности и социума в формировании должного уровня профессиональной готовности, проявляется именно в подготовке специалистов по социальной работе. физическая активность выступает важным условием эффективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Успешность профессиональной карьеры связана со здоровьем человека самым тесным образом, причем влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру обоюдно. С одной стороны, отсутствие нарушений в состоянии здоровья не ограничивает профессиональную пригодность, исключает «медицинские» препятствия на пути профессионального совершенствования и социального успеха. С другой, успех в карьере, служебных делах является одним из важнейших источников положительных эмоций и уверенности в своих силах — главных «докторов» при любом физическом или душевном недуге.

Первый вариант - невозможность из-за физического недостатка или болезни выполнять необходимые трудовые функции (скажем, страдающий заболеванием с внезапными потерями сознания не сможет выполнять работу у движущихся механизмов, например у станка).

Второй вариант — необходимость исключить те влияния на организм, которые могут вызвать усугубление имеющихся нарушений здоровья. Такие влияния называются противопоказанными профессионально-производственными факторами.

Микроклимат и метеоусловия сильно влияют на физиологические процессы и работу всех внутренних органов. Состояние органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, наличие заболеваний кожи — вот на что нужно в первую очередь обращать внимание, выбирая профессии с необходимостью длительного пребывания на открытом воздухе, в холодном помещении или в горячем цехе. Заболевания нервной системы, органов слуха – ограничение при выборе тех профессий, которые сопровождаются шумом или вибрацией.

Особое внимание следует обратить на эти проблемы, если период практического овладения профессиональными функциями приходится на подростковый возраст. Врачам известно, насколько часто молодые люди, а нередко и девушки переоценивают свои силы и возможности. Им кажется, что они могут справиться с любой ситуацией и взвалить на себя непомерные нагрузки. Порой это приводит к значительному перенапряжению их сил, возникновению новых и обострению имеющихся заболеваний.

 

5. Система подготовки социальных работников за рубежом.

Подготовка социальных работников в США.

США существует множество теорий практических методов в профессии социального работника. Относительные заслуги, достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировались на академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менять свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные элементы в шести областях учебного плана, о чем шла речь выше. За улучшение качества образования школ социальной работы следит Совет Обучения Социальной Работе (СОСР). Эта организация не навязывает специфические теории или методы. Однако СОСР периодически рассматривает учебные планы и курсы, предлагаемые каждой школой социальной работы, чтобы удостовериться, что все необходимые элементы в них присутствуют, и обучение в школе соответствует стандартам, принятым СОСР, а также требованиям высокого профессионализма.

Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шести областях - поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле практики.В США существует так называемая Национальная Ассоциация социальной работы, в структуре которого функционирует Совет по вопросам обучения социальной работе. Данный Совет является ведущим органом по аккредитации школ социальной работы.

Обучению профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана на студенческом уровне -- подготовить студента для перехода на следующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможность практиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдением опытных практиков.После окончания основной студенческой подготовки по той или иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование по профессии.Цель аспирантского образования -- подготовить человека к тому, чтобы он стал независимым практиком, опытным специалистом. Аспирантское образование обычно продолжается 2 года. Первый год посвящается углубленному обучению теории и практике профессий. Второй год используется для специализации в методах и их апробации на практике.

Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию. Имеется возможность подготовить докторский диплом по социальной работе. Для докторской программы нет официальных стандартов. Докторское обучение готовит человека с профессиональным опытом к дальнейшей специализации, предоставляя более широкие возможности для исследовательской деятельности и для обучения других в колледжах и университетах.

Чтобы получить степень бакалавра необходимо, что специальная комиссия по заявлению самого студента провела с ним собеседование и тестирование, проверив его базовые знания. Бакалавриат предполагает обучение в течение 4 лет по программе, включающей в себя в качестве основных базовых инвариантных элементов следующие 6 областей знаний: поведение человека в социуме, социальная политика, теория и практика социальной работы, ценности и этика, исследовательская работа и практика.

Чтобы стать магистром необходимо, естественно, обладать степенью бакалавра, а также опытом практической работы в социальной сфере. Магистратура предполагает обучение в течение 2 лет. Особое внимание в этот период обучения уделяется специализированным предметам: социальная политика, социальная экономика, социальное право, социальная психология, геронтология и методы социальной работы.

Получение докторской степени предполагает развитие научно-исследовательских навыков будущего доктора, а также получение глубоких теоретических знаний. В докторантуре обучение длится 2 года и завершается написанием и защитой докторской диссертации. Итого общий «студенческий стаж» насчитывает 8 лет интенсивной образовательной деятельности.

Далее после получения соответствующего образования в ряде штатов требуется время от времени проходить обязательные курсы повышения квалификации. Хотя в большинстве штатов участие в программах таких курсов дело сугубо добровольное.

После многих лет борьбы, профессионалы в Соединенных Штатах Америки пришли к выводу, что социальная работа -- не просто модификация существующих профессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессия обеспечит равно хорошее существование личности и ее социальному окружению. Не имеет значения, является ли эта модель обучения доступной или нет. Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности.[2]

Подготовка социальных работников в Германии.

В Германии профессионалы социальных служб готовятся в образовательных учреждениях различных типов. Как отмечает Прюс Ф. (Германия), «подготовка в области социальной педагогики и социальной работы в Германии осуществляется на трёх образовательных уровнях, различных по продолжительности обучения»:

- подготовка воспитателей (в термине «воспитатель» объединены воспитатели детских садов, воспитатели групп продлённого дня, воспитатели детских домов и другие работники по уходу за детьми, что позволяет специалистам работать в различных областях социально-педагогической деятельности), осуществляемая в среднепрофессиональных специализированных образовательных учреждениях (школы);

- подготовка социальных педагогов, осуществляемая в высших профессиональных учебных заведениях;

- подготовка дипломированных педагогов, осуществляемая в педагогических институтах и университетах.

Одним из недостатков, на наш взгляд, системы подготовки социальных педагогов и социальных работников в Германии является отсутствие практического опыта социальной работы у профессорско-преподавательского состава университетов. В то же время в колледжах одним из обязательных требований к преподавателю является его практический опыт.В школах социальной работы предполагаются три типа учебных программ, в частности, социальная работа, социальная педагогика и учебная программа, объединяющая элементы и той и другой. Общие элементы указанных учебных программ могут быть легко объединены. Многие учебные программы включают в себя курсы иностранных языков, в частности основных языков иммигрантов.

Особое внимание в системе подготовки специалистов в области социальной работы и социальной педагогики в Германии уделяется профессиональной практике будущих работников. Теоретическое обучение в школах длится 3 года, затем, по меньшей мере, 1 год продолжается практика. И лишь после успешного прохождения обоих фаз (двухфазное обучение) подготовки студенты получают государственный сертификат. Хотя в системе подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы в Германии предусмотрено и однофазное обучение, характеризующееся тесным переплетением теории и практики и интенсивностью практической части обучения.

Система подготовки социальных работников в России.

Современная система подготовки социальных работников переживает в настоящее время период своего становления. Поиск эффективных методов обучения и воспитания, а также вовлечения молодежи в социально-экономическую и политическую жизнь страны невозможен без их научного обоснования, без анализа, накопленного в этом плане опыта предшествующих поколений и жизненных реалий. Одним из факторов, тормозящих профессиональное воспитание и становление будущего специалиста, становится слабость первой ступени - школьного образования. С одной стороны, первокурсник - уже студент по статусу, но фактически еще школьник по реальной готовности к вузовской учебе. Особенно огорчительно, что вуз вынужден восполнять школьные пробелы, вплоть до третьего курса, когда студенты все еще испытывают трудности усвоения учебного материала, связанные с отсутствием четких представлений об основных мыслительных операциях, о логическом осмыслении учебного материала, о его систематизации и др.

Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.

Издавна в вузах России сложилась традиция прохождения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникал разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками, предопределялись узость и схоластичность знаний студентов.

Одной из важных научно-методических проблем современной организации социального обучения является необходимость создания системы практической подготовки социальных работников в процессе обучения. В вузах России предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной работы, наряду с преподавателями, читаются специалистами из Министерства труда и социального развития РФ, Департамента по вопросам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, «круглых столов» в вузах, наряду с преподавателями, участвуют практические социальные работники. Та кой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции опыта. Практическое обучение осуществляется с первого курса. После 12-часовой программы «Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение двух недель) в социальных службах и способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня.

Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов, и назначается руководитель практики. Определяются цели и задачи, основным содержанием которых становится формирование начальных знаний о социальных проблемах и формах участие государства в их решении, обучение навыкам профессионального наблюдения, общения, действия и оказания помощи клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретное задание, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода практики, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативные линии поведения в сложной социальной ситуации. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме, позволяющей судить о степени их понимания сути социальной работы, а также отвечают на вопросы анкеты, разработанной для контроля над качеством освоения профессиональных знаний и навыков. После завершения ознакомительной практики начинается преподавание курса по истории социальной работы и курса «Теория и методика социальной работы».

На втором году обучения продолжается чтение теоретического курса социальной работы, ее организационных основ. Параллельно к основному курсу предлагается ряд спецкурсов. Практика усложняется, на нее отводится 4 недели. Основная цель этой практики -- обучение навыкам работы с клиентом. Аудиторные занятия приобретают активные формы, они проходят в виде дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование этических ориентации будущего специалиста, его гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности.

После завершения курса «Теория и методика социальной работы» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по цели поручения и рабочие задания, направленные на поддержание постоянного контакта с практическими социальными работниками. Вместе со специалистами территориальных центров он занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи населению. Создаются условия для вхождения в роль социального работника, чтобы будущий специалист смог увидеть, каковы его профессиональные функции и методы воздействия на клиентов.

В ходе этой практики студенты принимают участие в эмпирических социологических исследованиях, на основании которых составляются персональные карты клиентов, социально-экономические карты территориальных центров социального обслуживания. Практиканты имеют возможность проанализировать состояние социальной работы с населением, остроту проблем, которые им придется решать. Результаты студенческих исследований, индивидуальные отчеты о практике обсуждаются на конференциях с участием практических работников территориальных социальных центров. Кроме того, в период практики студенты занимаются изучением проблем социальной защиты населения (общественные объединения, фонды и др.).

С третьего курса обучения начинается специализация социального работника. В настоящее время в вузах введено значительное число специализаций, которые следует определять по двум основным направлениям: по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку.Специализации, введение которых основано на отраслевом признаке: социальная работа в учреждениях здравоохранения, социальная работа в учебных заведениях, социальная работа в службе занятости, социальная работа в службе миграции, социальная работа в пенитенциарных учреждениях, социальная работа на производстве, социальная работа с военнослужащими. Соответственно присваивается квалификация: специалист по социальной работе в учреждениях здравоохранения и т.д.

Нельзя не отметить, что подготовка и переподготовка по многим из перечисленных специализаций уже развернута. Решаются вопросы о включении в учебные планы других названных специализаций.

На четвертом курсе интегрируются знания в области технологий социальной работы, и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы. Продолжается систематическая подготовка, направленная на укрепление теоретической базы будущего специалиста, а также на освоение различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента организовать и поддерживать социальное взаимодействие.На этом этапе отрабатываются навыки в области консультирования клиентов, совершенствуются коммуникативные умения, осваиваются основы практической управленческо-организационной деятельности. Студенты проходят практику на базе стационарных социальных учреждений и общественных благотворительных организаций. Среди ее направлений можно назвать изучение психологических аспектов, проблемы борьбы с детской преступностью, профилактика отклоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих организаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится четыре недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры социального обслуживания населения.

На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управлениях), на нее отводится 12 недель. Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта. В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпускников института. Руководитель преддипломной практики разрабатывает план-задание на этот период времени, осуществляет консультации и контроль за ее ходом, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интересные выдержки из проектов публикуются в научно-исследовательских сборниках студентов и преподавателей.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какие личностные качества необходимы специалисту по социальной работе?

 

2. Дайте определение «профессиограмма».

 

3. Раскройте особенности профессиональной компетентности.

 

4.Какие существуют профессиональные риски в социальной работе.

 

5. В чем отличия системы подготовки социальных работников за рубежом и в России?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 13465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.