Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления и типологические характеристики русской философии




Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Философические письма». Его главная тема – историческое предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об изолированности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах образованной публики того времени. В развитии русской философии выделяют следующие направления:

1. Западничество характеризуетсякак течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивали Станкевич Н. В, Бакунин, Грановский.. Основные идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре России того времени; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; где средством социальных преобразований должно было выступить просвещение и пропаганда; 4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран.

2. Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Представители славянофильства: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;

Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общественного уклада; обоснование ее особой мировой миссии. В качестве специфического фактора развития русско-православного мира славянофилы называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном виде, не опосредованном западным рационализмом. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, проповедовал идеи объединения Востока и Запада через воссоединение церквей. Основной целью своей философии В. С. Соловьев видел построение новой системы категорий, не сводимой к какой-либо одной традиции. Новая философская система, считал В. С. Соловьев, должна стать выражением «идеальной жизни», представляя собой особое знание – знание всеединства. Искомое в философии В. С. Соловьева всеединство романтически переживалось философом в образе Софии – «вечной женственности». Главный принцип знания такого рода – положительное всеединство. Основа постулируемого синтеза – нравственный элемент, поэтому его искомая форма может существовать лишь в виде жизненно практического знания, в виде своего рода «философии жизни». Развивал теорию цельного знания, направленная против сведения познавательных способностей человека к его рациональной сфере. Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития конца ХIХ – начала ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), представляет личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал В. С. Соловьев, - в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли В.С. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества.

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. ХIХ – нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления:

§ религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков);

§ философско-методологическое (Е. М. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

В качестве философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: 1) идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; 2) объяснение человечества как органичной части космоса; 3) идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; 4) идея вечности жизни; 5) в понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной; 6) космизм обосновывал идею гармонии человека и природы; его экологический потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого комплекса природы, человека и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.