Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые социальные группы. Понятие. Виды. Организация. В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей

 

В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое. оно достигается в социальных группах - устойчивых, самовозобновляю­щихся комплексах солидарных взаимодействий.

Наиболее организованной формой социальной общности является социальная группа – устойчивая общность людей, возникающая на основе социальных взаимодействий. К группам относятся политические партии, трудовые коллективы, учебные группы, создающиеся на относительно продолжительный срок и преследующие общие цели. Социальные группы отличаются многими признаками от других общностей. Особую значимость имеет то, что внутри групп складывается своя культура (ценности, традиции, обычаи, нормы группового поведения), формируются устойчивые социальные ожидания. При этом неизбежно функциональное размежевание (есть лидер, доверенные лица, советчики, организаторы, знатоки). Основой высокой сплоченности выступает групповое самосознание, идентификация себя с группой, а также групповой контроль – нормы и санкции, применяемые к членам группы для поддержания интегрированности.

В зависимости от характера социальных связей выделяют первичные и вторичные, малые и большие группы.

Первичной называется группа, отношения в которой складываются на основе эмоциональной близости, симпатий, родства, личной привязанности. Этот термин ввел американский ученый Ч. Кули в на­чале XX в. и связал его с понятием семьи как первой группы, в которой начинается социализация личности. В современной социологии пер­вичной называется группа, отношения в которой складываются на ос­нове эмоциональной близости и симпатий, родства и личной привязан­ности (преобладают так называемые первичные отношения).Таковы семья, дружеский коллектив. Для индивидов в такой группе главным является сам процесс общения, а не достижение каких-то рационально поставленных целей.

Наоборот, отношения во вторичных группах складываются на утилитарной основе, в них преобладает целесообразность, решение практических задач. Связи во вторичных группах носят безличный характер. Это учебные и трудовые коллективы, спортивные секции, клубы. Жесткой привязанности характера отношений к типу группы нет: в первичных группах могут возникнуть вторичные отношения и наоборот. Никого не удивит, если друзья вместе готовятся к экзаменам, но дружеское общение для них все же важнее экзаменационных успехов. Аналогично, членов вторичной группы могут связать дружба, симпатии, но ведущим все же останется совместная функциональная деятельность, достижение общих цели.

Малые группы складываются на основе непосредственных контактов, личного знакомства или родства, общих целей и интересов. Это семья, студенческая учебная группа, заводская бригада, кафедра в вузе. В малой группе не более 25-30 человек. Это – важное условие прямого взаимодействия, личного знакомства. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной.

Большими называются социальные группы, взаимодействие в которых осуществляется преимущественно опосредованно: политические партии, международные организации, заводские коллективы. Большие группы всегда являются вторичными. Для поддержания групповой целостности в них создаются опосредующие звенья - малые группы, через деятельность которых ценности и нормы больших групп доносятся до индивидов.

Между индивидом и группой складываются сложные, многообразные отношения. В этом смысле выделяют ингруппы и аутгруппы («свои» и «чужие»), референтные группы. Ингруппы – те, с которыми индивид себя идентифицирует, они являются для него «своими»: «моя семья», «мой народ», «мои коллеги», «ребята с нашего двора». Аутгруппы – это «другие», «чужие», все, кто не относится к нашей группе – другие семьи, жители других городов и граждане других стран и т.п. Референтной (значимой) является та группа, правила и требования которой влияют на поведение индивида. Она не обязательно совпадает с группой принадлежности. Так, референтным для студента может быть не его учебная агруппа, а, например, его школьный класс. Подростки могут считать для себя эталоном поведения эстрадных звезд, популярных артистов или известных спортсменов.

Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней проявляются качественно более высокой интен­сивностью, глубиной.

Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибу­тивные свойства

• наличие (помимо совпадающих целей) единой общегруппповой

• "принятие членами группы основных ценностей, норм, раз­деляемых группой, формирование «Мы-сознания»

• устойчивая, самовозобновляющаяся система система солидарных взаимоимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений

Духовно-культурная жизнь социальной группы характеризуется рядом особенностей.

люди, объединенные в социальные группы' характеризуются единством ведущих регуляторов: ценностей, норм, причин поведения.

другой отличительной чертой духовной жизни высокоинтегрированной группы является формирование у ее членов солидаристских ориентации, направленных на данную группу. Это выра­жается в:

• признании индивидом значимыми для себя успехов груп­пы, необходимости укрепления ее авторитета, позиций, устойчивости (назовем это условно «авторитетностью» группы в глазах ее членов);

• признании индивидом значимым для себя мнения груп­пы, желании соответствовать образцам поведения, принятым в данной группе (назовем это «референтностью» rpуппы.

