Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Износостойкие стали




Шарикоподшипниковые стали

Подшипники качения являются ответственными деталями многих маши, определяющих их точность и производительность. Наиболее частой причиной отказа подшипников является излом, разрушение тел качения и рабочих поверхностей колец, а также усталостное выкрашивание рабочих поверхностей элементов подшипника
Для изготовления тел качения и подшипниковых колец небольших сечений обычно используют хромистую сталь ШХ15, а больших сечений ЩХ15СГ, прокаливающуюся на большую глубину.
Стали обладают высокой твердостью, износостойкостью и сопротивление контактной усталости. Большие требования к неметаллическим включениям, недопустима также карбидная неоднородность. Стали изготовляют в виде прутков, труб и проволоки. для горячей штамповки стали поставляют без отжига, для холодной механической обработки - в отожженном состоянии. после отжига стали получают однородную структуру мелкозернистого перлита с мелкими включениями вторичных карбидов. Кольца, шарики и ролики проходят закалку в масле (30-600С) от 840-8600С и отпуск при 150-1700С. Перед отпуском для уменьшения количества остаточного аустенита детали подшипника охлаждают до температуры не выше 20 -250С. Это повышает стабильность размеров. Для подшипников, которые должны иметь особо высокую стабильность размеров, иногда применяют обработку холодом при -70 - -800С.
Для получения оптимального сочетания прочности и контактной выносливости кольца и ролики подшипников должны иметь после закалки и отпуска твердость 61-65 HRC для стали ШХ15 и 60-64 HRC для стали ЩХ15СГ, а шарики - 62 -66 HRC.
Для изготовления деталей подшипников качения, работающих пи высоких динамических нагрузках. применяют цементуемые стали 20Х2Н4А и 18ХГТ. После цементации стали 20Х2Н4А твердость на поверхности достигает 58-62 HRC, а в сердцевине 35-45 HRC, а для стали 18ХГТ - 61-65 HRC на поверхности.
В последние годы разработан и внедрен в массовое производство процесс объемо-поверхностной закалки колец тяжело нагруженных роликовых подшипников для букс железнодорожных вагонов (ШХ4). После такой обработки
твердость на поверхности 60-63 HRC, а в сердцевине - 35-40 HRC. Кольца роликовых подшипников, обработанные таким способом, имеет высокие показатели конструктивной прочности.

Для деталей. работающих на износ в условиях абразивного трения и высоких давлений и ударов (например, для траков некоторых гусеничных машин, щек дробилок, черпаков землечерпальных машин, крестовин железнодорожных и трамвайных путей и т.д.), применяют высокомарганцевую литую аустенитную сталь 110Г13Л.
Структура этой стали после литья состоит из аустенита и избыточных карбидов (Fe,Mn)3C, выделяющихся по границам зерен, что снижает прочность и вязкость стали. В связи с этим литые изделия закаливаются с нагревом до 11000С и охлаждаются в воде. При таком нагреве растворяются карбиды, и сталь после закалки приобретает более устойчивую аустенитную структуру.

Таблица 31

Механические свойства стали 110Г13Л

 

sB, МПа s0,2, МПа d,% y,% НВ
800-1000 250-350 35-45 40-50 180-220


Сталь с аустенитной структурой характеризуется низким пределом текучести и сильно упрочняется под действием холодной деформации.
Сталь 110Г13Л обладает высокой износостойкостью только при ударных нагрузках, когда происходит деформационное упрочнение аустенита с образованием e- мартенсита с ГПУ-решеткой. При небольших ударных нагрузках износостойкость стали невелика.
При повышенном одержании фосфора сталь 110Г13Л хладноломкая, поэтому ее содержание должно быть ограничено (менее 0,02-0,03 %), особенно при использовании стали в северных районах.
Высокой стойкостью при циклическом контактно-ударном нагружении и ударно-абразивном изнашивании обладает литая сталь 60Х5Г10Л, претерпевающая при эксплуатации мартенситное превращение.
Для изготовления лопастей гидротурбин и гидронасосов судовых гребных винтов и других деталей, работающих в условиях изнашивания при кавитационной эрозии, применяют стали с нестабильным аустенитом (30Х10Г10, 0Х14АГ12, 0Х14Г12М), испытывающим при эксплуатации частичное мартенситное (g®e мартенсит) превращение.
В процессе работы изделий, подверженных кавитационной эрозии, деформация и разрушение поверхностных слоев приводят к тому, что на поверхности под действием гидравлических ударов образуется новый слой мартенсита, обладающий высокой прочностью. Многократное повторение этого процесса объясняет высокую стойкость сталей с метастабильным аустенитом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.