Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия достоверности выводов по аналогии

 

Слабым местом аналогии является правдоподобный, а не достоверный характер ее выводов. Две главные причины несостоятельности аналогии заключаются в:

1) не существенности признаков, служащих основанием аналогии;

2) отсутствие связи между признаками, служащими основанием аналогии и переносимым признаком.

В примере аналогии свойств, связанным с перенесением признака «писать замечательные сказки» с Клайва Льюиса на Джона Толкиена, признаки, входящие в основание аналогии, являются существенными для этих предметов, однако эти признаки не имеют внутренней связи с признаком «писать замечательные сказки». Можно привести сколько угодно примеров, в которых предмет обладает признаками, входящими в основание аналогии, и не обладает переносимым признаком.

Достичь высокой степени вероятности выводов по аналогии можно, если позаботиться о соблюдении некоторых условий, повышающих вероятность аналогии:

1) число общих для образца и субъекта аналогии признаков должно быть возможно бОльшим;

2) признаки, служащие основанием аналогии, должны быть существенными для сравниваемых предметов. Чем они существеннее, тем в бОльшей степени выражают природу сравниваемых объектов, что, в свою очередь, повышает степень вероятности выводов;

3) общие признаки должны охватывать различные стороны сравниваемых предметов;

4) переносимый признак должен принадлежать к тому же типу, что и признаки, составляющие основание аналогии, и быть связанным с ним. Это значит, что если общие признаки являются физическими свойствами, то и переносимый признак должен иметь физическую природу. Например, объяснение отношений в сообществе людей по аналогии с сообществом животных, как и наоборот, является грубой ошибкой, поскольку перенос общественных отношений осуществляется на основе сходства людей и животных по многим признакам биологической и психологической природы, но не затрагивается социальная природа человека;

5) Поскольку в аналогии сравниваются разные объекты, то необходимо при их отборе для сравнения быть внимательным к тому, чтобы их отличие не оказалось более существенным, чем их сходство. Если это отличие связано с переносимым признаком внутренней связью, то вывод будет маловероятным, скорее всего – ложным;

6) Чем менее существенно различие между сравниваемыми объектами, тем выше степень вероятности вывода.

 

Наибольшую степень вероятности имеют выводы по аналогии в том случае, когда совокупность общих признаков является причиной переносимого признака. Наличие причины, как известно, означает необходимость возникновения следствия. Однако момент вероятности в выводе по аналогии не может быть устранен ни при каких обстоятельствах, потому что у предмета, относительно которого делается вывод, может появится фактор, нейтрализующий причину и парализующий ее действие.

Каждый вывод по аналогии требует тщательной проверки и если в ходе ее он окажется ложным, сама аналогия не должна рассматриваться как бесполезная, потому что она помогла избежать одного из ошибочных мнений.

 

Существует легенда о том, что однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи,сенатор Менений Агриппа умиротворил их следующим образом. «Каждый из вас знает, - говорил он, - что в организме человека существуют различные части, прочем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с места на место; руки работают, голова думает. Государство – это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции – это мозг государства, плебеи – это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль? Если бы руки отказались работать, голова – думать, тогда бы человек был обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане откажутся выполнять то, что является их естественной обязанностью». (Это ложная аналогия, т.к. игнорируется различие, исключающее возможность переноса данного признака с модели на образец. Руки и ноги не могут выполнять функции головы, а плебеи могут выполнять функции управления государством, которые присвоили себе патриции).

 

 

Аналогия и моделирование.

 

У/з по аналогии – одна из основных составляющих распространенного в теоретической и прикладной науке метода моделирования. Метод моделирования заключается в том, что для изучения какого-либо объекта-оригинала конструируется другой объект, подобный оригиналу в некоторых существенных отношениях, называемый моделью. Модель исследуется, а затем результаты исследования этой модели переносятся на оригинал.

В методе моделирования модель играет роль образца аналогии, а оригинал – роль субъекта аналогии.

Распространение метода моделирования связано с недоступностью многих объектов научных исследований непосредственному экспериментированию. Это связано с космическими объектами, микрообъектами, обществом и т.п. В 20 веке большое распространение приобрели знаковые модели исследуемых явлений. К этой области относится математическое моделирование объектов самой разной природы – от элементарных частиц до психических и общественных процессов – и логическое моделирование рассуждений, модели мира, свойственные различным культурам, компьютерные модели разнообразных явлений.

В моделировании свою роль играют два основных вида у/з по аналогии - аналогия свойств и аналогия отношений. Аналогия отношений по преимуществу используется на этапе конструирования модели, когда необходимо построить аналогичный оригиналу объект, часто используя материал совершенно иной природы. Аналогия отношений позволяет в данном случае построить модель, в которой основные соотношения между существенными для решаемой задачи параметрами тождественны или в значительной мере подобны отношениям, существующим в объекте-оригинале.

На этапе перенесения результатов исследования с модели на оригинал главную роль играет аналогия свойств.

Результаты моделирования также носят вероятностный характер.

 

Значение умозаключений по аналогии.

Рассмотренное многообразие видов умозаключений по аналогии способствует их широкому распространению в самых различных сферах интеллектуальной практики. Действительно, анализ любого уровня и любой формы сознания обнаруживает обязательное присутствие в них того или иного типа аналогии, а иногда сразу нескольких. Именно аналогия позволяет носителю обыденного сознания впервые обнаруживать в окружающей его реальности постоянно повторяющиеся явления и свойства, без чего было бы невозможным само существование людей. Постоянная повторяемость некоторых причинно-следственных связей обеспечивает и возможность создания каких-то универсальных способов человеческой деятельности, возможность воспроизводить необходимые для обеспечения своей жизнедеятельности результаты.

Бесконечно варьируемые формы аналогии лежат и в фундаменте эстетического отношения человека к своему взаимодействию с окружающей действительностью. Вряд ли была бы возможной какая-нибудь форма художественного творчества, если бы люди не обладали способностью подмечать подобие качественно различающихся явлений и предметов, с которыми они постоянно имеют дело. Роман Сервантеса «Дон Кихот» представляет собой развернутую аналогию. В стихотворении М.В. Ломоносова повар использует рассуждение по аналогии для подтверждения правоты Коперника в его споре с Птолемеем:

«Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: «Земля, вертясь, вокруг Солнца ходит.

Другой – что Солнце все с собой планеты водит.»

Один Коперник был, другой слыл Птолемеем.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг вокруг жаркова?»

Ломоносов М.В., конечно, был убежден в правильности гелиоцентрической системы Коперника. Ирония, звучавшая в стихотворении, связана с тем, что доводы повара несерьезны. Уподобление отношения между Солнцем и планетами отношениям между очагом и жаркИм поверхностно. К тому же у/з по аналогии не способно «доказать правду». Это Ломоносов знал, но он знал также, что в вопросах веры и неверия сила разумных аргументов не всегда имеет решающее значение. Незатейливая аналогия повара сыграла свою роль в популяризации учения Коперника.

В основе одного из важнейших приемов искусства – метафоры – лежит именно аналогия (и звезда с звездою говорит; острота ума; золотые руки и т.п.).

Широко применяется умозаключение по аналогии в сфере научного познания. Любая гипотеза строится на основе аналогии. В конце концов, даже само соотношение эмпирической (опытной) деятельности, которая обеспечивает накопление первичных данных и позволяет проверять гипотезы, выдвигаемые для объяснения связей между ними, с теоретической деятельностью, в рамках которой гипотезы конструируются – также базируются на аналогии. Хорошо известно, что почти никогда теоретическое описание не может быть соотнесено с практическими результатами непосредственно, напрямую. В случае необходимости эмпирически проверить определенный теоретический вывод или использовать его прикладным образом, приходится создавать какие-то промежуточные его формы, приспосабливая абстрактную теоретическую модель к условиям и требованиям реальности. Поэтому совпадение теории и практики, строго говоря, носит характер подобия, аналогии, а не тождества.

В современных условиях аналогия приобретает значение важного типа умозаключений для приумножения научных знаний. Догадка Фарадея о физическом существовании магнитных линий, подобных линиям электрическим, а также проведенная им аналогия между магнитом и Солнцем, с одной стороны, и световыми лучами и магнитными линиями, с другой – послужили программой для дальнейших исследований и открытий Герца, Лебедева, Попова и других ученых. Аналогия наводит нас на догадки, позволяет сформулировать гипотезы -–предположения о причинах или закономерных связях явлений.

