Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Лекция 11

  1. Этапы познания геометрических фигур детьми дошкольного возраста.
  2. Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений.

 

1.

Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем –структуру.

Процесс познания детьми формы как свойства – длительный и сложный.

Для детей 2 – 3 лет основной опознавательный признак фигуры – поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу. В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами «кружок», «кубик», «шарик». Как правило, они «опредмечивают» геометрические фигуры, называя их «крышей», «платочком», «огурцом» и т.д.

В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:

- геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме (в 3 – 4 года). Называя фигуры, говорят: «Треугольник – как крыша», «Платочек – как квадрат». Дети обследуют фигуру осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредотачивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.

- в 4 – 5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем). Успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование становится точным и результативным.

Как правило, в этом возрасте складываются образы фигур. Дети начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.

- в 5 – 6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность. Дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Огеометрические фигуры. воспринимаютсязательно- двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фокусируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, уорядочивают и систематизируют предметы по форме.

Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

 

2.

Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т.д. В играх с влажным песком дети успешно овладевают формообразующими действиями.

Целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять геометрические фигуры и находить им подобные предметы в окружающем мире. Самой доступной детскому восприятию формой является круг (шар). Все игровые и результативные действия сопровождаются словами: такой же, не такой же …, другой, первый, последний и т.д.

К трем годам дети овладевают простыми предметно-познавательными действиями: соотнесение, выбор, сравнение, воссоздание, простейшие преобразования и изменения. Они раскладывают фигуры в заданной последовательности; нанизывают бусы; составляют башенки из кубиков, плоские картинки.

Детей следует привлекать к участию в опытно-экспериментальной деятельности: катать шары и цилиндры, изменять форму, вылеплять из влажного песка; прогнозировать действия – упадет – не упадет и т.д.

 

В 3 – 4 года дети активно используют геометрические фигуры в самостоятельных играх, зрительно сравнивают и сопоставляют их. Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В специальных упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала – стороны, затем – углы.

С целью развития умений воспринимать фигуры уместно упражнения на совмещение фигур с контуром, вкладывание их в выемки.

Количество познаваемых фигур зависит от его индивидуальных возможностей.

С целью оптимизации процесса освоения и применения в разных видах деятельности знаний об эталонах используется такой прием как обведение карандашом моделей фигур, колец. Дети лепят геометрические фигуры из глины и пластилина, чертят пальцем на песке, складывают из палочек и т.д.

Дети осваивают простые зависимости между фигурами по структуре, назначению, использованию в играх. Начинают понимать логические задачи на продолжение ряда, нахождение пропущенной фигуры в ряду и др.

Дети в результате игр и упражнений, простейших исследований к концу года овладевают предметно-познавательными действиями сравнения, составления пар, соотношения, группировки, видоизменения, воссоздания. Дети охотно участвуют в исследованиях, направленных на изучение свойств геометрических фигур.

- узнавание по тени. Самостоятельное расположение предметов с целью получения других теней.

- симметричное раскладывание геом фигур

- складывание кубов, цилиндров из готовых разверток

 

детей 4 – 5 лет интересует многообразие форм окружающего мира. Они сравнивают, выявляют отношения идентичности и подобия. Дидактические пособия, предлагаемые детям, реализуют их стремление к активной деятельности с геометрическими фигурами., оперированию одновременно несколькими свойствами.. это такие пособия как наборы геом фигур, моделей, логические блоки Дьенеша, игры «Цвет и форма», «Форма и размер» и др.

дети среднего дошкольного возраста выделяют в предмете то, что является в нем показателем и характеризуется в логике словами «свойство» или «признак». Для этого они используют сравнение, обследование, изменение, перекладывание, воссоздание и т.д.

Уточняются представления детей о границах и плоскостях фигур, гранях и ребрах отдельных геом фигур. Для этого дети закрашивают фигуры, склеивают их из разверток, делают из проволоки, тонкого картона и др.

Важно в этом возрасте научиться зрительно выделять контур как опознавательный признак фигуры.

Дети пятого года овладевают умением устанавливать связи, зависимости, закономерности. Находят общее и отличие внутри группы треугольных, четырехугольных, округлых и др. фигур. Устанавливают закономерности следования, включения фигур в группу, увеличения их количества, исключения их из группы, находят лишнее и недостающее. Для этого используют головоломки, задачи на преобразование, поиск недостающей фигуры, четвертой лишней и т.д.

Освоив умения выделять и чертить прямые и кривые линии, ставить точки, дети уточняют их назначение в геом фигурах. В упражнениях на вычерчивание разных линий дети пользуются шаблонами, линейкам, уголками.

Исследуя совместно со взрослыми различные жизненные ситуации и явления, дети:

- сами составляют силуэты геом фигур и дают им названия

- учатся отвечать на вопрос «что это?» (предмет, рисунок, тень, отражение)

- узнают геом фигуру по ее тени

- составляют из геом фигур узор

- понимают как изменяется геом фигура в результате разрезания, складывания, деления на части

- могут сказать, сколько фигур разных форм можно получить, соединяя три и более одинаковых квадрата

 

В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) детям свойственно быстрое узнавание и название плоских геом фигур и тел, различие фигур. У детей расширяется представление о разновидностях фигур, к ним относятся серп, звезда, сердечко, точка, линия, угол.

Дети моделируют геом формы: чертят их, создают из спичек и пластилина, изображают схематически с помощью точек, вырезают, лепят и т.д.

В старшем дошкольном возрасте педагоги преследуют в основном след развивающие задачи:

- способствовать освоению детьми обобщений: все фигуры круглые, но разного размера, все фигуры многоугольники, но среди них есть треугольники, четырехугольники, шестиугольники разные по цвету и размеру

- соблюдать логику при сравнении: выделять сходство по цвету, форме, размеру, пропорциональному соотношению сторон, конфигурации; затем различия по тем же признакам. Осуществлять сравнение на наглядной основе, по представлению (словесному описанию); постепенно увеличивать количество сравниваемых между собой фигур; сравнивать группы фигур (4 – 6 объектов) между собой. Сравнивать с определенной целью (узнать, чем похожи), по условию (сравнивать только похожие фигуры), по конечному результату (выбираются те фигуры, которые подлежали сравнению)

- устанавливать связи и зависимости групп фигур; связи преобразования, видоизменения; отношения равенства (одинаковости) и неравенства, упорядоченности

- способствовать систематизации детских представлений в процессе упражнений на классификацию при практическом изготовлении фигур, сравнении и противопоставлении

- развивать умения создавать творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете, разнообразии форм, пространственном размещении и т.д.

Составление загадок совместно с детьми способствует уточнению свойств объектов.

Осуществление действий с объектами вымышленного мира развивает творческие способности детей, актуализирует потребность сравнивать, изменять, объяснять. Например, оказавшись на неизвестной планете, дети дают названия увиденным там геометрическим формам, предметам.

В исследовательской деятельности дети пользуются простейшими приборами для черчения, преобразования фигур, создания композиций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составление продольного и поперечных профилей | Конструкции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.