КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология профессиональной пригодности и выбор профессии
Тема 5.7. Психологические основы включения человека в профессиональную деятельность При глобализации экономики и внешнеторгового обмена требуются новые подходы к развитию транспорта и поиску рентабельных путей освоения перевозок людей и грузов. Совокупность каналов распределения составляет распределительную сеть.
С развитием экономики увеличивается объем внешней торговли, а вместе с этим увеличивается объем перевозок внешнеторговых грузов, количество пассажирских перевозок.
В современных условиях транспорт занимает ключевую позицию в интеграционных процессах. План: 1. Психология профессиональной пригодности и выбор профессии. 2. Понятие профориентации, характеристика её основных сторон. Профессиональная адаптация
Профессиография – это область знаний, описывающая профессии и дифференцирующие их специальности с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку.[1] Результатом профессиографии являются профессиограммы, т.е. описанные и обоснованные системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Частью профессиограммы является психограмма, т.е. краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей. Пофессиографическая работа никогда не может быть завершенной, т.к. с достижениями научно-технического прогресса меняются не только условия и содержание труда, но и появляются новые профессии, исчезают старые. Трудовая экспертиза – это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии, т.е. профпригодности. Профпригодность обусловлена возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, умений и навыков; призванием (нужными профессиональными способностями и желанием работать по данной профессии); социальными условиями; полом человека и др. Трудовая экспертиза во всех видах трудовой деятельности решает следующие основные задачи: 1) Предотвращать поступление человека на работу, к которой он неспособен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по каким-то другим причинам; 2) Отбирать для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, умеющих успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда; 3) Своевременно отстранять от работы лиц, по какой-то причине оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную работу; 4) Определять, к какому виду труда человек наиболее способен, с тем, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.[2] Частью трудовой экспертизы является психологическая трудовая экспертиза, которая бывает прогностической и ретроспективной.[3] Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности человека, которая начинается в школе, продолжается в специальном учебном заведении, завершается на производстве. Ретроспективная психологическая трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность человека и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности. Оценивают прошедшую деятельность и устанавливают ее связь со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Ретроспективная психологическая трудовая экспертиза важна для оценки способностей человека, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения вопроса о целесообразности дальнейшего обучения и работы по той или иной профессии.
2. Понятие профориентации, характеристика её основных сторон. Профессиональная адаптация
Трудовая экспертиза кроме указанных, решает и свою основную задачу – профессиональную ориентацию личности.[4] Профориентация – это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему во взрослую жизнь, научно обоснованно и устойчиво избрать свою профессию с учетом как потребностей общества, так и своих интересов и способностей. К.К. Платонов схематично рассмотрел взаимосвязи форм профессиональной ориентации в виде «треугольника профориентации». [5] Одна его сторона – это знание требований, которые предъявляют различные профессии к организму и личности человека, осваивающего ту или иную профессию. Эти требования являются медицинскими и психологическими противопоказаниями к различным профессиям. Вторая сторона «треугольника профориентации» – это знание рынка возможного труда, потребностей общества в тех или иных специалистах. Третья сторона «треугольника» - это знание особенностей и, прежде всего, способностей личности, ориентируемой в выборе профессии (лежит в основании всей работы по профориентации) (рис. 1).[6]
Данные о профессиях и рынке труда сообщаются в процессе профессионального просвещения. Оно включает в себя и профпропаганду, т.е. привлечение внимания молодежи к тем нужным обществу и государству профессиям, в которых отмечается недостаток кадров, и формирование у нее интересов и стремлений к этим профессиям. Соотношение данных о требованиях, предъявляемых различными профессиями к человеку, и данных о способностях ориентируемой в выборе профессии личности происходит в процессе профконсультации. Соотношение данных о рынке труда и способностях личности, ориентируемой в выборе профессии, происходит в процессе профотбора. Таким образом, если задача профконсультации – помочь человеку найти наиболее подходящую для него профессию, то цель профотбора – не допустить к подготовке по некоторым профессиям, а тем более к работе по ним лиц, имеющих для этого противопоказания. Успешность овладения профессией и последующей самостоятельной работы по ней зависит от наличия профессиональных способностей и от призвания человека. Профессиональные способности – это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Призвание – это свойство личности, в структуру которого входят как интерес к определенной деятельности и стремление выполнить ее, так и обоснованная самооценка способностей к ней. В призвании проявляется соотношение способностей личности с ее потребностями и уровнем ее притязаний. Деятельность по призванию помимо внешнего ее результата дает и внутренний, выражающийся в чувстве удовлетворения не столько этим внешним результатом, сколько самим процессом деятельности. Решающим периодом в профессиональной ориентации является период постепенного вхождения человека в избранную им профессию, т.е. период профессиональной адаптации. Профадаптация имеет два этапа: 1) подготовительный – осуществляется в процессе профессионального обучения; 2) непосредственный (или основной) – осуществляется непосредственно в ходе профессиональной деятельности на предприятии. В профадаптации выделяют социально-психологическую адаптацию (т.е. включение новичка в систему взаимоотношений в группе), которая включает в себя познавательный, эмоциональный и практический аспекты. Познавательный аспект социально-психологической адаптации заключается в том, что в процессе трудовой деятельности, общения и взаимодействия с другими членами рабочей группы новичок постепенно получает разнообразную информацию о своей производственной группе. Практический аспект заключается в том, что новичку с первых же дней его жизни в новом коллективе приходится вступать в реальную социальную жизнь группы, в социальное взаимодействие с группой и отдельными ее членами, в систему объективных взаимоотношений в группе. Эмоциональный аспект социально-психологической адаптации проявляется в установлении устойчивых положительных взаимоотношений с товарищами, непосредственным руководством и администрацией, в формировании относительно высокого уровня удовлетворенности этими взаимоотношениями и своей позицией в их системе. Все три аспекта социально-психологической адаптации находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
[1] Казаков В.Г., Кодратьева Л.Л. Психология: учебник. – М., 1989. [2] Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996. [3] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. [4] Климов Е.В. Психология. – М., 1997; Климов Е.В. Психология профессионала. – М., 1996. [5] Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1970. [6] Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник. – М., 1989.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |