Дуралюмины. Дуралюмины называются сплавы Al-Cu-Mg, в который дополнительно вводят марганец. Типичный дуралюмином является сплав Д1, однако вследствие сравнительно низких механических свойств производство его заметно сокращается; сплав Д1 для листов и профилей заменяется Д16. Упрочнение дуралюмина при термической обработке достигается в результате образования зон ГП сложного состава и метастабильных фаз q и S. Марганец повышает стойкость против коррозии, а присутствие в виде дисперсных частиц фазы Т (Al12Mn2Cu) повышает температуру рекристаллизации и улучшает механические свойства. В качестве примесей в дюралюминии присутствуют кремний и железо, которые, образуя грубые нерастворимые интерметаллические фазы, снижают трещиностойкость К1с, т.е. облегчают распространение трещин при действии растягивающих напряжений, поэтому уменьшение содержания железа и кремния повышает вязкость разрушения. Дуралюмин, изготавливаемый в листах, для защиты от коррозии подвергают плакированию, т.е. покрытию тонким слоем алюминия высокой чистоты, что заметно снижает прочность. Упрочнение достигается закалкой и естественному старением, что обеспечивает более высокую коррозионную стойкость. Дуралюмины удовлетворительно обрабатываются резанием в закаленном состоянии и состаренном состояниях и плохо - в отожженном состоянии, хорошо свариваются точечной сваркой и не свариваются сваркой плавления вследствие склонности к образованию трещин. Из сплава Д16 изготавливают обшивки, шпангоуты, стрингера и лонжероны самолетов, силовые каркасы, строительные конструкции, кузова грузовых автомобилей. Сплавы авиаль (АВ). Эти сплавы уступают дуралюминам по прочности, но обладают лучшей пластичностью в холодном и горячем состояниях. Авиаль удовлетворительно обрабатываются резанием в закаленном и состаренном состояниях, и сваривается контактной и аргонодуговой сваркой. Сплав обладает высокой общей сопротивляемостью коррозии, но склонен к межкристаллитной коррозии. Авиаль закаливается о 515-5250С с охлаждением вводе, а затем подвергают естественному старению (АВТ) или искусственному при 1600С 12 ч (АВТ1). Искусственное старение надо выполнять сразу после закалки. При увеличении перерывов между временем закалки и началом искусственного старения прочность сплава после старения уменьшается. Упрочняющей фазой в авиале является соединение Mg2Si. Из сплава АВ изготавливают различные полуфабрикаты, используемые для элементов конструкций, несущие умеренные нагрузки, кроме того лопасти винтов вертолетов, кованые детали двигателей, рамы, двери, для которых требуется высокая пластичность в холодном и горячем состояниях. Высокопрочные сплавы. Предел прочности этих сплавов достигает 550-700 МПа, но при меньшей пластичности, чем у дуралюминов. Представителем высокопрочного алюминиевого сплава является В95 (таблица 50). С увеличение содержания цинка и магния увеличивается доля упрочняющих фаз, которые повышая прочность, понижают пластичность и коррозионную стойкость. Добавки марганца и хрома улучшают коррозионную стойкость. Сплавы закаливают от 460-4700С (с охлаждением в холодной или горячей воде) и подвергают искусственному старению при 135 - 1450С 16 ч. По сравнению с дуралюмином эти сплавы обладают большой чувствительностью к концентраторам напряжений и пониженной коррозионной стойкостью под напряжением. Сплав В95 хорошо обрабатывается резанием и сваривается точечной сваркой. Сплавы В95 рекомендуется для сжатых зон конструкций и для деталей без концентраторов напряжений. Сплавы для ковки и штамповки. Сплавы этого типа отличаются высокой пластичностью и удовлетворительными литейными свойствами, позволяющие получить качественные слитки. Сплав АК6 используют для деталей сложной формы и средней прочности. Сплав АК8 рекомендуется для тяжело нагруженных штампованных деталей. Он мене технологичен, чем АК6. Ковку и штамповку сплава проводят пр 450-4750С. Их подвергают закалке и старению при 150-1650С 6 - 15 ч.. Образую упрочняющие фазы. Они хорошо обрабатываются резанием и удовлетворительно свариваются контактной и аргонодуговой сваркой. Сплавы склонны к коррозии под напряжением и межкристаллитной коррозии. Жаропрочные сплавы. Эти сплавы используются для деталей. работающих при температуре до 3000С. Жаропрочный сплав имеет более сложный химический состав. Они дополнительно легируются железом, никелем, титаном, образуя ряд упрочняющих фаз, которые и обеспечивают высокую жаропрочность. Высокая жаропрочность сплава Д20 достигается благодаря высокому содержанию меди, а также марганца и титана, замедляющих диффузионные процессы. Кроме того, титан задерживает процесс кристаллизации. Сплав АК4-1 закаливают при 5300С в холодной или горячей воде и подвергают старению.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление