Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Лекция 15. Социальная работа в сфере занятости

Лекция 15. Социальная работа в сфере занятости

Основные понятия:

1.Понятие и виды безработицы

2. Фонд занятости населения

3. Социальная поддержка безработных

 

Основное содержание лекции

1.Понятие и виды безработицы

 

В переходный к рыночной экономике период происходит переоценка приоритетов в государственной социальной политике и создание новой системы социальной защиты населения, призванной обеспечить минимальные социальные гарантии всем гражданам, в том числе на случай безработицы.

И.Киселев отмечает, что структурные сдвиги на рынке труда, происшедшие в последней трети нашего века в странах развитой рыночной экономики, привели к существенным изменениям в соотношении различных видов занятости. Повсеместно произошел сдвиг от постоянной занятости к временной, от полной – к неполной [1].

Повысились численность и доля работников, трудовые отношения которых имеет специфических, нетипичный для традиционной занятости характер. Сегодня нетипичные формы занятости охватывают на Западе массовые слои трудящихся, значительную часть рабочей силы (от 20 до 30%). Они имеют тенденцию к дальнейшему росту и, по некоторым прогнозам, будут преобладать в XXI века.

В России по данным Международной организации труда, в 1997 г. было примерно 17 млн. безработных (по официальным данным на конец декабря 1997 г. – около 2 млн. безработных).

В службу занятости (в целом по России) в среднем за месяц обращаются около 380 тыс. человек. Более половины (в некоторых регионах – 2/3) можно было бы трудоустроить на вакантные должности и рабочие места, имеющиеся в городских и районных банках вакансий. Однако доля приема на работу при посредничестве службы в некоторых регионах не превышает 10-20%. С чем же связана столь низкая эффективность?

В традиционном трудовом праве, отражающем реальности индустриального общества, эти формы занятости не укладывались в классическую конструкцию трудового договора как сделки по найму на срок неопределенный, заключенной на полное рабочее время, оформляющей трудовые отношения, как правило, непосредственно на предприятии одного единственного работодателя. Все, что не входило в эту схему, исключалось из сферы действия правового регулирования труда или наталкивалось на на ограничения, установленные нормами и конструкциями. Исторически утвердившимися в трудовом праве. Эти укоренившиеся догмы мешают социальной реальности и оставляют без защиты массы людей [1].

Переход к рыночной экономике в России в условиях спада производства и структурных реформ вызвал появление открытой безработицы и ее существенный рост за короткое время.

По данным авторов [2, с.103 ], к концу 1994 года уровень полной безработицы достигал 5,3 млн человек (это около 7,3% экономически активного населения страны). А в некоторых регионах страны он был еще выше и, по оценкам тех же авторов, составлял около 15%. Реально уровень безработицы был гораздо выше, так как далеко не все незанятые были зарегистрированы в службах занятости.

Кроме того, значительное распространение получила скрытая безработица (неполный рабочий день или неделя, административные отпуска и др), возросшая к концу 1994 г. до 5 млн человек [2 с.104].

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» дано определение занятости – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору(контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов(артелей);

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

 

2. Фонд занятости населения

 

Развитие системы социального страхования населения от риска безработицы в нашей стране начинается после Октябрьской революции подписанием Декрета о страховании по случаю безработицы. Он был подписан 11 декабря 1917 года и стал одним из первых документов, заложивших основу государственной системы страхования граждан от различных социальных рисков.

В дальнейшем в СССР вопросы труда и занятости регулировались через деятельность различных министерств и ведомств, отдельного государственного института, занимающегося только проблемами безработных, не существовало.

В современной России реализует права граждан страны на государственную поддержку в случае потери работы Фонд занятости.

В 1991 г. был принят новый закон «О занятости населения в Российской Федерации». Он определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан России.

В конце 1992 г. социальные министерства Российской Федерации разработали «Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992-1993 гг.», в которых были сформулированы, в том числе, и задачи осуществления активной политики занятости в переходный период. Из этой программы следует, что государственная политика в РФ направлена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Согласно Закону о занятости, с целью реализации политики занятости государство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и государственного Фонда занятости населения РФ [см. Закон РФ «О занятости населения в РФ»].

Фонд занятости – государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ» фонд занятости не является юридическим лицом, находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости. Средства ФЗ являются федеральной государственной собственностью и не входят в состав федерального бюджета. Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

Основным контингентом клиентов Фонда занятости являются безработные. Согласно Закону о занятости, безработные – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные государственной службой занятости с целью поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (Закон РФ «О занятости населения в РФ»).

 

3. Социальная поддержка безработных

 

Деятельность служб занятости опирается и регулируется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона N 36-ФЗ от 20.04.96 г.). Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от получения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

· впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

· оказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти подготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

· состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

· обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

· Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

· Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

· Предполагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация(юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штатов, при расторжении трудового договора предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством РФ о труде.

Гарантии социальной поддержки безработныхзафиксированы в Ст. 28. В ней выделены следующие гарантии::

· выплату пособия по безработице;

· выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

· возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

· оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавшим официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.

Причем все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР».

Порядок определения размеров пособия по безработице (Ст. 30). Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (Ст. 31).

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством РФ о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания (Ст. 36).

К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся – 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.

К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся:

· получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;

· находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);

· учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание в которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан ( Ст. 23 ) включает:

1. профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан. Они могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

· невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

· необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

· гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную переподготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Использованная литература

1. Киселев И. «Слуга двух господ», «подрядчик» и другие / Нетипичные формы занятости и способы их регулирования (опыт стран запада) // Социальная защита. – 1998. – N5. – С.46-47 (приложение «Трудовые отношения»).

2. Кожухова Н. А отдачи нет…/ В чем причина низкой эффективности службы занятости? // Социальная защита. – 1998. – N 5. – С.12-15 (приложение Трудовые отношения»).

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (от 19 апреля 1991г. в редакции № 36-ФЗ от 20 апреля 1996г).

4. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Ростов-на-Дону: «Экспертное бюро», 351с.

5. БабичА.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.-189с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Сбор полной схемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.