Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При разработке схем транспортного узла и оптимизации режи­мов взаимодействия различных видов транспорта часто не учитываются косвенные эффекты




При оценке вариантов развития транспортных узлов и оптими­зации процессов взаимодействия следует учитывать организационный эффект от снижения эксплуатационных затрат в результате совершенствования организации работы, повышения производительности труда и т.п.; социальный эффект, который проявляется в улучшении условий расселения, увеличении свободного времени трудящихся за счет сокращения продолжительности поездок и др.; эффект развития — в создании резерва перерабатывающей и пропускной способностей узла и ею роли в транспортной системе, обеспечении «ресурсов вариантов» для правильного решения проблем развития и планировки транспортного узла в процессе последующего его проектирования; эффект технической прогрессивности, отражающий возможности автоматизации и типизации схем устройств. Методы оценки общей эффективности довольно сложны и нуждаются в дальнейшей разработке.

Принцип комплексной оптимизации. В основе этого принципа лежит утверждение, что независимая оптимизация отдельных подсистем не обеспечивает оптимальности режимов функционирования узла как системы в целом. Этот принцип препятствует узковедомственному подходу к проблеме развития узлов и оптимизации режимов взаимодействия, предупреждает ошибки при решении задач долгосрочного прогнозирования.

Принцип концентрации — один из главных при создании пла­нировочной схемы узла, в значительной степени определяющей его развитие. Он предполагает концентрацию операций, объединение станций, обслуживающих промышленные предприятия; создание мощных специализированных баз; ликвидацию малодеятельных подъездных путей; концентрацию транспортно-экспедиционной работы в рамках одной организации и создание объединенных транспортных хозяйств на базе маломощных и разрозненных транспортных цехов.

Различают следующие формы транспортного обслуживания:

объединенные транспортные комбинаты, выполняющие перевозки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом;

объединенные транспортные предприятия, на которых сосредоточены все погрузочно-разгрузочные механизмы, устройства по ремонту и текущему содержанию пути и подвижного состава и которые выполняют работу по обслуживанию подъездных путей и грузовых станций;

частичное объединение некоторых однородных функций по обслуживанию предприятий и их обслуживание автотранспортом.

В конкретных условиях выбор формы объединенных транспортных хозяйств осуществляется на основе технико-экономических расчетов.

Принцип децентрализации. Наряду с принципом концентрации этот принцип играет важную роль при формировании структуры узла. Тенденция к децентрализации вызвана следующими причинами: уменьшением затрат, связанных с пробегом подвижного состава, сокращением времени пассажиров на передвижение и т. п.; невозможностью повышения концентрации, вызванной отсутствием свободных площадок, возможностями системы управления; несовместимостью разнородных транспортных потоков и другими требованиями и ограничениями.

Учитывая, что современный этап развития транспортных узлов характеризуется их усложнением и резким возрастанием объемов работы, необходимо уделять особое внимание выбору рационального соотношения между концентрацией и децентрализацией на основе - оценки всей совокупности факторов эффективности.

Принцип специализации. Создание специализированных станций, грузовых дворов, баз в узле способствует внедрению передовой техники, повышению уровня механизации и автоматизации транспортных процессов, обеспечивает высокую производительность труда и является предпосылкой для снижения транспортных издержек. Осуществление принципа специализации тесно связано с концентрацией, так как применение специализированных устройств возможно только при мощных и устойчивых транспортных потоках. Поэтому высокая степень концентрации транспортных потоков является необходимой предпосылкой для специализации.

В крупнейших транспортных узлах создаются специализированные станции по выгрузке однородных тарно-штучных грузов. В перспективе следует ожидать дальнейшего развития этого процесса, так как при этом сокращаются транспортные расходы и появляется возможность использовать специализированный подвижной состав со всеми его преимуществами.

