КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Система и виды наказаний
Статья 44 УК устанавливает следующие виды наказания: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) утратила силу (конфискация имущества) з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь. Данный перечень установлен как исчерпывающий. Наказания подразделяются на виды по различным критериям – на связанные или не связанные с лишением свободы, на срочные и бессрочные и т.д. Статья 45 УК говорит о наказаниях основных (они применяются самостоятельно – обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь), дополнительных (самостоятельно они не применяются – лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества) и так называемых общих (они могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных – штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Все то, что закон говорит о наказаниях, подчинено внутренней логике исходных установок, принципов и опорных категорий уголовного права и центрального его института – института уголовной ответственности. Д.И. Менделеев расположил элементы в своей Системе не произвольно, не по случайным разовым их признакам (например, не по алфавиту названий, не по цвету и т.д.), а по закономерной физической их природе. Так и правовые классификации и перечни должны быть понятийно, содержательно едиными, системными. Статьи 44 –59 УК представляют поэтому внутренне логичную и законченную систему наказаний, а не просто список или перечень наказаний, который можно составить так или этак, и не сумму их конкретных видов, которая от перестановки слагаемых не меняется. Перечень (список) наказаний не совпадает с системой наказаний. Система наказаний есть законодательная иерархия только таких их видов, каждый из которых полностью соответствует законодательному, данному в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, определению понятия и целей наказания. Из предлагаемого определения вытекает, что в систему входят не все предусмотренные законом наказания и что, следовательно, есть наказания системные и внесистемные. Последние требованиям статьи 43 не удовлетворяют. Система наказаний построена законодателем по возрастающей степени их тяжести, поэтому иногда ее называют «лестницей наказаний». Рассмотрим сначала системные наказания. Штраф есть такое денежное взыскание с осужденного в собственность государства, которое назначается в зависимости от характера преступления, его тяжести, имущественного положения осужденного и при обязательном условии должного исправляющего и предупреждающего воздействия на него. В ч. 1 ст. 46 УК штраф определяется, как «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) Особенность штрафа – в его способности к карательному и исправительному воздействию на осужденного не напрямую, не непосредственно на личность его и такие главные блага, как свобода. Имущественное взыскание – не цель штрафа и не сущность его. Штраф не есть мера фискальная и не есть способ удовлетворения потерпевшего. Педагогический потенциал штрафа – совсем иной. Штраф рассчитан на применение в отношении таких осужденных, которые по конкретным личным своим особенностям хотя и восприимчивы даже к такому, наиболее легкому наказанию, но даже и денежное взыскание - для них вполне достаточный корректив их отношения к закону и своему поведению. Карательные элементы штрафа неочевидны, но они выражены в судимости оштрафованного и в возможности замены штрафа в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 46 УК). В этом принципиальное отличие штрафа как наказания от штрафа как меры административного взыскания. Штраф имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, осужденный к штрафу остается на свободе, может продолжать обычные свои занятия без отрыва от семьи и обычной среды. Есть и другие плюсы. С другой стороны, денежное взыскание с осужденного может затрагивать интересы его семьи, члены которой не могут быть за него заложниками. Кроме того, даже самый полный и точный учет имущественного положения осужденных неизбежно приводит к противоречию с принципом равенства перед законом и судом независимо, в частности, от их имущественного положения, то есть с конституционными по своему смыслу требованиями статьи 4 УК. У штрафа сложные зависимости от характера и мотива деяния. Нелогичен штраф за корыстные и родственные им преступления. Штраф должен восприниматься как наказание за преступление, а не как плата за нарушение закона или откуп от ответственности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении осужденному занимать должности на государственной службе. в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельности. Это наказание часть первая статьи 47 Уголовного кодекса расчитывает на тех, кто совершил преступление, используя и, следовательно, компрометируя свою принадлежность к должностям и занятиям, предъявляющим повышенные требования к своим субъектам, а также на тех, кому целесообразно преградить доступ к такой работе. Оно устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ч.2 ст. 47 УК). Данное наказание в качестве дополнительного может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК). Суды поступают так, например, при осуждении сотрудников правоохранительных учреждений, а также педагогических работников (воспитателей, преподавателей, тренеров) за преступления в отношении воспитанников и учащихся. В случае назначения данного наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В случае назначения этого же наказания в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4 ст. 47 УК). При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может приговорить его к лишению специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК). Устанавливая этот вид наказания, законодатель исходит из абсолютной несовместимости награды и иного признания высоких качеств данного лица с совершенным им деянием. По логике данного наказания, самим фактом преступления субъект опровергает, аннулирует сам смысл указанных символов былого престижа не только данного лица, но и самого института этих отличий. Да, указы или другие акты о награждении или присвоении звания не отменяются, осужденный считается имевшим такие награды или звания до вступления приговора в законную силу. Но вследствие такого приговора становится фактически, юридически, этически несостоятельным прошлое награждение или присвоение звания. Осужденный лишается звания либо чина абсолютно, в принципе, вообще, полностью – а не понижается в звании или чине, либо лишается отдельных, в приговоре конкретно указанных, государственных наград, а не всех. Данное наказание бессрочно в том смысле, что звание, чин и награды не возвращаются после отбытия основного наказания либо после погашения или снятия судимости. И одной этой причины достаточно, чтобы «реституция», возвращение в первоначальное положение, было вообще юридически невозможно (хотя, разумеется, вполне возможно новое награждение за новые заслуги). Однако практика знала случаи частичного и полного пересмотра приговоров такого рода не в судебном порядке. Это противоречит статусу и самому понятию званий, классного чина и государственных наград. Государственные награды – это знаки отличия, установленные федеральным законодательством в удостоверение заслуг перед государством, награждение которыми входит в компетенцию Президента Российской Федерации. К государственным наградам, в смысле статьи 48 Уголовного кодекса, не относятся все виды премий, награды правительственные и ведомственные, а также награды, учрежденные субъектами Российской Федерации либо местными органами и организациями, все виды международных и иностранных отличий, а также все отличия сугубо профессионального, спортивного и иного характера (ученые степени, ученые звания, спортивные звания, гроссмейстер, мастер спорта и др.). Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. (ч. 1 ст. 49 УК) (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК). На данное наказание в полной мере распространяются предписания закона о целях наказания и средствах их достижения. Поэтому органы местного самоуправления в определении вида обязательных работ должны руководствоваться не только хозяйственными соображениями. Вызывает сомнение установка местного «правотворчества» на использование осужденных только на так называемых непрестижных работах – например, на уборке улиц и мест общего пользования. Почему-то считается, что именно такие работы позорят осужденного с пользой для него и для всех, хотя они же нисколько не позорят сотрудников коммунальных служб (если работа общественно полезна, как вообще она может быть позорной?). Это глубокое, на уровне деформированного сознания, заблуждение – приписывать исправляющую силу труду только физическому и неквалифицированному. Куда больше смысла педагогического, да и хозяйственного, в исполнении осужденным обязательных работ по его специальности. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК). (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК). (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |