Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Специфика духовной жизни общества




Если материальная жизнь общества в своей сущности есть предметно-практическое освоение действительности, т.е. материальное производство, то духовная жизнь – есть духовное освоение действительности.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

§ духовные потребности;

§ духовная деятельность;

§ духовные ценности;

§ духовное потребление;

§ индивидуальное сознание;

§ общественное сознание.

Духовные потребности есть нужда людей и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. В общем виде результатом духовного производства являются знания и ценности. Знания говорят нам о том, каков мир, как он устроен. Знание производит наука как специализированный социальный институт.

Человек не только познает мир, но и относится к нему, оценивает его явления как полезные и вредные, добрые и злые, целесообразные и нецелесообразные, прекрасные и безобразные, справедливые и несправедливые. Ценности различны у разных людей, меняются от страны к стране, от поколения к поколению, что не означает, конечно, что нет общезначимых (общечеловеческих) ценностей. Выработка такого ценностного взгляда на мир, без которого невозможны ориентация и адаптация в нем, составляет задачу религии, философии и искусства.

Главным продуктом духовного производства являются не предметы, в которых воплощена информация (рукописи, отснятая кинопленка и пр.), а сама информация, адресованная человеческому сознанию: идеи, образы, чувства. Однако процесс духовного производства на этом не заканчивается. Так же, как в материальном производстве, здесь продукт труда должен дойти до потребителя. В отличие от материального потребления, потребление духовных ценностей имеет свои особенности: д ля одной части обществахарактерно активное потребление духовных ценностей, для другой - довольно пассивное; в одних случаях потребление духовных ценностей носит элитарный, а в других – массовый характер. Это определяется социокультурными условиями и механизмами, к которым прежде всего относится язык, за которым стоят общеобразовательный и культурный уровень потребителя, специфика микросреды, в которой он сформировался или к которой он принадлежит сегодня. Чем выше образовательный и культурный уровень человека, тем активнее он потребляет знания. Немаловажную роль играет его социальная принадлежность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.