Принцип сохранения равновесия и пропорциональности развития отдельных элементов и подсистем узла. На этом принципе основываются комплексные расчеты транспортного узла: любой его элемент согласовывается с другими по своим эксплуатационным показателям и прежде всего по пропускной и перерабатывающей способности. Несоблюдение принципа пропорциональности создает «узкие места» и диспропорции, пропускная способность отдельных элементов оказывается недостаточной и тормозит дальнейшее развитие системы. Например, опережающее развитие новых селитебных и промышленных районов по сравнению с сетью городского пассажирского транспорта создает в ряде городов значительные транспортные затруднения.

Принцип открытого роста элементов и подсистем узла, так как развитие транспортных узлов происходит во взаимодействии с развитием промышленных предприятии города и его селитебной территории, важно обеспечивать возможности их дальнейшего роста за счет создания системы бронируемых территорий. К сожалению, этот принцип при разработке генеральных схем транспортных узлов не всегда учитывается, что приводит к осложнениям. Так, часто транспортные сооружения оказываются зажатыми селитьбой, индивидуальными гаражами и другими сооружениями.

Принцип дальности перспективы. Этот принцип требует согласования решений проектируемых транспортных узлов для разных временных уровней прогнозирования. Принцип дальности перспективы предполагает координацию ведущих тенденций развития узла с поиском новых принципов организации перевозочного процесса, соответствующих условиям научно-технической революции.

Принцип конструктивной и технологической унификации. Предполагает широкое использование, методов стандартизации, конст­руктивной типизации. При этом сокращается число анализируемых схем, планировочных решений и сроки их разработки. Технологическая унификация предусматривает внедрение единых технологических процессов работы транспортных узлов. В результате технологической унификации возникают предпосылки для расширения сферы механизации и автоматизации, внедрения поточных методов работы.

Транспортный комплекс включает в себя: 1) Железнодорожный транспорт (в России 86 тыс. км нормальной колеи с шириной колеи 1520 мм; в Европе ширина колеи – 1435 мм). В США имеется проект по созданию супертяжелых грузовых магистралей. Сейчас существует 86 тыс. км магистральных дорог; 89 тыс. км путей промышленных предприятий. Имеются также пути узкой колеи.2) Автодорожный транспорт (в России 750 тыс. км автодорог, в США в 10 раз больше, в Японии 1100 тыс. км).3) Речной транспорт (84 тыс. км речных путей).4) Морской транспорт (1 млн. км морских путей).5) Авиационный транспорт (800 тыс. км авиапутей).6) Городской транспорт Специфика транспорта в России заключается в том, что в силу сложившейся геополитических условий для транспорта нет конкурентного рынка, а есть во многих регионах какой-нибудь один вид транспорта, а другой дополняет его.7) трубопроводный транспорт (220 тыс. км в России, в США – 280 тыс. км). Устав железных дорог 1895 г. перешел неизменно в советскую Россию. В советское время морской транспорт занимал 3-е место в мире. Аэрофлот по мощности был также на 3-м месте в мире. Трубопроводы равнялись длине трубопроводов США. Городской транспорт был на уровне, строился метрополитен. В России была принята программа транспорт России. Роль и значение транспорта 1) Экономическая роль2) Политическое значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи3) Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей4) Культурная функция5) Оборонное значение Организация управления транспортной системой В России имеется министерство транспорта. В этом министерстве образованы:- Федеративная авиационная служба (ФАС) России;- Федеративная служба морского флота (Рос Морфлот);- Федеративная служба речного флота (РосРечфлот);- Федеративная автомобильно-дорожная служба.Железные дороги – единственный вид транспорта вне юрисдикции министерства транспорта. В министерстве транспорта имеется советник (МТ). МТ, в отличие от ранее существующих транспортных министерств не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. ЗадачаМТ – проведение собственной политики в области цен и тарифов. На местах в регионах формируются региональные управления транспортно-дорожным комплексом. На морском транспорте учреждены морские администрации портов, которые осуществляют регулирование деятельности компаний. На железных дорогах в основном сохранилась вертикальная структура управления: МПС дороги – отделения дорог со структурными единицами: станции, депо (локомотивные, вагонные), дистанции, участки. В МПС имеется программа коренной реорганизации. Транспортная обеспеченность страны (Показатели транспортной обеспеченности и доступности) Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависят от многих факторов:- протяженность сети;- пропускная и провозная способность;- конфигурации улиц;- параллельность ходов;- дождя, гололеда и др.; Чем больше показатель, тем больше развита сеть. 1) Густота сети на 1000 км2 Lэ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории. 2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек Н – число населения. 3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля) 4) Успенский ввел формулу: объем предъявленных для транспортировки грузов Q – количество грузов. 5) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению их к общему виду S0 – обжитая территория Предложен следующий коэффициент приведения транспортной линии к одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей) - для автомагистралей - 0,45- обычное шоссе - 0,15- речной путь - 0,25- магистральный газопровод - 0,30- нефтепровод - 1 Показатели по железнодорожному транспортуdsж: - мир в целом - 1,81- СНГ - 0,65- США - 2,27- Азия - 1,35- Россия - 0,51- Африка - 0,506) Макроэкономическим показателем уровня транспортногообслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонно-километрах, (грузооборот – количество тонн, приведенных на один километр) приходящегося на 1 рубль национального дохода. Железнодорожный транспорт В 1788 г Ярцев в Петрозаводске уложил чугунные рельсы. Такая дорога построена во Франции через 13 лет, а в США через 17 лет. Первая железная дорога была построена в 1825 г в Англии между городами Стогктон и Дармингтон. Между этими городами раньше были поезда на конной тяге. А Джордж Стефенсон запустил паровоз. В России дорога была построена отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. В 1735 в Санкт Петербурге была построена так называемая "Увеселительная дорога" от Царского села до Павловска для знати. Эта дорога показала возможность работы железнодорожного транспорта. Ширина – колеи этой дороги была 6 футов (1829 мм).Мельников строил железную дорогу их Петербурга, а Крафт – из Москвы. Так была построена железная дорога их Москвы в Петербург. Она была лучшей в мире, построенной на 2 пути и самой ровной. Окончание строительства было в 1851 году. Журавский на этой дороге построил более 100 мостов. Паровозы и вагоны в России начали строить с 1844 года. В 1861 начали строить дорогу Санкт Петербург – Варшава. Развитие капитализма в России после отмены крепостного права вызывает бурный рост железных дорог, начинается строительство частных железных дорог. Самое – значительное строительство – Транссиб. До революции было построено 73 тысячи дорого, а в СССР – 155 тыс. Органы управления железнодорожным транспортом Единое централизованное управление железнодорожным транспортом осуществляет МПС. Министерство состоит из департаментов. Для удобства каждый начальник имеет свой индекс, например, министр – Ц, зам. министра – З, начальник дороги – Н и т.д.
   
 
Автомобильный транспорт В России этим видом выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров. В грузообороте – порядка 9 %, хотя в других странах намного больше. В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92 %, в России – 46%. "Вечная проблема" России – плохие дороги и их малое количество, что сдерживает социально-экономический прогресс. В России дорог с твердым покрытием – 750 тыс. км, из них общего пользования – 520 тыс. км. В США – 6330 тыс. км, в Украине – 255 тыс. км, в Японии – 1100 тыс. км, в Англии – 387 тыс. км. Густота дорог:- в России – 45 км/1000 км2;- в Японии – 3257 км/1000 км2;- на Украине – 422 км/1000 км2.Из наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие. Значительное отставание должно быть преодолено в будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5-10 раз выше, чем по западным. На каждый рубль, вложенный в строительство дорог, приходится 3 рубля чистого дохода. Водный транспорт Первые водные каналы были построены в XI в Китае. В 1807 г. по реке Гудзон поплыл первый пароход, автором которого был Фултон. Особенности водного транспорта Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта. Основные преимущества: 1) меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже.2) нет габаритных ограничений3) неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов)4) незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию5) более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном6) производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном. Недостатки водного транспорта: 1) сравнительно невысокая скорость доставки2) дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают3) нерегулярность сообщения4) извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями. Флот – голландское слово. Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда. Устойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию. Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой. Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей: - вертикальной ("боковой чертеж")- горизонтальной- вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).Основные размеры судна называются размерением. Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии. Tн¹Тк; ТкнТк – кормовая осадкаТн – носовая осадкаНа крупных судах в 300 тыс. тонн Тос=30 м Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды,вытесняемой подводной частью судна. , W – водоизмещение,d - коэффициент полноты обводов (отношение объема подводной части судна к параметру, описанному вокруг подводной части). d=0,6-0,85 Один узел составляет 1,852 км/ч или 0,514 м/сРазличают чистое водоизмещение, т.е. без груза, пассажиров, воды и т.д. Грузоподъемность , W0 – чистое водоизмещение Грузоподъемность бывает: 1) полная или дедвейт2) чистая или дедвейт каргоГрузоподъемность измеряется в м3. Структура флота В мире насчитывается 80 тыс. судов. Больше всех судов имеет Япония (10 тыс.), СССР – 7 тыс., США – 6,4 тыс. По дедвейту на первом месте стоит Либерия, на втором – Панама, на третьем – Япония, на четвертом – Россия, на пятом – Греция, на шестом – США. У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2. Суда разделяются на: - транспортные- промысловые- технические- административные- специального назначения- самоходные и несамоходные.Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение -нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы. Специальные суда для навалочных грузов называются балкеры. Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (роро), лихтеровозы. Особую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями.Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел). Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать "под удобными флагами". В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке "сэконд-хэнд". На "бебоудгартер" (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240.Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает. Речной флот 20 декабря 2000 г. Коллегией Минтранса было записано, что государственная служба речного флота показала, что она не готова осуществлять государственное регулирование деятельности судовых компаний. На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст – 24 года. Негодных – 1824, а годных с ограничением – 1402 судна. Строительство новых судов идет неудовлетворительно. Например, судна для внутрибассейных перевозок. Сооружения водного транспорта На водном транспорте имеются явственные транспортные пути (реки, озера, моря). А также сложные гидротехнические сооружения, т.е. искусственные (водохранилища, каналы, шлюзы).Судоходство совершается не по всей ширине, а по судовому каналу – фарватеру. Фарватер рассчитан на пропуск 2-х встречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы устраивают открытыми, когда реки одного уровня, и шлюзованными, когда реки на разных уровнях. Есть еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом 1 метр. Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей воды насосами на высшую точку канала. Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины, камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают:однокамерные и многокамерные. Однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не превышает 20-25 метров. Многокамерные шлюзы применяются, когда разница больше. Шлюзы бывают: односторонние и двусторонние. Речные порты и пристани По своему назначению они бывают: - рыбные- грузовые- военные- затоны Порты бывают:1) русловые ; L – длина причальной линии; n – количество судов; t – время обработки; z –длина судна; a – интервал между судами. 2) внерусловые 3)
 
 
бассейновые
 
 
Водная поверхность в районе порта называется акваторией. Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Они бывают плавучими (дебаркадами). Морские порты Морские порты бывают: - торговые- рыбные- военные- промысловые Имеются специализированные порты: - угольные- лесные- поливные- комбинированные 54% портов у России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты делятся на 3 категории. И есть вне категорий: Ленинград, Одесса, Новороссийск, Охотка и т.д. Основы организации движения флота 1) Речной флот - свободное движение- участковое движение Сквозное движение – движение на линиях от погрузки до разгрузки без перевалок. Участковое – движение по системе тяговых плеч. Сквозное движение лучше. Движение поездов происходит по единому графику. Руководит движением диспетчерский аппарат, имеющий современные виды связи.2) Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:- внутренние (ксеботажные)- 10%- внешние (заграничные) – 90%Плавание организуется по 2-м формам: 1) линейное (регулярное)2) рейсовое (нерегулярное).В США доля внутренних морских путей составляет 10%, в РФ < 1%. В США климат позволяет осуществлять перевозки круглый год, а в России 6 месяцев, а завоз на Крайний Север – 2-3 месяца. Магистральный трубопроводный транспорт Парламент России собирается принять федеральный закон о магистральном трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть принят как можно скорее, т.к. состояние системы магистральных трубопроводов приближается к той критической черте, за которой реально возникает угроза национальной безопасности.Система магистральных трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты. В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км. В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России). Станции перекачки бывают: - головными- промежуточными (через 100 и более км)- конечные (нефтебазы). Хранилища бывают: - стальными- бетонными- стекловолоконными.Американцы имеют резервуары из пластика, который они затопляют в океане. Применяются телесистемы дистанционного наблюдения. Магистральные газопроводы бывают: - подземные- надземные (на опорах). Давление бывает до 100 атмосфер, трубы многослойные, напор, как правило, естественный.Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха). Существуют газохранилища надземные, подземные, подводные. Трубопроводы для транспортировки твердых материалов - гидросистемы- пневмосистемы Гидросистемы транспортируют твердые смеси с водой, пневмосистемы – твердые смеси с воздухом. Гидротранспорт делится на 2 группы: 1) самооттечный (без напора, за счет гравитации)2) напорный. Диаметр пульпопровода – 800 мм. Недостаток: - предварительно необходимо дробление, помол и приготовление пульпы; скорость движения зависит от фракции так, чтобы материал не оседал на стенках трубы; медный, никелевый концентрат передается с обогатительной фабрики на завод по пульпопроводу; трубы внутри имеют резину, камень, т.к. быстро изнашиваются- износ труб, на конечных операциях сушка и очистка- наличие воды. Пневмоконтейнерные системы: скорость – 50 км/часВ нашей стране 280 тыс. км трубопроводов Воздушный транспорт Авис – (от лат.) птица. Выдающийся вклад внес в 1876 году капитан морского флота Можайский. В 1893 году братья Райт построили самолет с бензиновым двигателем. Он пролетел 800 метров. В 1913 году русский конструктор Сикорский построил самый большой в мире самолет (4,3 тонны) "Витязь". В 1924 году был построен АНТ. К началу войны СССР имел 62 мировых рекорда в области авиации. ТУ-104 установил за 2 года 26 мировых рекорда. Управление полетами Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба аэропорта). Применяется система, представляющая собой радиолокационный и вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку и диспетчеру выдает следующие сведения:- координаты воздушных судов- их бортовые номера- заданная и текущая высота- скорости полета- количество топлива.Передача управления самолетами между смежными секторами происходит автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути. Промышленный транспорт Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт, который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках, карьерах. Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, а по большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные перевозки. Удельный вес затрат на промышленном транспорте, себестоимости продукции очень велики и составляют 20% (пищевой – 7%, а на открытых горных разработках – 60-65%, в обрабатывающих областях –20-25%). На промышленном транспорте работает около 8 млн. человек.Перевозки грузов на промышленном транспорте в 3 раза больше, чем на МПС. Виды транспорта Первое место держит железная дорога и автомобильная дорога. На железную дорогу приходится 32%, а на автомобиль – 56%, остальные 12% приходятся на непрерывные виды транспорта. 10 лет назад сохранялась тенденция увеличения перевозок на непрерывных видах транспорта. Конвейерный транспорт характеризуется высокой производительностью – 5-20 тыс. м3/час. У конвейерного транспорта больший подъем (свыше 300 тыс.). Следующее преимущество – поточность, которая обеспечивает более большую производительность механизмов, полная автоматизация транспорта, т.е. повышенная производительность труда.В СССР при общем росте объемов перевозки и объемов транспорта на 30% темпы роста непрерывных видов транспорта планировалось увеличить в 2-3 раза.В свое время были разработки по выбору сфер применения различны видов транспорта, и одним из показателей была энергоемкость. Сейчас экономисты считают, что на выбор вида транспорта будет влиять стоимость энергии и энергоемкость. Монорельсовый транспорт: Этот вид транспорта никто сейчас не производит. Подвесные канатные дороги (ПКД) – очень рентабельный вид транспорта,имеет большие перспективы. Дирижабельный вид транспорта – применяется в горах. Городской транспорт На протяжении многих тысячелетий прирост народонаселения был 0,005%. За 20 тыс. лет население мира удвоилось, а с появлением земледелия – увеличилось в 100 раз. К началу нашей эры было 300 млн. человек. В 1850 году – 1 млрд.; в 1900 году – 1,5 млрд.; в 1965 году – 3 млрд., в 1973 году – 4 млрд., в 1989 году – 5 млрд., в 2000 году – 6 млрд. В 2030 году ожидается 9 млрд. человек. XX также считается веком урбанизации, т.е. бурного роста городов. В 1900 году в городе проживало 13,6% населения мира. Сегодня – 55%. В СССР в городе проживало 66%населения, на Западе - больше. За 1000 лет на Руси создано 860 городов. За последние 70 лет – 1316 городов. В 1923 году было 2 города с населением больше миллиона. В СССР таких городов было 24. Вместе с ростом городов рос и развивался городской транспорт. Первая мостовая в России появилась в 9 веке в Новгороде (деревянная).Петр I начал мощение камнем. 150 лет назад в Москве главную транспортную работу выполняли 26 тыс. извозчиков. В 1840 г. появились первые линейки (телеги со скамьями), в них помещалось до 50 человек. В 1870 году появилась первая рельсовая дорога – конка. Первый трамвай появился в Киеве в 1891 году, в Москве – в 1903 году, в Санкт Петербурге – в 1907 году. Метро в Европе появилось в 1863 году в Лондоне с паровой тягой. Первые автобусы появились в Париже и Нью-Йорке в 1890 году. Троллейбусы испытывались в 1883 году в Америке, но из-за несовершенства конструкции токоприемника они не получили распространения.Темпы роста перевозок значительно превышают темпы роста населения. Город в 2 млн. человек требует в 4 раза больше транспортных средств, чем 10 городов по 200 тыс. человек. Городские пути сообщения подразделяются на:- уличные и внеуличные- рельсовые и безрельсовые- общегосударственного (экспрессы) и районного значения.Схемы путей сообщения связаны с планом города, его размерами, формой, рельефом и др. Существует несколько схем планировки: 1) радиально-кольцевая (Москва, Париж, Лондон)2) прямоугольная3) диагонально-прямоугольная (появилась взамен прямоугольной из-заплохого движения транспорта) – пробиваются секущие диагонали к центру4) города-линии (вдоль рек – Сталинград, Самара и др)5) смешанная В транспортном отношении наиболее удобными являются 2 схемы: радиально-кольцевая и диагонально-прямоугольная, т.к. они имеют наименьший коэффициент непрямолинейности маршрутов, т.е. отношения расстояния между двумя пунктами города к расстоянию по воздушной линии. В среднем прямоугольная система дает коэффициент непрямолинейности – 1,27, а радиально-кольцевая – 1,1. Средним показателем является загрузка центра. Чем больше город, тем больше и средняя дальность поездки пассажиров: а – поправочный коэффициент, который равен 0,25 для городов с населением до 1 млн. человек, 0,22 – для городов с населением более 1 млн. человек; s – площадь города. Хороший город считается, когда максимальная длительность сообщения города не превышает 0,75 часа при неблагоприятных условиях с учетом времени подхода к остановкам. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта Сравнению и оценке подлежат следующие виды оценке: - скорость- провозная способность- себестоимость перевозок- удобство пассажиров- безопасность транспорта и поездок на нем Уличные виды транспорта 1) трамвай (tram – англ – рельс; way – путь)В СССР обслуживал 110 городов, на его долю приходилась 1/5 городских перевозок (теперь 1/10). Развернутая длина 9 тыс. км, ширина колеи 1524 мм (есть и 1000 мм). Рельсы желобчатые массой до 65 км/м и железнодорожные R43 и R50. Продольный уклон не более 0,06. Минимальный радиус кривой – 20 м.Расстояние между остановками 300-500 м. Работает на постоянном токе 600 В. Скорость до 70 км/час. Средняя скорость 16-20 км/час.2) троллейбус (trolley – ролик)Им освоена ¼ городских перевозок. Общая длина линий 15 тыс. км. Уклон в длину – 0,08. Работает на постоянном токе 600 В.3) автобус Самый распространенный вид транспорта. На его долю приходится 40 % перевозок. Большинство автобусов карбюраторные – отравляют воздух. Основной вид транспорта в городах с населением 100 тыс. человек.4) автомобили На каждого пассажира требуется до 60 м3 площади проезжей части. Перевозки пассажиров в России:- автобус – 42%- троллейбус – 12,8%- трамвай – 10,2%- метро – 6,0%- автотранспорт – 29%Внеуличный транспорт1) Метрополитен По надежности и комфорту это лучший вид транспорта. Общая протяженность 11 метрополитенов (СССР) –420 км. В Москве – 252 км в двухпутном исчислении. В Москве перевозят более 50% пассажиров. В последние годы не строят, т.к. строительство требует крупных капитальных затрат. Линии метрополитена бывают подземные и наземные. Тоннели под землей строят глубокого (25 м и более) и мелкого (8-12 м) заложения. Продольные уклоны от 3% до 40%. Радиус не менее 400 м, ширина колеи 5 футов (152,4 см). Везде автоблокировка с автостопом. Блок-участок не менее 1 км. Ток постоянный – 750 В слева от рельсов. Длина вагона 19 м, ширина 2,7 м. В Чикаго есть грузовой метрополитен. В настоящее время с появлением линейных двигателей возникло миниметро. 2) Скоростной трамвай Внеуличный вид транспорта, т.к. делается на обособленной полосе. В центре города проходит в тоннеле (в Ижевске, Волгограде, Саратове, Старомосковье). Скорость приблизительно в 2 раза больше обычного трамвая. Взаимодействие различных видов транспорта Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2-х и более видов транспорта. Так 80% грузов, прибывающих в порты, передается на железную дорогу (на речных 50%). Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта, а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта, особенно велик его вес для пассажирских перевозок.Пунктами взаимодействия являются транспортные узлы. Раньше транспортные узлы в силу своего исторического развития, ведомства, частные владения, география, топография строились без учета быстрого перехода грузов с одного вида на другой. Транзитный пассажир покупал новые документы на провоз груза и проезд. Груз в этих пунктах перегружался. Только с введением смешанного прямого сообщения владельцы груза освобождались от заботы перегружать свой товар. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС (единая транспортная система). Основы взаимодействия В большинстве государств мира рациональное взаимодействие основных видов транспортных коммуникаций находится в государственной собственности. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе. Это взаимодействие зависит от многих условий правового, экономического, технического, технологического, организационного и управленческого характера. Н овые технологии: 1) жесткие графики движения грузовых поездов и оборотов локомотивов2) единые технологические процессы работы подъездных путей клиентуры и портовых терминалов.В связи с большой конкуренцией автотранспорта дороги должны активно внедрять скоростные поезда с контейнерами, контреллейрами (фуры).Перевозка этих поездов планируется в транспортных коридорах. Организационный аспект В этом случае взаимодействие обеспечивается:1) совместной разработкой документации по улучшению эксплуатационнойработы, например, контактных графиков, гарантирующих согласованную частоту и равномерность.2) принятие единой системы оперативного планирования текущей работы. Это суточные и сменные планы введения единого времени и порядок обмена необходимой информацией. Для продолжительных перевозок необходимо согласование расписания с другими видами транспорта, где взаимное ожидание должно быть минимальным в пунктах пересадки.