Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы и задачи экономики устойчивого развития

 

Каждая наука имеет свой предмет. С самого начала изучения курса мы должны хорошо осознавать, что будем исследовать отношения, складывающиеся между человеком (обществом) и природой, исследовать поведение человека, его роль и место в условиях обостряющегося глобального кризиса и деградации среды обитания. Многочисленные международные документы ООН по окружающей среде и развитию пронизаны идеями концепции устойчивого развития (УР). Напомним, что под устойчивым развитием понимается такая модель социально-экономической жизни общества, при реализации которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений.

Основной тезис экономики устойчивого развития - радикальное изменение парадигмы развития, смена роли человечества, определение пределов развития человеческого хозяйства, сохранение природного капитала планеты. Все эти тезисы, основаны на многочисленных эмпирических материалах и глобальных отчетах международных организаций.[10] Предмет «Экономика устойчивого развития» - это шаг к реформированию системы образования и информационной политики на основе новой научной парадигмы. Экономика устойчивого развития (ЭУР) должна опираться на комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие людей как биологических особей и как личностей – социальных субъектов - с окружающей их природной и социальной средой. Многообразие условий обитания и жизнедеятельности, наличие разнообразных средств приспособления к среде, наличие различных культур, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков - все это значительно расширяет предмет нашего исследования. ЭУР включает в себя множество тем и проблем, которых нет в экономической теории.[11] А планетарный резонанс хозяйственной деятельности человечества делает из нее актуальнейшую область знания. ЭУР в современном понимании – очень молодая наука. Но она уже занимает важное место в большом ряду наук о человеке и его хозяйстве, претендуя на главную связь между естественными и гуманитарными науками этого ряда. Опираясь на антропологию, социологию, экологию человека, теорию систем - она значительно расширяет границы и динамично соприкасается, с одной стороны, с демографией, медициной, географией, с другой – с историей, социологией, этнографией, языкознанием, психологией, этикой. Но основная ее роль заключается в способности объективного анализа состояния современной цивилизации и прогнозирования ее развития в будущем. Именно ЭУР может ближе всех других наук подойти к ответу на вопрос: quo vadis камо грядеши – куда идешь, Человек? Отличительная особенность ЭУР является ее сфокусированность на всестороннем рассмотрении основной проблемы: безопасное включение экономики человека в экономику природы. ЭУР представляет несомненный интерес для специалистов в области теоретической и прикладной экономики, социологии, а также информатики и управления сложными системами.

Методы, как главные инструменты и способы познания, используемые при исследовании поведения людей, призваны обеспечить получение новых знаний о предмете изучения. Экономика устойчивого развития использует разнообразные методы познания реальной действительности, среди них традиционные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, а также методы, заимствованные из современной теории систем, самоорганизации, синергии и теории организации. В экономике устойчивого развития широко используется способ моделирования, как один из методов научной абстракции. Модели – упрощенные представления о взаимосвязях, происходящих в сложной социо-эколого-экономической системе, способствуют более успешному постижению предмета. В нашем коротком курсе мы широко применяем самые разные модели, помогающие лучше понять общие проблемы экологии и экономики, проблемы взаимоотношений человеческой экономики и экономики природы.

Главные задачи. При решении глобальных и национальных проблем многое зависит от экономики, общественной идеологии и политики. Обоснование главного постулата ЭУР - экономика человеческого хозяйства должна подчиняться законам экономики Природы и, следовательно, должна быть вписана, включена в экономику природы Земли - требует решения трудных социо-эколого-экономических задач. Именно экономика устойчивого развития может внести главные научные основания в комплексное изучение накопившихся проблем, связанных с дальнейшим развитием цивилизации.

Основная цель курса – формирование системы знаний, навыков и мировоззрения, необходимых для принятия решений и осуществления деятельности в рамках устойчивого развития.

Задачи курса:

  • сформировать современный понятийный аппарат, позволяющий будущим экономистам подойти к изучению новой концепции развития, принятой мировым сообществом под названием «устойчивое развитие»;
  • обосновать необходимость расширения предмета экономической теории; ознакомить с существующими методами системного подхода к анализу социо-эколого-экономических проблем с позиций концепции устойчивого развития;
  • сформировать систему знаний о новых подходах к целям развития, а также о новых измерениях социально-экономических достижений;
  • дать необходимые знания о государственной стратегии России в контексте устойчивого развития и органах управления, ответственных за реализацию новой стратегии;
  • научить использовать полученные знания в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление о новой парадигме экономического развития, связанной с концепцией устойчивого развития; об основных причинах нечувствительности традиционной экономики к глобальному кризису; об основных этапах мировой и государственной политики в области устойчивого развития;

знать основные методические подходы к разработке индексов и индикаторов устойчивого развития для систем разных масштабов: глобального, регионального и национального;

иметь навыки системного подхода и системного анализа к оценке социо-эколого-экономических проблем, понимать необходимость коренной смены структуры инвестиций в экономическое развитие;

знать основные принципы организации сложных природно-хозяйственных систем и иметь представление о современных международных и национальных программах в рамках устойчивого развития;

уметь использовать полученные знания в своей практической деятельности.

Результатом изучения дисциплины должны стать знания о новых стратегиях развития, об экономике, которая сможет привести масштабы и характер хозяйственной деятельности в соответствие с экологической выносливостью природы и необходимым качеством среды обитания людей.

 

Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте главный признак кризиса современной парадигмы развития

[1] Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. «Экономика устойчивого развития». –Москва, 2009 (стр. 10)

[2] Our Common Future. The World Commission on Environment and Development. Oxford: Oxford University Press, 1987. (стр. 43)

 

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Коэволюция – такое соразвитие (совместное развитие) элемента и системы, при котором развитие элемента не нарушает процесса развития системы.

[6] Теория (от греч. teoria – «рассмотрение, наблюдение, исследование). а) система научных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; б) обобщенный опыт, общественная практика, которые отражают объективные закономерности развития природы и общества.

[7] Самуэльсон П. Экономика. Т. 1и Т.2.-М.:, НПО «АЛГОН», 1992.

 

[8] Курс экономической теории» учебник коллектива авторов кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РФ.

[9] Роббинс Л. Предмет экономической науки. М.: THESIS, Т.1., Вып. 1. с.18

 

[10] Эти выводы следуют из практики, из эмпирических обобщений и известных обзоров, касающихся деградации природной среды (“Наше общее...”, 1989; Environmentally.., 1991; The World.., 1992; Лосев и др., 1993; Горшков и др., 1994; Данилов-Данильян и др., 1994; Кондратьев и др., 1996; Арский и др., 1997; Осипов, 2004 и др.; Доклады ГЭП и др.). Хорошо известные негативные тенденции продолжаются, появляются новые угрозы. Но экономисты как бы избегают делать более фундаментальные обобщения и прогнозы на основе этих эмпирических обобщений.

[11] Из всех ценностей окружающего мира экономическая теория в круг основных экономических задач ставит задачи производства и распределения товаров, созданных человеческим трудом. К сожалению, основные направления экономической теории (mainstrim), признанные мировым сообществом, игнорируют многочисленные факты деградации среды обитания человека и очевидный глобальный экологический кризис.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обоснование необходимости расширения предмета экономической теории | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.