КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в дисциплину
Увеличивающееся стремление предприятии выжить в жесткой конкурентной борьбе и обеспечить стабильную перспективу развития производства заставляет их - Не только заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, но и - постоянно соверщенствовать работу с людьми - заниматься вопросами формирования новой трудовой мотивации и морали - формировать готовность разделять с предпринимателем риск нововведений - заниматься вопросами перспективного развития кадров для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства
Современный подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.
В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.
Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности.
В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей *в виде творчества со стороны работника и *создания условий для этого творчества со стороны организации.
В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая (компонента), которая представляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя.
Осознание того, что люди — ценнейший ресурс организации, приводит к *изменению поведенческих парадигм, *к гуманистической ориентации ОП, *его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленным в сторону *социальной справедливости в отношении работников, *соблюдения баланса интересов работников и компании, *социальной отзывчивости и ответственности перед обществом. Интересно проследить историческое отношение к работникам по терминологии: • "рабочие руки " — рабочая сила, тягловый скот (самое низкое общественное положение); оплата — по степени тяжести труда, доверие со стороны управляющих почти отсутствует;
• " трудовые ресурсы " — рабочая сила с определенной степенью инициативы и осмысленности труда, оплата — по времени, степень доверия — в рамках должностных инструкций, развитые административные рычаги воздействия;
• "кадры " — полностью подчиненные организации работники без личных целей (или с единственной целью — служить организации), ответственность за общий результат не предусмотрена, инициатива не поощряется, управление — авторитаризм;
• "персонал " — работники (нанятые), отвечающие за результат труда на конкретном рабочем месте; инициатива поощряется, методы управления — экономические;
• "человеческие ресурсы " — люди с имеющимися на данный момент знаниями и навыками, готовые нести ответственность за результат труда на конкретном рабочем месте и в рамках малой группы; методы управления — социально-экономические, делегирование полномочий и ответственности в сочетании с контролем выполнения работы;
• " человеческий капитал " — люди как система имеющихся и потенциальных особенностей (тип темперамента, эмоции, мотивация, ценности, идеи и др.), знаний и навыков (включая способность обучаться и изменяться). отвечающие за конечный результат деятельности организации, осознающие себя как важную ее часть, способные поступиться своими целями ради организационных: методы управления — психологические. Возможно участие работников как партнеров-собственников в управлении компанией и ее капитале.
Данное положение делает особенно актуальным подготовку специалистов к работе в изменяющихся условиях.изменениями и развитием организации.
Искусство управления – это в значительной степени искусство управления людьми.
Что влияет или как принято говорить детерминирует поведение человека? - Его внутренние установки, вытекающие из внутреннего мира. - Ситуация. - Социальное окружение. - Управляющее воздействие.
Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения.
Умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно важным качеством для эффективной работы менеджера. В последнее время значение знаний а этой области еще более возросло. Естественно, что организовать работу людей на принципиально новой основе могут только хорошо подготовленные специалисты, обладающие профессионала ной интуицией и знаниями законов поведения людей в различных условиях..
Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.
· ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду.
· ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности.
· ОП не чисто теоретическая дисциплина. Сохраняется и будет развиваться в дальнейшем ориентация ОП на его практическое использование в управлении компаниями. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.
· ОП изучаетотношения в системе управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды.
· ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин.
· Отличительной особенностью данного предмета является междисциплинарный подход к его изучению. «Организационное поведение» тесно взаимосвязано с такими дисциплинами, как - психология (которая изучает основы поведения личности), - социология (предметом которой является социальная система, в которой индивид осуществляет свою социальную роль), - социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), - экономика, история и философия.
· «Организационное поведение» представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для принятия управленческих решений в области управления персоналом.
«Организационное поведение» включает следующие основные компоненты: ¨ индивида; ¨ группу; ¨ организацию.
Основу изучения этой дисциплины составляют: - способности и личностные качества работников; - их удовлетворенность; - отношение к труду; - мотивация; - взаимодействие и групповое принятие решений; - лидерство и власть; - конфликты и переговоры; - стресс;
При этом исследуются виды отношений: • кооперации; • власти и управления; • собственности; • непроизводственные. Методы исследования ОП: • опросы — интервью, анкетирование, тестирование — измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива. Интнрвью могут производиться по телефону. • сбор фиксированной информации — изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);
• наблюдения — изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры; • эксперименты — проведение лабораторных или естественных экспериментов; • использование Интернета.
Таким образом «Организационное поведение» как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую * различные явления и процессы, *охватывающие большой объем специфических терминов и понятии, *связанных многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Итак, ОП: · мультидисциплина; · ориентирована на личность в организации; · сфокусирована на результативности; · учитывает воздействие внешней среды · имеет практическую направленность Основными подходами исследования ОП в настоящее время являются прагматический, культурологический и институциональный.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса
По существу, «Организационное поведение» образует социально-психологическую основу построения эффективной системы управления.
Для того чтобы убедиться в этом, уместно обратиться к вопросам: ¨ кто такой менеджер, каковы его функции, роли, мастерство ¨ показателелей социально-экономической эффективности работы организации ¨ межнационального аспекта ОП (Самостоятельно на семинаре) Менеджеры — это люди, которые достигают цели, стоящие перед организацией посредством другие людей. Они принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации В настоящее время функции менеджера обычно сводят к следующим: - планирование; - организация работы; - руководство; - контроль.
Планирование. Поскольку организация существует для того, чтобы достичь конкретные цели, кто-то должен определить эти цели и средства, посредством которых они могут быть достигнуты. Менеджеры, осуществляя функцию планирования, вырабатывают цели, организации и общую стратегию ее деятельности, а также планы, направленные на осуществление интеграции и координации этой деятельности. Организация работы. Менеджеры также несут ответственность за проектирование организационной структуры. Это предполагает определение того, на каком уровне принимаются решения, кому следует докладывать об их выполнении, а также конкретных задач и их исполнителей. Руководство. В процессе повседневной работы, которая складывается из - мотивации других людей, - направления их деятельности, - выбора наиболее эффективных норм их взаимодействия и общения, а также - разрешения конфликтных ситуаций, менеджеры осуществляют руководство организацией. Контроль. Наконец, менеджеры осуществляют контроль за деятельностью организации. После того как цели поставлены, планы достижения разработаны, а люди, которые будут их выполнять, подобраны, обучены и мотивированы, не исключена возможность возникновения непредвиденных сбоев и отклонений в процессе работы. Именно поэтому менеджеры должны осуществлять постоянный контроль, сравнивая реальные достижения и результаты с теми, которые были запланированы. В ситуациях, когда возникают существенные отклонения, задача менеджеров состоит в том, чтобы вернуть организацию на первоначально выбранное направление или, скорректировать само это направление (если в силу изменившихся, условий появилась такая необходимость).
Под организацией при этом принято понимать координируемый союз двух и более людей, который функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих целей. (Например, промышленные и торговые предприятия, магазины, государственные службы, а также школы, институты, больницы и церкви). В конце 60-х гг. Г. Минтцберг, основываясь на тщательном обследовании работы менеджеров, пришел к заключению, что менеджеры выполняют ряд тесно взаимосвязанных ролей. Условно они были разделены на три группы. Первую группу образуют роли, связанные с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации (мотивация, координация деятельности подчиненных, делегирование полномочий, формальное представительство: принятие участия в церемониях, награждениях и т.п.), Во вторую группу выделена информационная роль, которая включает сбор, обработку и передачу необходимой информации. Например, прочитав в журнале о планируемых изменениях в конкурирующей фирме, менеджер доводит эту информацию (если она покажется ему важной) до высшего руководства, организует ее обсуждение с подчиненными, продумывает дополнительные меры для повышения конкурентоспособности продукции своей фирмы. Третью группу образуют роли, непосредственно связанные с принятием управленческих решении. Как правило, менеджеры являются инициаторами новых проектов и решений, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений
или возникновения кризисных ситуации, за использование ресурсов, а также участвуют в переговорах и несут ответственность за принимаемые решения и их выполнение.
Для характеристики работы менеджеров целесообразно рассмотреть, какими профессиональными качествами они должны обладать, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности. Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:
¨ техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);
¨ мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);
¨ концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные).
Таким образом, анализ функций, выполняемых менеджерами, их роли в организации и мастерства, необходимого для того, чтобы успешно выполнять эту работу, показывает, насколько важно для менеджера уметь *непосредственно работать с людьми, *определять причины их поступков, *прогнозировать их поведение в будущем и *его социально-экономические последствия.
В связи с этим представляют интерес результаты обследования, проведенного Ф. Лузенсом и его коллегами. Они обследовали 450 менеджеров и пришли к заключению о том, чтоих работу можно свести к следующим видам управленческой деятельности. 1. Традиционный менеджмент (принятие решений, планирование, контроль). 2. Взаимодействие (обмен информацией, документооборот, групповое принятие решений). 3. Управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор персонала, обучение, обеспечение дисциплины, управление конфликтами и т.п.). 4. Установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, поставщиками, клиентами; переговоры, усилия по созданию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).
Исследования показали, в среднем менеджер тратит примерно 32% своего рабочего времени на традиционную управленческую деятельность, 29% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 20% — непосредственно на управление человемескими ресурсами и 19% — на поддержание рабочих контактов за пределами организации. «Эффективный» менеджер (тот, который добивается наилучших количественных и качественных показателей работы своих подчиненных, их удовлетворенности работой) тратит на традиционные функции управления 19% своего рабо чего времени, 44% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 26% времени он уделяет управлению человеческими ресурсами и 11% — поддержанию рабочих контактов за пределами организации. Таким образом, те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие.
Важная особенность данной дисциплины состоит также в том, что все проблемные вопросы рассматриваются в непосредственной корреляции с вопросами управления и показателями социально-экономической эффективности работы организации:
- производительностью; - дисциплиной; - текучестью кадров; - удовлетворенностью работой. ' Производительность. Существуют разные подходы к определению производительности. Для оценки работы организации может быть использован комплексный показатель, в состав которого входят два компонента: эффект и эффективность. При этом под эффектом следует понимать достижение целей, поставленных перед организацией, т.е. полученный результат, а под Эффективностью — отношение полезного результата к затратам, обусловившим его достижение. Например, организация может получить эффект посредством увеличения объема производства и продаж или расширения рынка сбыта своей продукции. Однако оценка результатов работы организации, будете неполной без учета того ценой каких затрат этот эффект был лодучен.Показателями эффективности в этом случае могут выступать прибыль и выработка продукции в единицу времени. Дисциплина. Важнейшим показателем дисциплины являются неявки на работу.
Их анализ в динамике и сравнение со средними показателями по отрасли (по группе предприятий) позволяют не только оценить поведение работников в организации, но и прогнозировать его изменение. Неявки на работу по уважительным причинам, например по болезни, не являются непосредственным показателем дисциплины. Вместе с тем они могут свидетельствовать о наличии в организации факторов, способствующих высокому уровню стресса у работников, следствием чего является повышение уровня их заболеваемости. Текучесть кадров. Высокий уровень текучести кадров в организации означает увеличение расходов на подбор персонала, отбор наиболее достойных кандидатов и обучение. При этом также может наблюдаться снижение выработки продукции в период, предшествующий уходу работника, и в первые месяцы работы у принятого на предприятие нового работника. Конечно, организации не могут полностью избежать текучести кадров. В ряде случаев текучесть может рассматриваться и как позитивное явление, например если уходит не соответствующий требованиям организации работник, а взамен приходит работник с более высокими возможностями и мотивацией, с новыми идеями. Однако чаще всего для организации текучесть означает потерю работников, которых не хотелось бы терять. Таким образом, когда уровень текучести в организации чрезмерно высок или когда организацию покидают лучшие работники, текучесть кадров следует рассматривать как разрушительный фактор, негативно влияющий на эффективность работы организации. Удовлетворенность работой. Под удовлетворенностью работой понимают отношение работника к различным сторонам своей трудовой деятельности. Часто удовлетворенность определяют также как соотношение между суммой благ и вознаграждений, которую работник получает на работе, и той, которую, по его мнению, он должен был бы получить. В отличие от приведенных ранее критериев удовлетворенность работой характеризует не столько поведение на работе сколько отношение к ней. Ее принято относить к числу важнейших оценочных показателей в силу следующих обстоятельств. Во-первых, принято считать, что работники, удовлетворенные своей деятельностью, как правило, более мотивированы и достигают более высоких результатов. Во-вторых, отмечается, что общество, особенно в странах с развитой экономикой, должно заботиться не только о высоком уровне производительности и уровне жизни населения, но и о качестве жизни, неотъемлемым элементом которой является удовлетворенность выполняемой работой.
Существенное влияние на поведение людей в организации оказывает национальная культура их страны (основные духовные ценности и особенности поведения, характеризующие людей той или иной страны). В условиях усиливающейся тенденции к расширению международных экономических связей и развитию сотрудничества между странами в различных областях экономики и общественной жизни, с одной стороны, происходит *определенное сближение стран, *усиливается сходство в стратегии развития организаций, *в технологии производства, *в развитии инновационных процессов. С другой стороны, устойчиво сохраняются культурные ценности различных стран, а следовательно, и присущие им отличия в системе управления.
Охарактеризовать российскую национальную культуру достаточно сложно. Отмечаются существенные отличия в культурных ценностях среди представителей различных регионов нашей огромной страны, а также различных поколений и социальных групп. Проблема особенностей России и выбора эффективных форм управления,соответствующих им, требует серьезных исследований, которые еще предстоит осуществить. Тем не менее некоторые общие выводы относительно российских культурных ценностей, имеющих непосредственное отношение к управлению, могут быть сделаны.
Существует целый ряд подходов, позволяющих определить, чем именно различные страны отличаются друг от друга. Один из наиболее известных подходов к анализу отличий между странами предложен Г. Хофстейдом.
Обследовав в 70-е гг. свыше 116 000 работников, занятых в международных корпорациях в 40 странах, Г. Хофстейд пришел к выводу о том, что представители этих стран различаются на основе четырех важнейших критериев; - индивидуализм/коллективизм; - отношение к власти; - отношение к риску; - отношение к роли женщины в обществе. В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток определить национальные особенности поведения в России. На основе классификации Хофстейда по результатам этих исследований они были охарактеризованы следующим образом:
· индивидуализм/коллективизм — преобладание коллективистских наклонностей; · отношение к власти — «дистанция власти» и степень авторитаризма значительно выше среднего; · отношение к риску — сильно выраженное стремление свести риск в обществе к минимуму; · отношение к роли женщины в обществе — только формальное равноправие.
Различают страны с преимущественно коллективистскими и преимущественно индивидуалистскими наклонностями. Г. Хофстейд выявил высокий уровень корреляционной зависимости между степенью индивидуализма и показателем валового национального продукта на душу населения. (Так, индивидуалистские страны (США и многие другие западные страны) характеризуются, как правило, наиболее высокими показателями валового национального продукта на душу населения, коллективистские — относительно низкими). Россия в соответствии со шкалой Г. Хофстейда может быть отнесена к группе стран с преимущественно коллективистскими наклонностями. Последствия: · Работники часто ожидают, что их организация будет заботиться о них и опекать их, если они окажутся в затруднительном положении, в то время как в
· индивидуалистских странах в таких ситуациях принято больше полагаться на свои собственные усилия.
· Принадлежность к группе, определенному социальному слою для многих россиян является достаточно сильным мотиватором, подчас не менее значимым, чем материальное вознаграждение.
В России достаточно высока «дистанция власти». Страны с высокой «дистанцией власти» признают существенные отличия в поведении людей внутри организации в зависимости от их статуса и служебного положения. Работники, как правило, демонстрируют особое почитание своих руководителей. Звания и статус имеют большой вес. На переговоры в такие страны зарубежные организации предпочитают посылать (равно как и принимать) представителей, статус которых, по крайней мере, не ниже, чем у противоположной стороны. По результатам обследования группы руководителей в Москве, проведенного в начале 90-х гг., 42% интервьюируемых руководителей тяготеют к авторитарному типу управления и 22% — к патерналистскому.
Среди обследованных руководителей отмечалась также большая тяга к поддержанию стабильности их настоящего служебного положения: 66% хотели бы продолжать руководящую работу в той же самой компании в течение ближайших 5 лет или до пенсии.
По оценке специалистов, стремление контролировать ситуацию и свести риск к минимуму в экономической и социальной жизни общества составляет существенную особенность российского менталитета. Подтверждением этому могут служить, например, *во все времена провозглашаемая развернутая политика поддержки наименее защищенных и социально уязвимых групп населения, *линия на перераспределение средств и доходов между эффективно работающими предприятиями и теми, кто работал не очень успешно, *уравнительные тенденции в области оплаты труда и занятости. В странах, в которых выражено стремление свести риск к минимуму как правило, вырабатываются специальные механизмы, позволяющие минимизировать риск, например множество формальных правил и процедур, регламентирующих поведение. В таких странах может проявляться нетерпимость к нестандартным решениям и подходам, формам поведения, отличающимся от общепринятых. Население в этих странах обычно демонстрирует относительно низкий уровень трудовой мобильности, а система пожизненного найма является широко распространенной практикой.
Естественно, что при характеристике менталитета той или иной страны оценки типа «хорош он» или «плох», неуместны. Другое дело, что знание особенностей поведения и системы управления в различных странах может оказаться весьма полезным при принятии наиболее оптимальных управленческих решений.
В последнее время в России отмечается значительный интерес к зарубежному опыту, в том числе и в области управления. Однако его применение будет успешным только в случае его модификации к условиям российской действительности и особенностям российского менталитета. Изучая опыт управления в другой стране и пытаясь использовать его в отечественной практике, всегда полезно помнить об имеющихся сходствах и различиях России с этой страной. Так, например, богатый опыт, накопленный в США в области разработки теорий управления, мотивации и лидерства, далеко не всегда может быть успешно использован в той же форме в России. С точки зрения особенностей поведения людей наши страны существенно отличаются.
Так, если среди американцев преобладают индивидуалистские наклонности, то россиянам в большей мере свойственны коллективистские ценности. Нельзя сбрасывать со счетов и такое отличие. В Америке, как правило, принято поощрять риск: тот, кто рискует, имеет большие прибыли, однако он же в случае неудачи берет на себя ответственность за убытки и потери. В России же, как правило, принято распределять риск, а следовательно, и выгоды в случае успешного завершения дела. Вместе с тем разумное использование зарубежного опыта может оказаться достаточно эффективным средством решения экономических и социальных проблем. Подтверждением тому являются японские «кружки качества». Американские пециалисты утверждают, что «кружки качества» (группа работников, которые регулярно встречаются, чтобы обсудить проблемы качества, выявить причины их появления, предложить пути их устранения и реализовать их на практике) изначально родились в Америке, а в 50-е гг. были экспортированы А Японию. В условиях японского коллективистского менталитета «кружки качества» оказались настолько эффективными, что сейчас все чаще поднимается вопрос о необходимости возродить их и уделить им гораздо более серьезное внимание в самой Америке.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |