КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Фокус-группа и глубинное интервью как методы социологического исследования
Фокус-группа как метод исследования. Определение понятия, специфика названия (и метод исследования и название группы респондентов). Фокус-группа как классический «качественный» метод исследования. Разновидности фокус-групп. Методики проведения фокус-групп. Техники набора участников. Подготовка фокус-групп: сценарий, техническое оснащение, требования к модератору и др. Оформление результатов заседания. Достоинства и недостатки данного метода исследования. Принципиальные претензии к этому методу исследования. Возможные «искажения» и как их избежать. Проблема интерпретации полученных данных. Использование метода фокус-групп в избирательных кампаниях. Применение методы в качестве «площадки» для подготовки массовых опросов. Применение глубинных интервью в современной социологии. Происхождение и определение понятия. Общие предпосылки и условия применения метода, его достоинства и недостатки. Структура глубинного интервью. Разновидности глубинных интервью. Проблема продолжительности интервью. Метод экспертных оценок как возможный вариант глубинного интервью и общие условия проведения опроса экспертов. Метод «Дельфи» как разновидность глубинного интервью и метода экспертных оценок («гибридный» метод).
Вопросы семинарского занятия: 1. Фокус-группа как метод исследования. 2. Применение глубинных интервью в современной социологии.
Вопросы для обсуждения: · Основные правила проведения фокус-групп. · Проблема репрезентативности информации полученной в результате проведения фокус-групп. · Использование метода фокус-групп в рамках подготовки массовых опросов. · Возможные принципиальные недостатки метода фокус-групп.
· Глубинное интервью проводится только «один на один» или может быть и групповым? · Специфика организации глубинных интервью и подготовки к ним.
Возможные темы рефератов и индивидуальных творческих заданий: · Качественное проведение фокус-групп в современных условиях. · Основные виды фокус-групп и правила их проведения. · Применение фокус-групп в качестве «площадки» для подготовки массовых опросов. · Особенности организации глубинных интервью в современных условиях. · Возможности сочетания информации полученной в результате проведения фокус-групп или глубинных интервью и массовых опросов. · Применение методы «Дельфи» в прикладных социологических исследованиях.
Література
· Подшивалкина В. К вопросу о применении качественных методов в социологии, или Какой опыт мы изучаем? // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. - № 4. – С. 197-206. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30790076
· Горбатенко В. Метод „Делфі” та специфіка його застосування у прогнозних розробках / В. Горбатенко, І. Петренко // Політичний менеджмент. – 2008. - №6 (33). – С. 174 – 182. · Сабинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // СоцИс. - 2007. - № 10. - С. 122-131. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19146878 · Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью // СоцИс. - 2006. - № 3. - С. 104-112. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19012404.html · Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия / О.Б. Божков, А.С. Готлиб, Е.А. Гришина и др. // СоцИс. - 2004. - № 9. - С. 3-14. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/16692780.html · Уварова В.И. Использование метода анализа иерархий / В.И. Уварова, В.Г. Шуметов // СоцИс. - 2001. - № 3. - С. 104-109. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18770190.html · Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // СоцИс. - 2000. - № 10. - С. 92-101. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18760878.html · Толстова Ю.Н. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле / Ю.Н. Толстова, Е.В. Масленников // СоцИс. - 2000. - № 10. - С. 101-109. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18760870.html
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |