Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 11

 

Тема :

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Вопросы лекции:

1. Планирование – системообразующий институт стратегического регулирования экономики.

2. Теоретико-методологические основы индикативного планирования социально-экономического развития.

3. Организационно-экономический механизм реализации стратегических индикативных планов социально-экономического развития.

 

 


Вопрос 1. Планирование – системообразующий институт стратегического регулирования экономики.

В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Оно способствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ.

Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда.

Россия как главное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения.

Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.

В науке господствующее положение заняли позиции тех авторов, которые полностью отрицают возможность использования централизованного и индикативного планирования не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.

Однако опыт функционирования административно-командной и рыночной систем свидетельствует о том, что виноват не сам метод планирования, а его гипертрофированное использование в интересах государства, монополий и отдельных классово-партийных групп.

Метод планирования, как и план, предполагает использование позитивных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриальном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежные отношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства с минимальными потерями ресурсов и времени поддерживать прогрессивные изменения структуры производства, минимизировать влияние факторов, вызывающих кризисные явления в экономике.

С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования.

Это инструменты краткосрочного действия. Они используются в основном для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.

Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет координироваться более совершенным, чем она координируется, ценовым рыночным механизмом. Пользуясь рыночными механизмами при наличии разработанного плана, можно быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.

Полагаем, что положение целиком относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.

Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике.

Чем обусловлена эта возможность?

Во-первых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного потенциала. Это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При этом правительственные доходы и расходы оказывают всевозрастающее влияние на использование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанный оборот.

Во-вторых, государство через финансово-промышленные группы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.

В-третьих, усиление взаимосвязи, зависимости и контроля достигается за счет использования информационных систем, электронно-вычислительной техники, системы Интерната и т.д.

В-четвертых, в современных национальных образованиях растет солидарность и социальное согласие различных слоев и групп населения (госорганов, частного бизнеса, профсоюзов и др.), преследующих единую цель – стабильное развитие экономики и рост благосостояния.

Планомерность – это последовательность реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального поведения и использования рыночных регуляторов для достижения целей экономического роста.

План фиксирует предполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэкономическое планирование предполагает организованную деятельность, осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальными подразделениями (регионами, муниципалитетами и т.д.).

Применительно к рыночной экономике на это указывал К.Ландауэр в книге "Теория национального экономического планирования". Плановые учреждения должны проанализировать, как предполагаемые изменения в производственном процессе повлияют на доходы разных групп населения и какова будет реакция потребителей на изменение в снабжении и доходах.

Отметим, что еще в 30-е годы ряд крупнейших экономистов США (В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт, С. Холланд и др,) выступили с манифестом по созданию в аппарате президента США Управления национального экономического планирования с функциями анализа экономики страны, выявления долгосрочных тенденций развития, разработки программ развития производственной и социальной сфер, а также координации деятельности всех государственных органов по регулированию экономики.

Дж. Гэлбрейт отмечал, что существующее внутрифирменное стратегическое планирование не может обеспечить полного согласования между отраслями-производителями и отраслями-потребителями ввиду нерыночного поведения крупных корпорации. Это может обеспечить только государственный плановый орган.

Государственное вмешательство через разработанные программы предусматривает субсидирование и кредитование из бюджета жилищного строительства, проведение структурной, антикрирзисной и финансовой политики. В условиях рынка никакие организации частного сектора, олигополистические структуры и их различные ассоциации не в состоянии определить комплексные проблемы и задачи, относящиеся ко всей функциональной экономической системе. Только государственные органы в состоянии разработать долгосрочные прогнозы вовлечения неиспользованных резервов и ресурсов, имеющихся в стране, и определить цели, которые не всегда совпадают с целями предпринимательского сектора экономики.

Система плановых ориентировок позволяет государству скорректировать структурные сдвиги, которые, как правило, порождают такие кризисные явления, как безработица, инфляции, неравновесие совокупных рынков и т.д. Совершенная государственная координация во многих случаях действует более эффективно, чем ценовой механизм рынка. На этом основывается государственная промышленная политика Японии, которую проводит Министерство внешней торговли и промышленности. Согласованное планирование в этой стране явилось одним из средств успешного перехода к быстрорастущему производству.

