Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный материал

 

Вопрос 1. Понятие об инвентаризации; причины её проведения. Достоверность данных бухгалтерского учёта и отчётности обеспечивается инвентаризацией имущества и финансовых обязательств организации, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация представляет собой способ контроля сохранности средств и обязательств организации и правильности их отражения в бухгалтерском учёте. Необходимость периодического проведения инвентаризации вызывается несколькими причинами:

1) несовпадением остатков товарно-материальных ценностей по данным учёта с их фактическим наличием вследствие естественных потерь (естественная убыль), возникающих под влиянием биологических, физических и химических воздействий факторов внешней среды;

2) неправильным отражением в учёте товарно-материальных ценностей вследствие ошибок в документах, обусловленных неисправностью измерительных приборов, пересортицей взаимозаменяемых материалов или изделий, несоблюдением норм вложения сырья в изготовляемую продукцию;

3) расхождением данных учёта и фактических остатков товарно-материальных ценностей, вызванных прямыми злоупотреблениями материально ответственных лиц.

Кроме количественного контрольного значения инвентаризация имеет и качественную составляющую контроля. В ходе инвентаризации определяется не только наличие запасов товарно-материальных ценностей в натуре, но и проверяются условия их хранения. При этом обращается особое внимание на состояние складских помещений и контролируется соблюдение условий, обеспечивающих сохранность товарно-материальных ценностей, санитарных норм и правил их хранения.

 

Вопрос 2. Периодичность, сроки и задачи проведения инвентаризации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» организации самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчётном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;

3) при смене материально-ответственных лиц (на день приёма-переда-чи дел);

4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных обстоятельств;

6) при реорганизации или ликвидации организации;

7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ[1].

Периодичность проведения инвентаризации зависит от вида имущества. Рекомендуют следующие сроки проведения инвентаризации:

основные средства, нематериальные активы и капитальные вложения – не менее одного раза в год перед составлением годового отчёта и баланса, но не ранее 01 ноября отчётного года;

незавершённое производство, полуфабрикаты и готовую продукцию – перед составлением годового отчёта и баланса, но ранее 01 октября отчётного года, и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые самим предприятием;

финансовые вложения – не менее одного раза в год;

сырьё и материалы – не менее одного раза в год перед составлением годового отчёта и баланса, но не ранее 01 октября отчётного года;

денежные средства, бланки строгой отчётности и расчёты по платежам в бюджет – не менее одного раза в квартал;

расчёты с банками – по мере получения выписок со счетов банков;

внутрихозяйственные расчёты – на 1-е число каждого месяца;

расчёты с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год.

Основными задачами проведения инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) проверка реальности сумм, учтённых на балансе товарно-материаль-ных ценностей, незавершённого производства, дебиторской и кредиторской задолженностей;

3) контроль за сохранностью имущества и финансовых обязательств организации путём сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учёта;

4) выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и испорченных;

5) выявление сверхнормативных и неиспользуемых длительное время товарно-материальных ценностей с целью их последующей реализации;

6) проверка соблюдения правил и условий хранения товарно-мате-риальных ценностей, а также эксплуатации объектов основных средств;

7) проверка соблюдения правил организации материальной ответственности.

 

Вопрос 3. Виды инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. На практике различают несколько видов инвентаризации.

1. По обязательности: обязательные и контрольные.

2. По срокам проведения: годовая, периодические и разовые.

3. По основаниям проведения: плановые и внеплановые.

Плановые инвентаризации проводятся периодически по графику в заранее установленные сроки.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся по распоряжению руководителя организации или по требованию следственных и контролирующих органов при выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей, а также при стихийных бедствиях, как правило, неожиданно для материально ответственных лиц.

4. По объёму проверки: полные и частичные.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации; проводится в конце года перед составлением отчёта, при полной документальной ревизии, а также по требованию финансовых и следственных органов.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества или обязательств, проводится один раз в год; не требует высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешает производственному процессу.

5. По полноте охвата имущества: сплошные и выборочные.

Сплошная инвентаризация охватывает все участки производства и, соответственно, предполагает проверку работы всех материально ответственных лиц.

Выборочная инвентаризация проводится на отдельных участках производства и предполагает проверку работы отдельно взятых материально ответственных лиц.

6. По объекту проверки: инвентаризация основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, финансовых обязательств, денежных средств, незавершённого производства, материально-производственных запасов и пр.

 

Вопрос 4. Основные правила и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждёнными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая выполняет организационно-контрольные функции по своевременному проведению обязательных и выборочных инвентаризаций имущества и финансовых обязательств. Во главе комиссии стоит руководитель организации, его заместителем является главный бухгалтер.

В организациях с большим объёмом работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии и другие специалисты (товароведы, инженеры, технологи, экономисты и др.). Состав комиссии периодически частично обновляется. Запрещается проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств организации при неполном составе членов рабочей инвентаризационной комиссии.

Выделяют четыре этапа проведения инвентаризации.

1-й этап – подготовительные мероприятия. На данном этапе издается приказ руководителя по форме № ИНВ-22 «О проведении инвентаризации», уточняется списочный состав рабочей инвентаризационной комиссии, определяются сроки проведения инвентаризации и виды проверяемого имущества, разрабатываются внутренние инструкции и выводятся в учёте остатки товарно-материальных ценностей.

Организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей, проверяется правильность весоизмерительных приборов. С момента проведения инвентаризации прекращаются все хозяйственные операции на данном участке.

Материально ответственные лица перед проведением инвентаризации должны рассортировать и разложить материальные ценности, оформить и сдать в бухгалтерию все приходные и расходные документы об их движении. Представитель инвентаризационной комиссии берёт расписки у материально ответственных лиц о том, что все поступившие и выбывшие материальные ценности учтены, и первичные документы по их движению сданы в бухгалтерию.

2-й этап – собственно проведение инвентаризации. Инвентаризация имущества начинается строго в указанное в приказе время. На этом этапе производится снятие остатков в натуре: взвешивание, осмотр, пересчет и обмер товарно-материальных ценностей. Инвентаризационная комиссия в присутствии материально-ответственного лица проверяет наличие ценностей и составляет инвентаризационные описи.

Описи составляются в двух экземплярах, на каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывают количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи корректурным способом.

Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятия перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

3-й этап – сравнительно-аналитические мероприятия. На третьем этапе производится проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета. Обнаруженные расхождения фиксируются в сличительной ведомости (формы №№ 18 и 19), к которой прилагаются объяснительные записки от материально ответственных лиц и рекомендации инвентаризационной комиссии в виде варианта принятия решения руководителем организации.

Данные в сличительных ведомостях приводятся в натуральных и стоимостных показателях. При этом в ведомости записываются не все ценности, а только те, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Эти отклонения сразу после окончания проверки должны быть отражены в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

4-й этап – заключительные мероприятия. На заключительном этапе оформляется ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией по форме № ИНВ-26, производится внесение соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета, издается приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации с выводами.

В ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, приводятся соответствующие учетные данные из инвентаризационных описей и выводятся отклонения между суммами остатков материально-производствен­ных запасов по данным бухгалтерского учета и фактического наличия материалов по данным инвентаризации. Ведомость подписывают руководитель организации, главный бухгалтер и председатель инвентаризационной комиссии.

По окончании проверки проводится заседание инвентаризационной комиссии, на котором обсуждаются результаты проведения инвентаризации, составляется протокол и утверждается акт инвентаризации. На основании утвержденного и подписанного членами инвентаризационной комиссии акта руководитель определяет порядок регулирования выявленных разниц между данными, полученными в ходе инвентаризации, и данными системного бухгалтерского учета.

В заключение результаты инвентаризации вместе с решением руководителя организации поступают в бухгалтерию для оформления бухгалтерских проводок по отражению отклонений, выявленных в ходе инвентаризации.

Документы инвентаризации подшиваются в папку «Инвентаризация» и хранятся в течение 5 лет.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Повторить материал части лекции «Инвентаризация имущества и обязательств организации» (см. электронную версию пособия, с. 32-40) и ответить на вопросы текущего тест-эталонного контроля.

 


[1] Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённые приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 дополнили этот список ещё одним пунктом: 8) при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебно-методические материалы | Процессуальные теории мотивации. Теория экспектаций (ожиданий) В
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.