КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение международного и внутригосударственного права
Важной характерной чертой международного права является то, что оно выступает в качестве отдельной обособленной правовой системы со своими отраслями и институтами. Таким образом, оно не является отраслью внутригосударственного права и не входит в его правовую систему. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права. Международная доктрина в этом вопросе выработала три основных направления: одно дуалистическое и два монистических. В основе дуалистического подхода лежит тезис о том, что международное право и право национальное представляют собой два различных правопорядка. Отмечая это, основоположник этого направления немецкий ученый XIX века Г. Трипель писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые не более чем соприкасаются и никогда не пересекаются». Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и национальное право рассматриваются как части единой системы права. При этом концепции различаются в вопросе примата (первенства, верховенства) этих правовых систем. Согласно одной из них, предполагается примат внутригосударственного права над международным (немецкая юридическая литература второй половины XIX — начала XX в.) Так, один из видных представителей этого направления немецкий ученый А. Цорн писал: «Международное право юридически является правом лишь тогда, когда оно является государственным правом». А его коллега А. Лассон утверждал, что «государство оставляет за собой свободу решать, соблюдать международное право или нет, в зависимости от того, диктуется ли это его интересами». Другая разновидность монистической концепции основана на примате международного права над внутригосударственным. Она содержится в трудах австрийского юриста XX в. Г. Кельзена, в послевоенные годы, профессора Калифорнийского университета (США). Отождествляя государство с корпорацией, Кельзен писал: «Государство рассматривается только как правовое явление, как юридическое лицо, т.е. корпорация». Поэтому соотношение между международным правопорядком и национальными правопорядками «напоминает соотношение национального правопорядка и внутренних норм корпорации». В Украине примат норм международного права закреплен в текущем законодательстве Украины (см., например, часть 2 статьи 17 Закона Украины от 22 декабря1993 года «О международных договорах Украины»). Говоря о взаимосвязи международного и внутригосударственного права, можно отметить, что: 1. Международное право должно считаться как с общественно-политическим устройством государств, в частности с наличием органов государственной власти, правомочными выражать волю государсвав его взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международных отношений, и так и с наличием обществееных отношений, входящих во внутреннюю компетенцию государства, и не подлежащих международно-правовому регулированию. 2. Национальное право вынуждено считаться с наличием международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутригосударственном праве,что проявляется в процессе и имплементации. Из этого можно сделать общий вывод о доминировании государства в установлении как национального, так и международного правопорядка.[2] Характеризуя динамику взаимодействия международного и внутригосударственного права, можно выдлить два аспекта их взимного влияния. Влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права. Вторичное воздействие также может иметь место. Например, принятие в 1951 году в СССР Закона о запрещении пропаганды войны привело к тому, что в статье 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, появилась норма, согласно которой «всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом» В процессе взаимодействия уже существующих норм международного национального права реализуется принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора». Международное право оказывает существенное влияние на становление, формирование и динамику норм национального права, налагая на государства исполнение обязательств, взятых ими при подписании различных международных договоров (например, к этому их обязывал Венский документ СБСЕ 1989 г.).
10. Реализация международного права Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем вхождения норм международного права в нормы внутригосударственного права. Сам процесс вхождения норм международного права в национальное законодательство называется имплементацией. Способы вхождения именуются трансформацией. В широком смысле трансформация, по мнению Р.А. Мюллерсона, представляет собой «способ осуществления международного права посредством издания государством внутренних нормативных актов (законов, актов ратификации и публикации международных договоров, административных постановлений, распоряжений и т.п.) и обеспечение исполнения им своего международного обязательства или в интересах использования им своего международного правомочия». Таким образом, норма международного права не преобразуется, она сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, правилу поведения придается статус нормы национального права. Собственно, как отмечает И.И. Лукашук, речь идет об имплементации международной нормы при помощи национального права. Трансформация может быть общей и индивидуальной. При общей трансформации государство устанавливает, что все или только определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью национального права страны. При индивидуальной трансформации необходимо в каждом случае вводить международные нормы в национальное право страны специальным актом. В некоторых странах, например в Великобритании, в отношении обычного международного права применяется общая трансформация, а в отношении договоров — индивидуальная. В Украине в отношении международных договоров применяется индивидуальная трансформация (Верховной Радой Украины издается специальный закон о ратификации). В доктрине международного права различают несколько способов трансформации: а) прямую рецепцию — когда норма международного права без изменения заимствуется национальным законодательством — имеет место в Украине (см., например, статью 9 Конституции Украины). Нередко этот способ именуется инкорпорацией, т.е. включением; б) бланкетную рецепцию — когда норма международного права не заимствуется, но на нее делается соответствующая отсылка (см., например, статью 18 Конституции Украины); в) собственно трансформацию — когда норма международного права изменяется путем создания словесной национальной транскрипции (переводится на другой язык) и закрепляется в национальном нормативном акте, но ее смысловое значение при этом не претерпевает значительных изменений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |