Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели взаимоотношений власти и СМИ




Проблемы в современной системе СМИ

В современном мире СМИ (mass media) выполняют огром­ную работу в области информатизации общества и превратились в повседневные средства потребления. Создаваемая ими текущая информация является важной для адаптации к социальной среде большей части общества и его саморегуляции. В массовом обще­стве потребность в массовой информации возрастает, так как все его члены на основе прав и свобод равно ответственно включаются во все сферы общественной жизнедеятельности и разнообразные общественные отношения. В условиях плюралистической демок­ратии - это всегда разная (об одном и том же) информация, обус­ловленная свободой слова и печати, а также свободой выбора ин­формации индивидом и аудиторией.

Тоталитарная (авторитарная) модель взаимоотношений власти и СМИ отражает полное подчинение последних партийно-государственным органам. Установление цензуры для СМИ преследует цель жесткого контроля за тем, чтобы их деятельность строго соответствовала официальной политике существующей (фашистской, советской и т. п.) власти. Любое отклонение от уста­новленного порядка рассматривается как подрыв государствен­ного строя и его идеологии. В СССР свобода печати декларирова­лась в Конституциях 1936, 1977 гг., но наряду с этим существовал институт цензуры, всевозможные «спецхраны» для книг, журна­лов, газет, ограничивая доступ к ним общественности.

 

Государство СМИ Цензура Цель
Тоталитарное владеет официальная официальная пропаганда
Переходное влияет скрытая ограничения в публикациях
Социальное независимые, многосубъектные свобода слова и. печати (как идеал) рупор общест­венного мнения

 

Модель независимых СМИ в социальном государстве ба­зируется на свободе слова и печати, которая дает право осу­ществлять контроль за деятельностью органов государствен­ной и муниципальной власти, а также выражать собственное мнение по поводу проводимой ими политики, делая ее прозрач­ной для общественности. При этом отсутствуют цензурные ог­раничения для сбора материала и его публикации как рупора общественного мнения. Вместе с тем СМИ несут социальную ответственность (прямую или косвенную) перед обществом, ко­торая регулируется посредством правых норм и соответству­ющих институтов. Данное вмешательство общества в деятель­ность СМИ осуществляется для обеспечения «общественной и информационной безопасности».

Свобода слова и печати - это необходимая предпосылка для создания и сохра­нения демократического, гражданского общества, одно из важнейших средств активного участия граждан в жизнедеятель­ности массового общества - общества всеобщего благоденствия. В различных демократических странах право человека на ин­формацию, свобода слова и деятельности СМИ гарантированы Конституцией. Вместе с тем считается допустимым наклады­вать ограничения и подвергать наказаниям в судебном порядке за нарушения законов о свободе слова и печати.

Так, во Франции принцип свободы выражения мнений и распространения информации - право, закрепленное еще в статье 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и включенное в преамбулу Конституции 1958 г.: «Свободный об­мен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отве­чать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, пре­дусмотренных законодательством» (III, 13, с. 118). Конституци­онный совет подтверждает, что свобода выражения мнений и свобода печати касаются не только тех, кто пишет, редактиру­ет и публикует, но также и потребителей информации, и таким образом подтверждает право на плюрализм мнений.

Первая поправка к Конституции США, принятая в 1791 г., гласит: «Конгресс не должен принимать законов, устанавли­вающих религию, или запрещающих свободу ее вероиспове­дания, или ограничивающих свободу слова либо печати, или право людей мирно собираться и обращаться к правительству с петициями для удовлетворения их жалоб». Но в США нет зако­нодательно закрепленной системы регулирования отношений в сфере массовой информации. Лишь отдельные федеральные акты и законы штатов, а также решения судебных органов за­трагивают различные аспекты деятельности прессы.

Однако в Великобритании нет гарантии свободы выраже­ния мнений, закрепленной письменно в Конституции (как нет и закрепленной на бумаге Конституции). Там также нет общего закона о СМИ, поскольку подразумевается, что свобода слова является одним из естественных прав человека и автоматичес­ки распространяется на публичное выражение взглядов и мне-ний. В то же время считается допустимым накладывать неко­торые ограничения свободы слова путем введения отдельных нормативных актов. Эти ограничения диктуются либо высши­ми государственными интересами, либо необходимостью огра­ничения вмешательства журналистов в частную жизнь.

В условиях демократии и гражданского общества свобод­ные СМИ являются «четвертой властью», обладающей плю­рализмом политической окраски. Во-первых, функциониру­ют (выживают) только те из них, которые отвечают нуждам читателей (слушателей). Во-вторых, у каждой редакционной политики (позиции) есть свой круг симпатизирующих читате­лей (слушателей). В-третьих, реализуя права граждан на ин­формацию, СМИ придерживаются прагматических правил: конкурентность, независимость тона, сенсационность, опера­тивность, сокрытие источника информации. Свобода слова и печати - это огромная мобилизующая и контролирующая сила, общества. Она заключена в формировании и аккумулировании стоящего за СМИ общественного мнения.

В силу этого властно-управленческие структуры в россий­ском обществе должны научиться жить и действовать в усло­виях санкционирования свободных СМИ.

В Российской Федерации в 1991 г. был принят Закон «О средствах массовой информации», гарантирующий независи­мость и свободу СМИ от государства. Поскольку закон писался в те времена, когда общество только начало освобождаться от тота­литаризма, основной акцент этого закона - отмена цензуры и сво­бода массовой информации. В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в статье 29 каждому гражданину гарантируется «свобода мысли и слова» (часть 1), «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 4), недопустимость принуждения человека «к вы­ражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3). Среди конституционных гарантий свободы массовой информации важную роль играет признание в статье 13 Конституции РФ идеологического плюрализма. Положения статей 8, 34 и 35 Конституции РФ, гарантирующие свободу экономической деятельности и право частной собственности, следует рассматривать как конституцион­ную гарантию и одновременно как один из структурообразующих факторов понятия свободы массовой информации.

Вместе с тем реальная переходная модель взаимоотноше­ний власти и СМИ в российском обществе полна противоречий.

Во-первых, разрушение монополии государства на владе­ние СМИ привело к их многосубъектности как результата сво­боды и права частного учредительства различными коммер­ческими, финансовыми, партийными и т. п. структурами и фи­зическими лицами. Переход к многосубъектности управления в информационной сфере существенно расширил количество и типологические изменения СМИ: появление их самого разного толка и распространение разнообразной информации - деловой, корпоративной, рекламной, развлекательной, национальной и др. Однако появление множества частных коллективных и инди­видуальных издателей и изданий привело к ослаблению испол­нения ими принятых законов, регламентирующих деятельность СМИ, а также осуществление надзора за нарушением конститу­ционных положений свободы слова и массовой информации.

Участие СМИ в управлении общественными процессами как «четвертой власти» осуществляется через информационное воздействие на общественное мнение в качестве средства пере­дачи (трансляции) и обмена информацией, оценки обществен­ной жизни с выдвижением ряда альтернатив в поисках наибо­лее приемлемой. Однако принадлежность многих влиятельных СМИ олигархическим группам превратила их в инструменты прямого давления на общество и власть, образовав конфликт между целью и средствами ее достижения. Действуя по принци­пу «цель оправдывает средства», особенно в период выборных кампаний, СМИ превращаются в инструмент манипулирования общественным мнением. Наконец, существует проблема анга­жированности СМИ, журналистов, особенно регионального и местного уровня, для которых финансовая и материально-тех­ническая независимость является острейшей проблемой.

Необходимо отметить, что сами органы государственной и муниципальной власти в духе старых отношений со СМИ допускают нарушения закона о массовой информации с целью влияния на их редакционную политику и направления ее на обслуживание власти. Для этого используются институционализированные формы административного могущества (лицензирование, налого­вая инспекция, предоставление льгот, финансовых дотаций, опека над производственным процессом и т. п.), что позволяет оказывать прямое (косвенное) давление на СМИ, добиваясь удовлетворения намерений исполнительной власти на «одну точку зрения», а не интересы общественности. Поэтому властным структурам надо учиться «жить вместе» с независимыми СМИ.

Во-вторых, коммерциализация деятельности СМИ, которая предстает как индустрия, становящаяся зоной информационного предпринимательства. В силу этого в рыночном обществе данная индустрия - это дело, которое должно приносить прибыль, вы­раженную в денежном эквиваленте. Финан­совый успех является основой независимости СМИ от властных структур и зависит от эффективного менеджмента и маркетинга.

Новационным для российского общества стало появление собс­твенника на СМИ, которые, в свою очередь, также превращаются в собственника произведенной информационной продукции, стано­вящейся предметом купли-продажи. Возникла следующая схема:

Собственник СМИ - Редакция - Журналисты - Потреби­тели информации.

1. Собственник (инвестор) СМИ ориентирован прежде всего на получение прибыли от своего информационного пред­приятия. Для него - это бизнес (как и любой другой) со всеми вытекающими отсюда последствиями

2. Редакция (коллегия, коллектив) занимается разработкой концепции редакционной политики данного СМИ.

Здесь можно обозначить две базовых позиции, которые объ­ективно регулируют взаимоотношения собственника и редакции:

– Если собственник, инвестор (в том числе и государс­твенные административные структуры) желает и дальше, в условиях рыночной конкуренции, зарабатывать на издании, он ни при каких условиях не станет пытаться корректировать ре­дакционную политику.

– Если у редакции развито чувство самосохранения, она всеми силами будет пресекать попытки вмешательства собс­твенника, инвестора в редакционную политику и приращивать объем интеллектуального (паблицитного) капитала.

3. Журналисты - это человеческий ресурс, являющийся основой эффективной деятельности СМИ; именно они собирают, перерабатывают и публикуют информацию. В их деятельнос­ти на первый план выходит квалификация, профессионализм и профессиональная этика. К особенностям журналистской де­ятельности следует отнести то, что журналист обладает правом не только спрашивать, ставить вопросы перед властно-управ­ленческими структурами и их руководителями, но и требовать ответа на них, и спрашиваемый обязан отвечать правду. При этом соответствующие публикации информируют население о сути происходящего, формируют общественное мнение и могут становиться «сырьем» для государственных контрольно-судеб­ных органов. В этом проявляется публичная сила СМИ как «чет­вертой власти». Поэтому, в частности, чиновник не любит (боит­ся) журналиста и стремится оказывать на него давление, а СМИ превратить в подобие «правительственного департамента».

Вместе с тем также особо стоит проблема креативности: в коммуникационно-информационной деятельности всегда имеет место творчество, то есть креативные процессы, которые помо­гают профессионалам вызывать интерес к информации и пре­одолевать любые барьеры на пути ее движения и восприятия объектами воздействия. Креативные управленческие решения в журналистской деятельности связаны с умением вносить в нее элементы творчества. Данный подход (содержание) задает до­бавленную стоимость как самой работе, так и ее продуктам: что-то новое, оригинальное в решении задач идейно-психологичес­кого воздействия на потребителя информации. При этом сущес­твует правило, что журналистский креативный акт не должен компрометировать имидж, репутации и бренд данного СМИ, то есть подрывать стратегическую систему ценностей, связанную с его жизнедеятельностью и редакционной политикой.

С креативностью связана также проблема творческой вольности - это аспект креативности, которым злоупотребля­ют в условиях недобросовестной конкуренции источников ин­формации в передаче новостей, то есть сообщения людям чего-то нового. В этой ситуации имеют место мошенничество, ложь и импропаганда, которая зависит от безнравственной позиции специалиста, занимаемой им в креативных разработках.

Импропаганда - это нечестно распространяемая инфор­мация для создания краткосрочной (тактической) добавлен­ной стоимости с использованием недобросовестных методов и нарушением принципа контроля достоверности.

В журналистской практике в условиях жесткой конкурен­ции имеют место три аспекта:

- высокая скорость поступления новостей и их последую­щего распространения, с чем связано ограниченное представ­ление о подоплеке события;

- наличие информационного контроля (цензуры), обуслов­ливающего селекцию, урезание информации;

- идеологизированный цинизм в СМИ, когда ради хоро­шего сюжета игнорируются факты, то есть с ними обращаются вольно (часто полуправда): они не должны портить хороший сюжет.

4. Потребители информации - это категории читателей, слу­шателей СМИ, которые носят сегментированный характер и имеют достаточно выраженные информационные потребности. Массовая общественность состоит из заполняющих социальную среду кон­тактных аудиторий, в составе которых живет, трудится, сотрудни­чает и конфликтует потребитель информации.

Экономическая успешность СМИ является одним из условий свободы слова и печати, массовой информации, которые в демократическом государственном устройстве существуют номинально. Безусловно, независимость СМИ от цензурного контроля государства и правовое регулирование их отношений чрезвычай­но важны в современной России как стране, стремящейся в клуб демократически развитых стран мира.

 

3. Информационная политика Российской Федерации – проблемы и тенденции развития

Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Информационная политика государства включает в себя два аспекта:

1. Осуществление в информационном поле нор­мативно-правового регулирования в соответствии с требовани­ями демократического и гражданского общества об информа­ционной безопасности.

2. Осуществление управления собственным инфор­мационным пространством на основе ведения публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.

Остановимся подробнее на каждом выделенном нами аспекте.