 

Анализ всех указанных областей позволяет выделить наиболее важные функции аналогии в процессе человеческого освоения и преобразования действительности.

1. Прежде всего эвристическая (система обучения путем наводящих вопросов в древней Греции, а также метод обучения, способствующий развитию находчивости) функция.

Обнаружение сходства между различными областями явлений и группами предметов способствует выявлению общих законов, что обеспечивает повышение степени организации человеческих знаний о мире и часто приводит к расширению системы этих знаний. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям (признакам); поэтому, когда на Солнце обнаружили неизвестный еще на Земле элемент гелий (по результатам спектрального анализа), то по аналогии заключили: такой элемент есть и на Земле. Дальнейшая практика подтвердила этот вывод, но в момент своего выдвижения он уже был больше, чем простая догадка, был гипотезой. Умозаключение по аналогии обычно опирается на ряд несомненных данных, которыми располагает наука.

2. Не меньшее значение имеет объяснительная функция,

т.к. законообразное описание действительности позволяет подводить частные явления под действие какого-то общего закона и тем самым делать понятной природу этих явлений, т.е. давать им объяснение. И формулирование закона, и подведение под него конкретных ситуаций базируются на использовании аналогий.

3. Можно указать и на то, что аналогия часто подсказывает путь к доказательству тех или иных утверждений, выдвигаемых людьми в различных ситуациях, поэтому, хотя сама аналогия не является основанием, достаточным для доказательства, тем не менее, эта ее функция имеет важное значение в общечеловеческой практике. Ко многим научным открытиям подошли с помощью аналогии. Например, Гутенберг пришел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет – так было положено начало книгопечатанию, преобразовавшему всю культуру человека. В 17 веке движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Врач Гарвей ввел новую аналогию – с насосом и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови. Природа звука устанавливается по аналогии с морской волной (волновая); природа света – по аналогии со звуком. Природа электричества – по аналогии со светом, далее – корпускулярно-волновой характер света распространили по аналогии и на структуру вещества. В современной астрономии аналогия с обычным взрывом имела определенное значение для формирования представления о «большом взрыве» Вселенной, ее последующей эволюции.

В кибернетике используется аналогия между функциями управления в живых организмах и технических устройствах.

4. Особое место занимает моделирующая функция аналогии. В силу того, что всевозможные модели всегда играли большую роль в обеспечении человеческого взаимодействия с окружающей реальностью, те особенности у/з по аналогии, которые создают возможность конструирования моделей, оказывают существенное влияние на все уровни действий людей. В последнее время значение разных типов моделирования увеличивается, и это обусловливает растущий интерес теоретиков к изучению всех возможных вариантов у/з по аналогии.

5. Аналогия позволяет прогнозировать события. Например, краткосрочные прогнозы лавин – от 15 минут до 6 часов; среднесрочные – прогнозы погоды от 1 до 10 суток; дальносрочные - прогнозы экономических событий – от 2 до 10 лет.

Аналогия широко используется в истории в виде исторических параллелей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аналогия как разновидность умозаключения довольно широко применяется и в обыденно – бытовых условиях, и в научно – практической деятельности. Её познавательная роль заключается в том, что она часто наводит нас на догадки, стимулирует воображение, подталкивает к неожиданным ассоциациям, представлениям. В этом смысле традуктивные рассуждения несут в себе эвристический потенциал.

Но аналогия может так же выполнять функции объяснения, доказательства, быть удобным инструментом для проведения исторических параллелей с целью построения прогнозов и т.д. Важно только учитывать, что формально-логический вывод по аналогии тем более вероятен, чем полнее реализуются правила переноса признаков с одного предмета на другой.

Выводы

Аналогия представляет собой вид опосредованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности.

По характеру переносимых признаков чаще всего выделяют аналогия свойств и отношений, хотя к числу таких признаков могут быть отнесены функции, формы, причинно-следственная связь и другие.

По степени вероятности заключения выделяют строгую, нестрогую и ложную аналогию. Вывод по строгой аналогии иногда близок к достоверности, то есть к значению вероятности равной единице, а по ложной аналогии равен нолю.

Условием состоятельности выводов по аналогии является соблюдение факторов, повышающих вероятность умозаключающей деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды умозаключений по аналогии | Государственное регулирование структурно-технологического и инновационного развития национальной экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.