В 60-е годы планирующие органы были созданы во Франции – Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Голландии – Центральное плановое бюро и других странах. Эти планирующие органы анализируют социальные, экологические, демографические проблемы и разрабатывают систему регулирующих мер по их оптимизации. В их функционировании заинтересованы прежде всего предприниматели, подвергающиеся инвестиционному риску при вложении капитала в те или иные отрасли экономики.

В странах с рыночной экономикой используются методы как централизованного, так и индикативного планирования.

По мере накопления опыта и изменения объективных условий наблюдается переход от одного к другому. Так, Франция, первой использовавшая в послевоенные годы индикативное планирование, в последующем перешла к разработке и реализации стратегических государственных планов.

В целом индикативное планирование опирается на согласованность и гармонию общественных интересов. Поэтому в случае экономических конфликтов и кризисных симптомов спада, производства и роста безработицы доверие к этим планам и методам индикативного прогноза резко снижается, а экономика в этом случае вступает в полосу неопределенности и недоверия к сбалансированным индикаторам.

Несмотря на недостатки, индикативные планы позволяют разрабатывать обоснованные цели, задачи и методы реализации государственной социально-экономической политики, организовать взаимодействие всех звеньев федеральной системы (центра и регионов).

Индикативный план органично соединяет в одной концепции- документе действующую экономическую политику, прогнозные рас- четы государственных программ, систему регуляторов, объемы государственных инвестиций и возможности воздействия на динамику функционирования структур на микроуровне. При благоприятной экономической конъюнктуре индикативный план выступает стимулирующим фактором экономического роста при прямом и косвенном государственном регулировании.

Использование его позволяет реализовывать крупные социальные и экологические программы по миграции трудовых ресурсов, освоению территорий, охране водных, лесных и почвенных ресурсов национального государства и его регионов.

На основе индикативных планов определяются:

· глобальные элементы структурной программы государства;

· структура экспорта и импорта;

· основные направления НТП и науки;

· развитие рыночной и производственной инфраструктуры;

· социальных структур;

· параметры институциональной политики государства.

В переходной экономике России отсутствуют специальные структуры по организации как централизованного, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления – индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев населения.

В наследство от командно-административной системы России досталась далеко не совершенная отраслевая структура с преобладанием тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса, сверхмонополизмом и сырьевой ориентацией экспорта. В формирующейся экономике низок уровень рыночной инфраструктуры, информатики, банковско-кредитной системы.

Эти негативные особенности российской экономики, с одной стороны, затрудняют действие объективного автоматического рыночного механизма, с другой, возможности государственного регулирования ее с помощью централизованных и индикативных планов. Положение усугубляется сохранением национального федерализма, недостаточной самостоятельной активности регионов и финансово-кредитных рынков.

Основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни и благосостояния народа.

 

Вопрос 2. Теоретико-методологические основы индикативного планирования социально-экономического развития.

Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индикативный план) - система документов:

1. обосновывающих и определяющих цели, задачи, направления и методы реализации национальной социально-экономической политики;

2. разрабатываемых, утверждаемых, исполняемых, корректируемых и используемых в соответствии с настоящим законом;

3. содержащих комплекс взаимоувязанных количественных показателей социально-экономического развития с указанием их прогнозного или обязательного характера, сроков достижения конкретных значений, органов государственного управления, ответственных за разработку и реализацию плановых заданий, а также органов, осуществляющих расчет соответствующих показателей;

4. устанавливающих экономические нормативы, регулирующие деятельность предприятий и организаций в плановом периоде в пределах, предусмотренных действующим законодательством;

5. содержащих перечень административных мер регулирования социально-экономического развития в плановом периоде, включая программы приватизации и институциональных преобразований;

Система документов индикативного плана социально-экономического развития должна включать в качестве разделов

· концепции и прогнозы социально-экономического развития;

· федеральный и консолидированный бюджеты,

· бюджеты внебюджетных фондов;

· план развития государственного сектора экономики;

· целевые программы социально-экономического развития;

· соглашения между правительством, профессиональными союзами и союзами предприятий (предпринимателей);

· планы-договоры, заключаемые экономико-плановыми органами с региональными и местными экономико-плановыми органами, с предприятиями и их объединениями.

Индикативный план социально-экономического развития разрабатывается и реализуется в следующих структурно-функциональных формах:

Макроэкономический индикативный план - совокупность прогнозных показателей и обязательных заданий индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации без выделения отраслевых и территориальных разрезов (с указанием допустимых значений макроэкономических параметров, поддержание которых включается в цели социально-экономической политики).

1. Индикативные планы развития институциональных секторов национальной экономики - разделы индикативного тина, содержащие показатели, характеризующие деятельности крупных, средних, малых, совместных и подсобных предприятий, индивидуальных предпринимателей и неформальную деятельность. Они разрабатываются, утверждаются, исполняются и корректируются с учетом предложений соответствующих региональных органов государственного управления, а также положений планов-договоров, заключаемых региональными плановыми органами с предприятиями, организациями и объединениями, функционирующими в соответствующих секторах.

2. Индикативные планы развития отраслей национальной экономики - разделы индикативного плана, содержащие показатели, относящиеся к соответствующим отраслям. Они разрабатываются, утверждаются, исполняются и корректируются с учетом предложений соответствующих федеральных органов государственного управления, а также положений планов-договоров, заключаемых федеральными плановыми органами с предприятиями, организациями и объединениями соответствующих отраслей.

3. Индикативные планы социально-экономического развития территориальных образований - разделы индикативного плана, содержащие показатели, относящиеся к соответствующим территориальным образованиям: крупным экономическим районам, территориям Федерации, территориально-промышленным комплексам, промышленным узлам, а также городам, имеющим особо важное значение. Эти планы разрабатываются, утверждаются, исполняются и корректируются с учетом предложений заинтересованных органов местного самоуправления, положений планов-договоров, заключаемых региональными плановыми органами с местными программами и индикативными планами социально-экономического развития.

Органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные (местные) индикативные пианы. Согласование индикативных планов социально-экономического развития Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется на договорной основе.

Индикативное планирование социально-экономического развития Российской Федерации - совокупность процессов разработки, утверждения, исполнения, корректировки индикативных планов и их использования в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством Российской Федерации.

Региональное индикативное планирование является основной формой разработки и реализации социально-экономической политики, механизмов координации деятельности и интересов федеральных органов власти с деятельностью и интересами региональных органов власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, профессиональных союзов и саморегулируемых организаций.

Индикативное планирование разрабатывают соответствующие плановые органы Российской Федерации.

Плановый орган - орган государственного управления, в функции которого входят разработка, утверждение, исполнение, корректировка индикативных планов и заключение планов-договоров с другими плановыми органами, организациями, предприятиями и юс объединениями. К таким органам относятся:

Министерство экономики Российской Федерации, которое должно иметь статус территориального планового органа в части выполнения им функций головного ведомства, отвечающего за разработку индикативных планов, а также концепций и важнейших программ социально-экономического развития региона, планов развития государственно-муниципального сектора субъекта Федерации.

Министерство экономики Российской Федерации призвано:

· отвечать за осуществление индикативного планирования в регионе в целом;

· разрабатывать в составе индикативного плана на очередной год специальный раздел о комплексных мерах государственного регулирования региональной экономики нормативного и административного характера и отвечает за его исполнение;

· осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке индикативных планов, в том числе обеспечивать другие территориальные плановые органы необходимой информацией организационного характера и методическими материалами;

· рассматривать совместно с соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти, территориальными плановыми органами, профессиональными союзами и объединениями предприятий (предпринимателей) представленные ими материалы, обращая особое внимание на скоординированностъ предлагаемых мер государственного регулирования региональной экономики и на их соответствие экономической политике Российской Федерации.

Органы федерального прогнозирования, привлекаемые к разработке индикативных планов социально-экономического развития региона должны иметь статус плановых органов в части выполнения ими функций по разработке прогнозов, входящих в систему индикативных планов. Совмещение функций прогнозирования с функциями разработки других разделов индикативного плана не должно допускаться.

Министерство финансов (управление финансами и бюджетом) Российской Федерации имеет статус планового органа в части выполнения им функций по разработке, утверждению, исполнению и корректировке бюджетных разделов региональных индикативных планов.

Государственные статистические органы имеют статус плановых органов в части выполнения ими функций по оценке итогов выполнения региональных индикативных планов.

Прочие министерства и ведомства Российской Федерации, включая органы управления государственных внебюджетных фондов, имеют статус плановых органов в части выполнения ими функций по разработке, утверждению, исполнению и корректировке программных разделов индикативных планов в пределах соответствующей компетенции.

Исходной базой разработки индикативного плана социально-экономического развития выступает Концепция социально-экономического развития Российской Федерации.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция )это система представлений об: основных проблемах, факторах и условиях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу; угрозах интересам российских граждан, организаций и государства; стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства; важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Исходя из Концепции социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается прогноз социально-экономического развития

Государственной прогноз социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз) — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, базируемых на законах социально-экономического развития и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества, а также будущих изменений в научно-техническом, военно-стратегическом, политическом, экономическом положении страны.

Прогнозы подразделяются на: 1) краткосрочные (до полутора лет), 2) среднесрочные (от двух до пяти лет) и 3) долгосрочные (более пяти лет).

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению и корректировке прогнозов, а также их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами его законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области региональной социально-экономической политики.

Правительство Российской Федерации должно обеспечивать разработку прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного регионального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

Прогнозы социально-экономического развития региона разрабатываются в целом по Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по муниципальным образованиям. Отдельно выделяется прогноз развития: государственно-муниципального сектора региональной экономики, институциональных секторов региональной экономики: крупных, средних, малых, совместных и подсобных предприятий, индивидуального предпринимательства и неформальной деятельности.

Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов развития отдельных общественно значимых сфер деятельности. Они разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы регионального социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов и пропорций развития территориальной экономической системы и ее структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения в регионе.

Прогноз на долгосрочную перспективу должен разрабатываться ежегодно на десятилетний период с погодовой разбивкой в составе индикативного плана очередного года и утверждаться законом Российской Федерации на очередной год. Он разрабатывается с указанием значений аналогичных показателей на соответствующие годы в прогнозе, утвержденном в индикативном плане предшествующего года с обоснованием причин и размеров корректировки прогнозных величин.

Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается взаимоувязано с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики данные прогноза и Концепции на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу с необходимой детализацией и расширением круга прогнозируемых показателей.

Прогноз на среднесрочную перспективу должен разрабатываться на пятилетний период с погодовой разбивкой в составе регионального индикативного плана очередного года и утверждаться региональным законом на очередной год. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается с указанием значений аналогичных показателей на соответствующие годы в прогнозе, утвержденном в индикативном плане предшествующего года, с обоснованием причин и размеров корректировки прогнозных величин.

В целях обеспечения преемственности региональной социально-экономической политики данные прогноза и Концепции на среднесрочную перспективу используются при разработке прогнозов на краткосрочную перспективу с необходимой детализацией и расширением круга прогнозируемых показателей.

Прогноз на очередной год (краткосрочный прогноз) должен разрабатываться ежегодно с помесячной разбивкой в составе индикативного плана очередного года и утверждаться законом Российской Федерации на очередной год.

Краткосрочный прогноз разрабатывается с указанием значений аналогичных показателей на соответствующие месяцы в прогнозе, утвержденном в индикативном плане предшествующего года, с обоснованием причин и размеров корректировки прогнозных величин.

Национальный и консолидированный бюджеты, бюджеты внебюджетных фондов (далее - расширенный бюджет Российской Федерации) являются составными частями индикативного плана на очередной год. Их разработка, утверждение, исполнение и корректировка осуществляются в соответствий с региональным бюджетным законодательством.

Показатели расширенного бюджета Российской Федерации должны быть взаимоувязаны с другими разделами индикативного плана.

 

 

Вопрос 3. Организационно-экономический механизм реализации стратегических индикативных плановсоциально-экономического развития.

Индикативные планы социально-экономического развития должны конкретизироваться в программах социально-экономического развития.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации (далее — программа) - единый комплекс взаимосвязанных целей социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых органами его управления путей и средств их достижения. Они должны быть увязанными по срокам и ресурсному обеспечению между собой, а также с индикативными планами, включая прогнозы, бюджеты и планы-договоры, заключаемые федеральными плановыми органами с региональными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и их объединениями.

Порядок разработки целевых программ определяется Правительством Российской Федерации. Целевые программы утверждаются Федеральными Законами.

В перечне национальных целевых программ, входящих в состав индикативного плана на очередной год, указываются:

1) краткие характеристики каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая цели, основные этапы и сроки их выполнения;

2) результаты выполнения этапов предшествующих лет для переходящих целевых программ;

3) необходимые объемы финансирования каждой из принятых к реализации целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

4) объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств национального бюджета в предстоящем году;

5) государственные заказчики программ и их основные исполнители. Объем расходов по каждой утвержденной целевой программе на соответствующий год предусматривается в бюджете отдельной строкой.

Ключевое функциональное место в системе реализации индикативного планирования должны занимать:

· планы развития государственного сектора экономики;

· планы – договоры с территориальными плановыми органами,

· планы – договоры с предприятиями и их объединениями (союзами, ассоциациями, финансово-промышленными группами),

· планы – договоры с профессиональными союзами и объединениями предпринимателей, заключаемые плановыми органами.

План развития государственного сектора экономики должен включать показатели его функционирования и развития (объем прибыли и ее распределение; объем реализуемой продукции; стоимость имущества, в том числе основных производственных фондов и оборотных средств; численность занятых и фонд оплаты труда; величину инвестиций за счет собственных и привлеченных средств), а также получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

План по доходам включает следующие показатели: прибыль от деятельности государственных предприятий; доходные поступления по акциям и паям в предприятиях с участием государства; доходы от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества; другие доходы от использования государственной собственности.

План расходов включает следующие показатели: расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции; расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, расходы на закупки для государственных нужд; другие расходы.

План доходов и расходов государственного сектора отражается в бюджете Федерации.

План развития государственного сектора составляется для государственного секторов в целом, а также в разрезе отраслей, регионов, видов предприятий и муниципальных образований и включает план развития государственного сектора Федерации. По отдельным видам продукции государственного сектора субъекта Федерации в план могут быть включены показатели ее производства в натуральном выражении и цены реализации с индексацией или без таковой.

План развития государственного сектора экономики Федерации должен содержать оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности ее использования.

При заключении планов-договоров плановые органы руководствуются утвержденными показателями индикативного плана.

Положения заключенных планов-договоров учитываются при разработке, исполнении и корректировке региональных индикативных планов. Планы-договоры могут быть расторгнуты или пересмотрены с согласия сторон. Пересмотр или расторжение планов-договоров в одностороннем порядке допускается с выплатой предусмотренных договором компенсаций. Для защиты своих законных прав и интересов стороны вправе обращаться в суд.

Заключение плана-договора является обязательным для предприятия или организации, которым предоставляются региональные налоговые и другие льготы, государственные гарантии по их обязательствам и прочие виды региональной государственной поддержки, если иное не предусмотрено законодательством.

Ежегодное Президента Российской Федерации Федеральному Собранию должно содержать специальный раздел, посвященный Концепции на среднесрочную перспективу. В этом разделе:

I) характеризуется состояние экономики Российской Федерации с анализом основных проблем, факторов и условий ее социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, угроз интересам граждан, организаций и государственным институтам;

2) формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики, направления реализации указанных целей и важнейшие задачи, подлежащие решению на региональном уровне, приводятся важнейшие целевые территориальные макроэкономические показатели.

Послание Президента Российской Федерации должно содержать специальный раздел, посвященный анализу выполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года и уточнению задач на предстоящий (следующий за текущим) год.

Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального индикативного плана на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки проекта индикативного плана на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Органы федеральной исполнительной власти и местные плановые органы, а также другие организации-заявители бюджетных ассигнований в составе индикативных планов социально-экономического развития соответствующих отраслей и муниципальных образований:

1) представляют в Министерство экономики субъекта Российской Федерации проекты бюджетных заявок на финансирование территориальных и муниципальных нужд в предстоящем году;

2) уточняют региональные целевые программы, планируемые ассигнования на закупки и поставки продукции и товаров для территориальных государственных и муниципальных нужд, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач, а также проведение предконтрактной проработки размещения заказов для территориальных государственных и муниципальных нужд на предстоящий год.

Проект индикативного плана на среднесрочную перспективу разрабатывается Правительством субъекта Российской Федерации и представляется им в Законодательное Собрание субъекта Российской Федерации одновременно с проектом регионального бюджета в сроки, установленные законодательством о территориальном бюджетном процессе.

Правительство Российской Федерации в составе проекта индикативного плана на предстоящий год ежегодно должно представлять Законодательному Собранию следующие документы и материалы:

1) оценку итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выявление степени реализации установленных целей и задач, меры, обеспечения приоритетов социально-экономической политики;

2) Концепцию на среднесрочную перспективу с характеристикой состояния экономики субъекта Российской Федерации, с указанием целей, задач и направлений региональной политики, а также с перечнем основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых должна быть направлена политика Правительства субъекта Российской Федерации в предстоящем году;

3) прогнозы на долгосрочную, среднесрочную (включая прогноз бюджетных показателей на предстоящие пять лет) и краткосрочную (включая прогнозный проект сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации на предстоящий год) перспективу;

4) оценку итогов исполнения и расширенного бюджетов Российской Федерации за предшествующий год и прошедший период текущего года;

5) проект федерального бюджета на предстоящий год в помесячной разбивке с выделением бюджетов целевых фондов;

6) проекты бюджетов внебюджетных фондов в помесячной разбивке на предстоящий год;

7) перечень целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

8) перечень и объемы поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

9) план развития государственного сектора экономики;

10) планы-договоры, заключенные плановыми органами с региональными плановыми органами, предприятиями, организациями и их объединениями, профессиональными союзами и объединениями предпринимателей.

При необходимости Правительство Российской Федерации представляет проекты региональных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году. Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется региональным Законодательным Собранием при обсуждении проектов территориального индикативного плана на предстоящий год.

Корректировка регионального индикативного плана на среднесрочную перспективу осуществляется при разработке и утверждении индикативного плана на очередной год в режиме скользящего планирования. В случае необходимости осуществляется корректировка индикативного плана на текущий год. Она является обязательной при внесении изменений в основные показатели регионального бюджета на текущий год, включая секвестрирование бюджетных расходов.

Итоги исполнения регионального индикативного плана за предшествующий год представляются Правительством Российской Федерации в Федеральное Собрание в составе проекта индикативного плана на предстоящий год.

Итоги исполнения индикативного плана за предшествующий год утверждаются регионального законом с указанием прогнозно-плановых и фактических значений показателей социально-экономического развития, степени исполнения плановых заданий и оценки деятельности региональных плановых органов в пределах их компетенции.

Правительство Российской Федерации должны обеспечивать ежемесячный мониторинг состояния экономики Федерации и публиковать информационно-статистические данные о его социально-экономическом положении по всем показателям и в методологии, соответствующей утвержденному индикативному плану. В целях обеспечения преемственности индикативных планов в случае изменения состава показателей или методологии их расчета в течение года мониторинг осуществляется в двух вариантах: прежнем и измененном.

Индикативные планы на стадиях внесения на рассмотрение в Федеральное Собрание и после утверждения региональным законом, а также региональные законы об утверждении итогов исполнения индикативных планов за предшествующий год подлежат опубликованию в прессе (и посредством размещения в общедоступных базах данных в электронных информационно-телекоммуникационных системах, включая Интернет, без взимания с пользователей баз данных дополнительной платы).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребности и мотивы личности | Вопросы лекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.