Одним из способов получения эффекта является безперегрузочное сообщение. На железнодорожном транспорте это замена у вагонов колесных тележек пассажирских поездов и части грузовых. У большей грузовых вагонов грузы перегружаются. Опыт Испании и эксперименты в Болгарии по использованию новых тележек с самоустанавливающимися колесами. Раздвижка и сдвижка колесных центров происходит на ходу на определенных участках железной дороги. Колеса дорогие.На водном транспорте это применение суда "река-море", а также суда - лихтеровозы позволяют не производить перегрузку с речного на морской транспорт. Также применяются суда "роро".Применялись паромные системы. В последние годы паромные переправы заменяются путями с помощью мостов и тоннелей. Трейлерные перевозки – система перемещения железнодорожных вагонов на специальных платформах по шоссе к получателю. Контрейлерная система перевозки автомобиля прицепами и на вагоне-платформе. Очень распространена в США. Недостаток – перевозка "мертвого" груза (25-30% от полезной нагрузки).Контейнерные и пакетные перевозки. Тароупаковочные и штучные грузы до контейнеров шли по схеме: автомобиль – вагон – автомобиль с переработкой в 6 раз. Применение контейнеров сокращает переработку до 1 раза. Основы комплексной теории транспорта Все виды транспорта, так или иначе, влияют друг на друга. Они взаимодействуют между собой, изолировано изучать их друг от друга нельзя. Конструкция автомобиля, вагона и контейнера одинаковы. Дизельные двигатели применяются в тепловозах, пароходах, автомобилях. Сигнализация применяется на улицах и автодорогах.Тяговые расчеты, пропускная способность, графики движения по своей методике являются одинаковыми для всех. Применяемые формулы, в принципе, также одинаковы, отличаются только параметрами.Основы комплексной теории транспорта впервые были сформулированы академиком В.Н. Образцовым. Категории пути: · в воздухе – воздушная авиация· на воде – подводное плавание· бездушные пути – космос· в воздушной среде с использованием твердой поверхности (железная дорога, автомобили, монорельсовый транспорт, конвейеры и т.д.)· в воздушной среде с использованием водной поверхности (суда и аппараты на воздушной подушке)· в воздушной среде в водных средах – суда на подводных крыльях. Пути характеризуются:- способами направления движения- допускаемыми осевыми и погонными погрузками на железнодорожных, автомобильных дорогах и осадкой судов на водных путях- расчетными уклонами (море – 0; Волга – 0,00007; Енисей – 0,00037;горные реки – 0,01; железная дорога – максимум 0,6-0,8; воздушный транспорт – вертолет – 1)- величиной путевых габаритов (железная дорога, автомобиль, речные суда)- характером и величиной сопротивления. Совершенствование системы управления и государственное регулирование транспортной системы в условиях рыночной экономики В России, где конкуренция практически невозможна из-за естественных монополий и технологических особенностей перевозки грузов и пассажиров (пространство, погода, климат), государство должно выделять видам транспорта сектор транспортного рынка на монопольное обслуживание. Государство оставляет за собой право: 1) контроля качества обслуживания2) правильности применения и уравнения тарифов3) контроля безопасности движения транспортных средств4) соблюдением норм и правил проектирования и строительства транспортных средств и сооружений5) выполнением стандартов экономических воздействий транспорта6) учет национальных интересов. Государственное регулирование должно иметь следующие сферы: 1) организация рынка транспортных услуг с определением параметров спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных предприятий (получение лицензий), в выполнении правил справедливой конкуренции2) регулирование тарифов не только важно для отрасли, а государства в целом, т.к. уровень тарифов влияет на качество жизни людей3) налоговое регулирование (введение льгот на работы по восстановлению, замене и модернизации транспортных средств)4) инвестиционное регулирование5) рациональное дотирование убыточных, но социально значимых транспортных предприятий.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.