Разработка нормативно-правовой базы функци­онирования информационной инфраструктуры - это актуальная комплексная задача в рамках системы госу­дарственного и муниципального управления. В этом аспекте в нашей стране сделан серьезный шаг в утвержденной в 2000 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопас­ности Российской Федерации, которая служит базой для фор­мирования государственной информационной политики. Под информационной безопасностью, являющейся частью нацио­нальной безопасности страны, здесь понимается состояние за­щищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных ин­тересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключают­ся в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в ин­тересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключа­ются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упроче­нии демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духов­ном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере за­ключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реали­зации конституционных прав и свобод человека и гражда­нина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поли­тической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Практика регулирования информационной сферы демок­ратических обществ позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных и муниципальных органов, к чис­лу которых относятся:

- поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, конт­роль за концентрацией собственности в СМИ, принятие реше­ний по дезинтеграции монополистов;

- юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и инфор­мационным ресурсам всего населения; сужение области ве­домственных тайн;

- реализация концепции универсального доступа, предпола­гающая гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);

- соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;

- защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере: нравственности;

- укрепление национальной культуры, языка, противо­стояние культурной экспансии других стран, реализация про­ектов по переводу в цифровую форму художественного и научного наследия;

- переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

- широкое использование телемедицины для оказания ус­луг населению отдаленных районов;

- обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

- охрана интеллектуальной собственности;

- целенаправленное использование информационных ре­сурсов для формирования более открытого, демократического государства, расширение диалога с гражданами.

Что касается второго аспекта государственной информационной политики – осуществления управления собственным инфор­мационным пространством, то здесь можно сказать следующее.

Стратегия доверия и со­циального партнерства в государственном и муниципальном управлении обусловливает, с одной стороны, необходимость иметь собственную коммуникационно-информационную сис­тему, способную позиционировать власть, актуализировать ее программы, вести конструктивный публичный диалог с об­щественностью и гармонизировать общественные отношения. С другой стороны, действия власти должны быть открыты, по­нятны и контролируемы общественностью. Для этого надо «раз­говаривать» с людьми. Данные цели не могут быть достигнуты без помощи соот­ветствующих средств - PR-структур (стэйт-PR: state - госу­дарство), которыми органы ГМУ должны уметь эффективно пользоваться. Данная концепция «власти-партнерства» фактически оз­начает переориентацию государственной службы исходя из фундаментальных устоев, на которые она должна опираться:

- не граждане для общества, а общество для граждан: от­ношение к гражданам должно быть как к субъекту управления (а не к послушному объекту), открывающее возможности для равноправного и социально ответственного сотрудничества;

- не собственность подчиняется общему благу, а обще­ственное благо вытекает из собственности;

- не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

- не законы лежат в основе прав людей, а права человека – в основе законов;

- деятельность государственной службы должна быть от­крытой (прозрачной) и подконтрольной «снизу», что делает ее отзывчивой к нуждам и запросам граждан.

Главная задача PR-структур - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества между ними.

На сегодняшний день можно констатировать, что информационная политика органов ГМУ в организации собственного информационного пространства, к сожалению, но­сит во многом декларативный характер. Это связано с тем, что основ­ное средство ее реализации - PR-структуры на региональном и местном уровне не получили должного раз­вития, и работа по связям с общественностью на новых кано­нах PR-действий продолжает оставаться пионерской работой.

Однако сегодня приходит понимание, что лимит деятельности бюрократии типа «сверху вниз» исчерпан, и задача заключается в том, чтобы прибли­зить государственный и муниципальный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой, отзывчивой, демократической и укрепить связь с общественностью.

В связи с этим отметим концептуальные установки, на которые должна опираться организация PR-служб.

1. Обладание самостоятельной компетенцией и активной конструктивной деятельностью, конституирующими обще­ственные связи и отношения с помощью комплекса «убежда­ющих» коммуникационно-информационных технологий при наличии собственного бюджета.

2. Создание системной сети информационно-коммуника­ционных каналов прямой и обратной связи («нервы правитель­ства»); власть должна осуществлять информирование обще­ственности и быть информированной.

3. Реализация единой информационной политики адми­нистрации, обеспечивающей интеграцию информационных по­токов с управленческими решениями и позициями.

4. Достижение программы гражданского согласия в реше­нии управленческих задач на основе согласования интересов общественности (управляемые) и государственных структур (управляющие), чтобы их решения были приняты (узнаваемы, понятны, желанны).

5. Включение (соучастие) общественности в управленчес­кую деятельность как равноправного субъекта общественных отношений: диалог власти с общественностью, чтобы ее инте­ресы, желания, стремления были приняты во внимание.

6. Создание комплекса условий для системной реализации потенциала службы связи с общественностью и представления интересов администрации за пределами региона (правительс­тво, другие регионы, международные связи).

7. Подготовка (переподготовка) квалифицированных PR-специалистов по связям с общественностью, владеющих знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационно-ин­формационной структуры, общественных связей, взаимоотно­шений со СМИ, формирования общественного мнения, корпо­ративной культуры, имиджмейкерства и др.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать эффективную систему управления информационными ресурсами на основе диалога власти и общественности.

В связи с этим осуществление ГИП можно обозначить как приоритетную задачу нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.