Конечно, иногда для человека более значимы нормы, цен­ности другой, более престижной группы, что естествен­но, поскольку человек стремится к новым достижениям и продвижению. Но определенная референтность необходи­ма во всех случаях для успешного функционирования группы. Если группа не обладает достаточной референтностью. она

— распадается.

Синтез перечисленных (и других) особенностей духовно-кУльтурной регуляции связей в социальных группах способствует Формированию чувства принадлежности к группе, причисления себя к группе - «Мы» Эффект идентификации индивида с общ­ностью. т.е. «Мы-сознание». «Мы» может обладать различной обязывающей силой:

можно говорить о формальной идентификации личности с ка­кой-нибудь категорией граждан («Мы-студенты», когда речь идет просто о студенчестве как социальной категории молодых людей, обучающихся в вузах или техникумах; «Мы-инженеры» и т.д.);.

Яркой чертой (во многом интегральной) духовной жизни в группе" является конформизм — коррекция ценностей, поведения отдельных членов группы в соответствии с нормами, традиция­ми, требованиями группы.

Ввиду многозначности трактовок понятия «конформизм» уточним его. Мы понимаем конформизм как вынужденное или добровольное усвоение индивидом принятых в группе оценок, идей, норм, ценностей. Соответственно, конформизм может про­являться в тех случаях, когда индивид в угоду группе меняет свою точку зрения, свои стандарты поведения, и в тех случа­ях, когда человек, не имевший своей точки зрения на то или иное событие, своего мнения, перенимает позицию, сложив­шуюся в группе, и в тех случаях, когда личность, отдавая приоритет групповым интересам, стремясь укрепить группу, в знак солидарности осознанно принимает мнение группы, ее нормы. В последнем случае речь идет о добровольном, сознатель­ном изменении своей точки зрения, а не под давлением груп­пы или из-за опасения такого давления*.

Конформизм порождается и авторитетностью группы, и ее ре-ферентностью, и идентификацией личности с группой. В отдель­ных случаях он невозможен без группового давления, группового контроля за поведением человека

Конформизм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, конформизм усиливает целостность, интегрированность группы.

С другой стороны, он таит в себе немало опасностей, посколь­ку сложившееся ошибочное мнение группы, ее лидеров, инициа­тивных членов приобретает статус «священной коровы». Может ли ошибаться коллектив, класс, народ? Учитывая, что выработка коллективного мнения включает и механизмы конформизма, мож­но ответить утвердительно.

элементом структуры группы являются коммуникации между ее членами. Эти коммуникации (свя­зи, отношения) могут приобретать самый разный характер - в зави­симости от вида группы. Поскольку из всех видов социальных групп лучше всего изучены малые группы, то более других известны связи именно между их членами. Из учебника в учебник перекочевывает схема типов коммуникаций в группе из пяти человек, в ходе которых возникают различные результаты групповой деятельности

Так, типы коммуникации «круг» и «сложный круг» («паутина») используются при выполнении творческих работ, где требуется oripe. деленное равенство между членами социальной группы при принятии решений. Здесь существует также и обратная связь, и получение ин­формации каждым от каждого - при отсутствии выраженного лиде­ра. Иное дело - «штурвал», который предполагает коммуникацию только через лидера, самостоятельно принимающего управленческие решения для всей группы и каждого ее члена.

Конечно, типы коммуникаций в большой группе значительно слож­нее, чем в малой, и, главное, почти не исследованы.[11]

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого является деятельность лидера. Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля.

Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности. Лидер наделяется властью, которая существует везде, где есть совместная деятельность.

осуществление внешних контактов, сотрудничество и про­тивоборство с другими группами, поиск наиболее выгод­ных внешних связей, отстаивание интересов группы перед вышестоящими организациями, т.е. обеспечение наилуч­ших внешних условий для деятельности групп;

• реагирование на вызовы внешней среды и выдвижение соответствующих новых идей, целей развития группы в изменившихся внешних условиях, реорганизация внутренней структуры группы, норм, стандартов солидарных отноше­ний в соответствии с внешними требованиями;

• программирование, координация деятельности членов груп­пы с целью эффективного решения задач внутригруппового развития, ее отдельных участников, усиления сплоченнос­ти, солидарности группы, преодоления конфликтов и т.д.;

Формальныйнеформальный лидер.

В неформальной (малой) группе лидер, естественно, нефор­мальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти носит, как правило, достаточно диффузный, расплывчатый ха­рактер (например, лидер компании друзей).

В формальной группе зачастую существует проблема соотноше­ния формального официально наделенного властью руководите­ля и неформального авторитета, выразителя групповых мнении, интересов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положение коренного населения: Перу, Боливия, Мексика | Лекция 12. Определения и происхождение обязательства. Место, время, просрочка и исполнение обязательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.