Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Общая характеристика физических качеств

 

ПЛАН:

1. Понятие о физических качествах

2. Общая характеристика силы

2.1. Разновидности силы

2.2. Режимы работы мышц

2.3. Факторы, обуславливающие проявление силы

2.4. Возрастная динамика естественного развития силы

2.5. Средства развития силы

3. Общая характеристика быстроты

3.1. Разновидности быстроты

3.2. Факторы, обуславливающие проявление быстроты

3.3. Возрастная динамика естественного развития быстроты

3.4. Средства развития быстроты

4. Общая характеристика выносливости

4.1. Понятие об утомлении, разновидности выносливости

4.2. Факторы, обуславливающие выносливость человека

4.3. Возрастная динамика естественного развития выносливости

4.4. Средства развития выносливости

5. Общая характеристика координации

5.1. Разновидности координации

5.2. Факторы, обуславливающие проявление координации

5.3 Возрастная динамика естественного развития координации

5.4. Средства развития координации

6. Общая характеристика гибкости

6.1. Разновидности гибкости

6.2. Факторы, обуславливающие проявление гибкости

6.3 Возрастная динамика естественного развития гибкости

6.4. Средства развития гибкости

 

 

1. Понятие о физических качествах

 

В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств.

 

В специальной литературе до сих пор не найден единый термин для характеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия:

 

- Л.П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности»;

 

- В.П. Ашмарин – «двигательные качества»;

 

- Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов – «физические качества»;

 

- Ю.Ф. Курамшин – «физические способности».

 

В словаре В.И. Даля (2007) трактовка слов «качество» и «способность» разнится незначительно. Более того, слово «способность» представляется как синоним слову «качество»:

 

- «качество» трактуется как «свойство или принадлежность, всё, что составляет сущность лица или вещи»;

 

- «способность» трактуется как «качество»; «способный» – как «годный к чему или склонный, ловкий… пригодный».

 

По нашему мнению, термин «способности» в большей степени соответствует понятию «задатки», в то время как термин «качества» больше характеризует свойства того или иного объекта или предмета. В теории физической культуры такие характеристики человека, как сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, рассматриваются в большей степени с позиций его свойств, а не задатков. Например, когда мы говорим про человека, что он сильный, мы не имеем в виду, что он предрасположен к силовым нагрузкам по своей природе, мы характеризуем его свойство на текущий момент. Таким образом, для характеристики двигательных возможностей человека термин «качества» выглядит более уместным и соответствующим сути.

 

В вопросе о прилагательном к термину «качества» мы придерживаемся взглядов, что термин «двигательные качества» в большей степени характеризует свойства отдельных движений человека, чем сужает спектр вопросов, изучаемых теорией физической культуры. Термин «физические качества» представляется нам значительно более широким, поскольку он подразумевает раскрытие природных механизмов возникновения и проявления тех или иных свойств движений человека.

 

Таким образом, в нашем курсе лекций мы будем использовать термин «физические качества», что соответствует терминологическим взглядам Л.А. Вейднер-Дубровина и В.Н. Платонова.

 

Известно, что разные люди обладают разными двигательными возможностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми лет может прыгнуть в длину с места на 100 см., а другой – на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой – пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой – 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

 

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет, соответственно, зависеть характер и степень развития тех или иных физических качеств.

 

Таким образом:

 

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

 

 

На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние две группы факторов:

 

· Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.

 

· Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенствуются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспособления (адаптации) и перерастают в соответствующие физические качества.

 

В формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, а также двигательная подготовленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями.

 

В настоящее время принято различать пять основных физических качеств: сила, быстрота, координация, выносливость, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

 

 

2. Общая характеристика силы

 

2.1. Разновидности силы

 

Любые двигательные действия человека – это результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности – скелетно-мышечной системы. В ЦНС продуцируются импульсы возбуждения, которые через мотонейроны и аксоны поступают в мышечные волокна. Вследствие этого мышцы напрягаются с определённой силой, которая позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья тела или тело в целом. От величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения. Таким образом, без проявления мышечной силы человек не может выполнять никаких двигательных действий. В этом смысле сила является интегральным двигательным качеством, от которого в той или иной мере зависит проявление всех других физических качеств (быстроты, выносливости и т.д.)

 

В физиологии под силой мышц понимают то максимальное напряжение, которое они способны развить. Внешнее проявление напряжения мышц (силы) измеряют в ньютонах.

 

В теории физической культуры понятие «сила» выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи.

 

Таким образом:

 

СИЛА – это способность преодолевать определённое сопротивление или противодействовать ему за счёт напряжения мышц.

 

В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, реакция опоры при взаимодействии с ней, сопротивление окружающей среды, масса отягощений предметов и спортивных снарядов, силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел, сопротивление партнёра и т.п.

 

Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.

 

В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.

 

Основными специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы являются:

 

1) собственно силовые качества (к ним относятся понятия «абсолютная» и «относительная» сила);

 

2) скоростно-силовые качества (к ним относятся понятия «скоростная» и «взрывная» сила);

 

3) силовая выносливость.

 

Это выделение разновидностей силы является довольно условным. Несмотря на свою специфику, они определённым образом взаимосвязаны как в своём проявлении, так и в своём развитии. В чистом виде они проявляются чрезвычайно редко. Как правило, все они являются компонентами большинства двигательных действий человека.

 

· Абсолютная сила человека – это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением.

 

Интересно, что наибольшие величины силы человек может развить в мышечных напряжениях, которые не сопровождаются внешним проявлением движения, или в медленных движениях: например, в жиме штанги двумя руками в положении лёжа на спине. Проявление абсолютной силы является доминирующим при необходимости преодолевать большое внешнее сопротивление.

 

Пример:

 

В Исландии популярны соревнования по подниманию гранитных плит. В 1992 году житель страны И. Перурена установил своеобразный рекорд проявления абсолютной силы: он поднял над головой камень весом 315 кг.

 

Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу тела, применяют показатель относительной силы.

 

· Относительная сила – это количество абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы его тела.

 

Относительная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, которые связаны с перемещением собственного тела в пространстве. Чем больше силы приходится на 1 кг массы собственного тела, тем легче перемещать его в пространстве или удерживать определённую позу. Например, упор руки в стороны на гимнастических кольцах («крест») могут выполнить лишь те спортсмены, у которых относительная сила соответствующих групп мышц близка к 1 кг на килограмм массы тела. Большое значение относительная сила имеет также в видах спорта, где спортсмены делятся по весовым категориям.

 

· Скоростная сила – это способность человека с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление.

 

На первый взгляд может показаться, что скоростная сила представляет собой комплексное проявление быстроты и силы. Однако в действительности это всё-таки специфическое проявление силы в определённом диапазоне величины внешнего сопротивления. Данный диапазон был установлен учёными и составляет от 15-20% до 70% максимальной силы в конкретном двигательном действии

 

Пример:

 

Если человек может поднять максимальное отягощение весом 100 кг, то диапазон проявления его скоростной силы в данном упражнении составит 15-70 кг;

 

Если человек максимум может выполнить 40 сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа (отжиманий),то в зависимости от увеличения скорости движений он сможет выполнить от 6 до 28 сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа.

 

Скоростная сила является доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упражнениях. В частности, от уровня развития скоростной силы мышц ног зависит длина шагов в беге.

 

Пример:

 

Установлено, что при одной и той же скорости бега у квалифицированных спортсменов длина шагов больше, чем у менее квалифицированных, а у бегунов одной квалификации скорость бега возрастает в довольно тесной взаимосвязи с возрастанием длины шагов.

 

· Взрывная сила – это способность человека проявить наибольшее усилие за наименьшее время.

 

Взрывная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц: например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.п. В большинстве физических упражнений, где взрывная сила имеет ведущее значение, проявлению взрывного сокращения мышц в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или гранаты спортсмен делает энергичный замах. Проявление мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. быстрое переключение от уступающей работы к преодолевающей получило название «реактивная способность мышц».

 

Пример:

 

Отмечена высокая зависимость между реактивной способностью и результатом в тройном прыжке с разбега, в барьерном беге, в тяжелоатлетических упражнениях и т.п.

 

· Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

 

При этом имеется в виду разнообразный характер функционирования мышц: длительное поддержание необходимой позы (пр., удержание захвата в борьбе), многократное повторное выполнение взрывных усилий (пр., тренировка в тройном прыжке, в прыжках с шестом), циклическая работа определённой интенсивности (пр., плавание, гребля на байдарках) и т.д.

 

По большому счёту, силовую выносливость целесообразно было бы отнести к одной из разновидностей выносливости, однако в специальной литературе это качество традиционно рассматривается как разновидность силы.

 

 

В зависимости от режима работы мышц различают также статическую и динамическую силу:

 

· Статическая сила проявляется тогда, когда мышцы напрягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми взаимодействует человек, отсутствуют (пр., удержание отягощения).

 

· Динамическая сила проявляется тогда, когда преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела или отдельных его звеньев в пространстве (пр., поднимание отягощения).

 

 

2.2. Режимы работы мышц

 

При выполнении двигательных действий мышцы человека выполняют четыре основные разновидности работы: удерживающую, преодолевающую, уступающую, комбинированную.

 

· Удерживающая работа выполняется вследствие напряжения мышц без изменения их длины (изометрический режим напряжения). Она характерна для поддержания статической позы тела, удержания какого-либо предмета (пр., штанги, гантели) и т.п.

 

· Преодолевающая работа выполняется вследствие уменьшения длины мышц при их напряжении (миометрический режим напряжения). Преодолевающая работа мышц при выполнении двигательных действий встречается чаще всего. Она даёт возможность перемещать собственное тело или какой-либо груз в соответствующих движениях, а также преодолевать силы трения или эластичного сопротивления (пр., сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях).

 

· Уступающая работа выполняется вследствие увеличения длины напряжённой мышцы (плиометрический режим напряжения). Благодаря уступающей работе мышц происходит амортизация в момент приземления в прыжках, беге и т.п. Нередко в уступающих фазах движения проявляются максимальные величины силы. В частности, установлено, что в уступающем режиме мышцы могут проявить силу на 50-100% больше, чем в удерживающем и преодолевающем режимах.

 

При преодолевающей работе под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения. При уступающей работе – действующие по ходу движения.

 

· Комбинированная работа состоит из поочерёдного включения всех режимов работы мышц (ауксотонический режим напряжения). Именно комбинированную работу выполняют мышцы в большинстве двигательных действий. Так, в циклических упражнениях комбинированная работа состоит из смены преодолевающего и уступающего режимов. В более сложных по координации работы нервно-мышечного аппарата упражнениях (например, в гимнастических) встречаются все три режима работы мышц: уступающий, преодолевающий, удерживающий.

 

 

2.3. Факторы, обуславливающие проявление силы

 

Сила, которую способен проявить человек, зависит от ряда внешних и внутренних факторов.

 

К внешним факторам относятся:

 

- величина сопротивления;

 

- длина рычагов;

 

- погодно-климатические условия;

 

- суточная и годовая периодика.

 

К внутренним факторам относятся:

 

- структура мышц;

 

- мышечная масса;

 

- внутримышечная и межмышечная координация;

 

- реактивность мышц;

 

- мощность энергоисточников.

 

 

2.4. Возрастная динамика естественного развития силы

 

Прогрессивное естественное развитие силы человека происходит до 25-30-летнего возраста. При этом одни возрастные периоды характеризуются низкими темпами развития силы, другие – высокими (сенситивные периоды). Развитие силы отдельных мышц и развитие отдельных разновидностей силы также имеет гетерохронный характер.

 

Возрастной период от 9-10 до 16-17 лет характеризуется наиболее высокими темпами прироста абсолютной мышечной силы. В дальнейшем темпы прироста силы постепенно замедляются. Максимальных показателей абсолютной силы люди достигают в среднем в 25-30 лет.

 

Возрастная динамика относительной силы имеет несколько иной характер. В 10-11 лет относительная сила достигает высоких показателей, особенно у девочек – их показатели приближаются к показателям взрослых женщин. В 12-13 лет она стабилизируется или даже снижается вследствие ускоренного развития тотальных размеров и массы тела. Повторное возрастание темпов развития относительной силы приходится на период 15-17 лет.

 

Скоростно-силовые качества имеют наиболее высокие темпы прироста у девочек в 10-11 лет, у мальчиков – в 10-11 и в 13-15 лет.

 

Силовая выносливость юношей имеет высокие темпы прироста в 13-18 лет. Средние темпы её прироста наблюдаются в детском возрасте и в начале подросткового возраста.

 

До 10-11-летнего возраста величины годового прироста силы у девочек и мальчиков практически не отличаются. Начиная с 12-ти лет, мышечная сила у девушек возрастает медленнее, чем у юношей.

 

 

2.5. Средства развития силы

 

В качестве основных средств развития силы применяются такие физические упражнения, выполнение которых требует большего напряжения мышц, чем в обычных условиях их функционирования. Эти упражнения называют силовыми.

 

Существует несколько разновидностей силовых упражнений:

 

- упражнения с внешним сопротивлением;

 

- упражнения с преодолением веса собственного тела;

 

- упражнения в самосопротивлении;

 

- упражнения с комбинированным отягощением;

 

- изометрические упражнения.

 

1) К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:

 

· Упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, гирями, набивными мячами), в том числе и на тренажёрах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. Их ценность состоит в том, что можно точно дозировать величину отягощения в соответствии с индивидуальными возможностями человека.

 

· Упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров, блочных устройств и т.п.). Их положительной чертой является возможность загрузить мышцы практически по всей амплитуде выполняемого движения.

 

· Упражнения в преодолении сопротивления партнёра. Ценность этих упражнений состоит в том, что, во-первых, их можно выполнять практически без дополнительного оборудования, во-вторых, в занятие вносится элемент соревнования между партнёрами, что вынуждает последних проявлять значительные волевые усилия.

 

· Упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бег в гору, по песку, снегу, воде, против ветра и т.п.). Их положительной чертой является возможность развивать силу в условиях, которые максимально приближены к специализированной двигательной деятельности.

 

Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из эффективных средств развития силы. Грамотно подбирая их и дозируя нагрузку, можно развить абсолютно все мышечные группы и отдельные мышцы.

 

2) К упражнениям с преодолением веса собственного тела относятся:

 

· Гимнастические силовые упражнения: подтягивания, приседания, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, поднимание ног к перекладине и т.п.

 

· Легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и многократные прыжки на одной и двух ногах, прыжки через барьеры, прыжки в «глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх и т.п.

 

· Упражнения в преодолении препятствий: лазанье по канату, взбирание на забор или стену и т.п.

 

Упражнения с преодолением веса собственного тела применяют в тренировках людей различного возраста, пола, подготовленности и во всех формах занятий. Они эффективны при развитии максимальной силы на начальных этапах силовой подготовки. Конкретно прыжковые упражнения эффективны для развития взрывной и скоростной силы.

 

3) Упражнения в самосопротивлении – это упражнения, которые выполняются за счёт волевых усилий. Их суть состоит в одновременном напряжении мышц-синергистов и мышц-антагонистов определённого сустава, т.е. тяговому усилию активной мышечной группы противостоит напряжение антагонистов (пр., растяжение рук, сомкнутых в замок перед грудью; взаимное давление ладоней и т.п.). Эти упражнения приобрели очень широкую популярность в начале XX века под названием «волевая гимнастика». Их положительной чертой является возможность выполнять их без спортивных снарядов. Они способствуют увеличению мышечной массы, совершенствованию внутримышечной координации, эффективны при проведении оздоровительных занятий.

 

4) Упражнения с комбинированным отягощением представляют собой упражнения с разнообразными сочетаниями всех выше названных видов отягощений и сопротивлений. Они позволяют варьировать тренировочные воздействия, чем повышают эмоциональность и эффективность занятий. С их помощью можно значительно улучшить специальную силовую подготовленность в определённых двигательных действиях. Например, прыжки с оптимальным отягощением тела дополнительной массой оказывают содействие эффективному развитию взрывной силы в отталкивании от опоры.

 

5) Изометрические упражнения бывают двух видов:

 

· Упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т.п.).

 

· Упражнения в активном напряжении мышц в течение определённого времени и в определённой позе (выпрямление полусогнутых ног, упираясь плечами в закреплённую перекладину; попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и т.п.).

 

Суть всех изометрических упражнений состоит в напряжении мышц, которое не сопровождается внешним движением. Выполняемые обычно при задержке дыхания, они приучают организм к работе в очень трудных бескислородных условиях. С помощью этих упражнений можно воздействовать практически на любые мышечные группы. В связи с отсутствием механической работы (перемещения массы на определённое расстояние) в изометрических напряжениях можно достичь адекватного тренировочного эффекта при меньших, чем в динамических упражнениях, затратах энергии. Особенно ценны изометрические упражнения в условиях гиподинамии у моряков-подводников, танкистов, операторов.

 

 

3. Общая характеристика быстроты

 

3.1. Разновидности быстроты

 

В процессе двигательной деятельности, как бытовой, так и профессиональной, современный человек постоянно сталкивается с необходимостью быстро и адекватно реагировать на ожидаемые или внезапно возникающие раздражители. Некоторые виды профессиональной деятельности (оператор, диспетчер, водитель, пилот и др.) связаны с необходимостью своевременно и быстро реагировать на постоянное изменение ситуации. Научно-технический прогресс создаёт условия, при которых всё больше возрастают требования к скорости, своевременности, адекватности реагирований и двигательных действий.

 

БЫСТРОТА – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

 

Основными видами проявления быстроты являются:

 

- быстрота двигательных реакций (различают простые и сложные реакции);

 

- быстрота одиночных движений;

 

- частота движений.

 

1) Двигательная реакция – это процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию, и заканчивающийся в момент начала движения-ответа. Информацией, побуждающей к действию, как правило, является заранее обусловленный сигнал или ситуация, имеющая сигнальное значение.

 

Схематично двигательная реакция состоит из пяти компонентов:

 

1-й: восприятие раздражителя рецепторами;

 

2-й: передача возбуждения от рецепторов к ЦНС;

 

3-й: «осознание» полученного сигнала в ЦНС и формирование сигнала-ответа;

 

4-й: передача сигнала-ответа к мышцам;

 

5-й: возбуждение мышц и ответ определённым движением.

 

По сути, время двигательной реакции – это время скрытого периода, т.е. время от начала восприятия раздражителя до начала ответа на него (так называемое латентное время).

 

Раздражитель может быть один, может быть несколько. Если раздражителей несколько, то они могут быть либо одновременными, либо последовательными. Во всех этих случаях у человека будут разные реакции. Различают простые и сложные реакции:

 

· Простая двигательная реакция – это ответ заранее обусловленным двигательным действием на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал.

 

Примерами простых реакций являются старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча по ожидаемому сигналу и т.п. В первом примере (старт в беге) чем меньше времени пройдёт от момента выстрела стартёра до момента начала движения бегуна, тем выше у последнего уровень быстроты простой реакции.

 

Пример:

 

Латентное время простой реакции у нетренированных людей составляет 0,2-0,3 с., у хорошо тренированных спортсменов – 0,1-0,2 с.

 

В двигательной деятельности человека в быту, на производстве, в спорте (особенно в спортиграх и единоборствах) большое значение имеют сложные реакции. В этом случае ориентирование человека при выполнении двигательных действий осуществляется с помощью комплексной деятельности анализаторов (зрительного, слухового и др.).

 

Комплексная сенсорная деятельность позволяет на основе информации от отдельных анализаторов формировать целостное представление относительно положения тела в пространстве и времени и эффективно реагировать адекватной формой поведения, осуществляя взаимодействия с предметами, спортивными снарядами, партнёрами и соперниками. Именно от точности оценки движений во времени и пространстве зависит своевременность и адекватность реагирования на постоянно и быстро изменяющиеся ситуации.

 

К сложным реакциям относятся:

 

· Реакция на движущийся объект – это способность человека наиболее быстро и точно реагировать на нестандартные перемещения определённого объекта (объектов) в условиях дефицита времени и пространства.

 

В основе реакции на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения, определять пространственные и временные параметры перемещения объекта и оперативно подбирать адекватные движения-ответы. Чаще всего этот вид реакции встречается в спортиграх и единоборствах.

 

Пример:

 

В футболе вратарь или игрок должен увидеть мяч, оценить направление и скорость его движения, выбрать план действия и успеть его осуществить. Время реакции вратаря в среднем имеет величину 0,18-0,21 с.

 

· Реакция выбора – это способность человека наиболее быстро осуществлять выбор адекватного ответа на разнообразные раздражители в условиях дефицита времени и пространства.

 

Сложность реакции выбора обуславливается практически безграничным разнообразием возможного изменения обстоятельств. Например, баскетболист, выпрыгивая для атаки по кольцу, вдруг видит защиту соперника и более выгодное положение партнёра. В этом случае он должен мгновенно среагировать и изменить своё предыдущее намерение.

 

В ряде случаев большую роль в сокращении времени реагирования играет фактор предвидения ситуации (антиципация).

 

Пример:

 

Опытный вратарь (футбол, хоккей и т.п.) может спрогнозировать направление удара по воротам по достаточно выраженным пространственно-временным характеристикам движений в фазе подготовки к удару или броску и заранее принять верное решение.

 

2) Быстрота одиночного движения – это способность человека с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.

 

Координация таких движений относительно простая и мало влияет на скорость их выполнения, например: прямые одиночные удары в боксе, уколы в фехтовании, движения руки при метании копья, ударе по мячу и т.д. В более сложных по координации движениях сокращение времени их выполнения связано с совершенствованием межмышечной координации. Чем более простое по координации упражнение и чем автоматизированнее движение, тем меньшее напряжение приходит в ЦНС при его выполнении и тем большая скорость движения.

 

3) Частота движений – это способность человека выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени.

 

Темп движений очень важен в циклических движениях спринтерского характера (пр., бег, гребля, плаванье, велоспорт) и при быстром повторении ациклических движений (пр., серия ударов в боксе). Каждое движение такого типа представляет собой упорядоченное чередование напряжения и расслабления одних групп мышц (синергистов) с одновременным расслаблением и напряжением других (антагонистов). Следует отметить, что процессы расслабления протекают значительно медленнее, чем процессы напряжения. При невысоком темпе движений это чередование протекает довольно чётко, без ошибок. При увеличении темпа наступает такой момент, когда возбуждение мышц-синергистов и мышц-антагонистов частично совпадает (т.е. мышцы не успевают расслабиться между очередными напряжениями). Вследствие этого возникает скоростная напряжённость, которая не позволяет увеличивать частоту движений и даже поддерживать её на достигнутом уровне.

 

Говоря о темпе движений, важно иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «скорость», но они отнюдь не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опускать её в одинаковом темпе – скорость же движения руки при этом будет разная. Различной будет и скорость бега при одинаковой частоте, но разной длине беговых шагов. Вместе с тем вполне очевидно, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Так, для каждого бегуна большое значение имеет определение оптимальных взаимоотношений длины и частоты беговых шагов.

 

Подводя итог всему сказанному, следует также отметить, что многие двигательные действия человека требуют комплексного проявления быстроты, когда все рассмотренные её разновидности проявляются в сочетании.

 

 

3.2. Факторы, обуславливающие проявление быстроты

 

Основными предпосылками того или иного уровня проявления быстроты являются:

 

- структура мышц;

 

- внутримышечная и межмышечная координация;

 

- подвижность нервных процессов и уровень нервно-мышечной координации;

 

- уровень развития скоростно-силовых качеств и гибкости;

 

- интенсивность волевых усилий.

 

 

3.3. Возрастная динамика естественного развития быстроты

 

Быстрота во всех своих проявлениях на протяжении жизни прогрессируют значительно меньше, чем другие физические качества, и значительно раньше подвергается возрастным инволюционным изменениям.

 

Прогрессивное естественное развитие быстроты наблюдается до 14-15 лет у девушек и до 15-16 лет у юношей. В дальнейшем скорость целостных движений у девушек даже ухудшается, а у юношей очень медленно возрастает до 17-18 лет и потом стабилизируется.

 

Таким образом, с окончанием пубертатного периода практически прекращается дальнейшее развитие быстроты. Это, правда, не означает, что после 15-16 лет невозможно добиться существенного её улучшения за счёт специализированной тренировки. Однако индивидуальные достижения будут значительно выше, если начать развитие быстроты в сенситивный период.

 

3.4. Средства развития быстроты

 

В связи с тем, что в ряде случаев скорость движения зависит не только от уровня развития быстроты, но и от уровня развития силы, выносливости, гибкости, а также от сформированности техники движения, в методике развития быстроты различают два направления: целостное совершенствование быстроты и аналитическое совершенствование тех факторов, от которых она зависит.

 

При подборе средств развития быстроты, прежде всего, следует учитывать следующее:

 

1) специфику разновидности быстроты, структуры и условий выполнения движения, в котором она развивается;

 

2) развивать быстроту в комплексном сочетании с другими качествами;

 

3) применять разнообразные средства.

 

Общим требованием к упражнениям для развития быстроты является возможность их выполнения с околопредельной и предельной скоростью. Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата.

 

Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность.

 

Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с другими видами быстроты наиболее эффективны подвижные и спортивные игры по упрощённым правилам и на меньших по размеру площадках.

 

Для развития быстроты ациклических одиночных движений применяют именно те упражнения, в которых необходимо улучшить быстроту, и подобные им по координации работы нервно-мышечного аппарата. Выполнять их следует с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (стандартных, облегчённых, усложнённых).

 

Для увеличения частоты циклических движений также применяют именно те упражнения, в которых необходимо развивать быстроту, но с различными вариациями скорости, темпа, условий выполнения движений.

 

Пример:

 

Бег, плавание с ускорением или с вариативной скоростью; бег, езда на велосипеде по рельефной местности, по песку, по воде; упражнения с резкой сменой темпа, длины шага, направления движения; упражнения с отягощениями; подвижные игры; эстафеты; спортигры по упрощённым правилам и на меньшей площадке и т.п.

 

4. Общая характеристика выносливости

 

4.1. Понятие об утомлении, разновидности выносливости

 

Люди обладают неодинаковыми способностями к выполнению работы различной длительности и интенсивности. Так, одни могут с успехом выполнять работу высокой интенсивности, но испытывают затруднения, выполняя работу меньшей интенсивности, но большей продолжительности. Другие – наоборот: успешно выполняют продолжительную работу умеренной интенсивности, но тяжело воспринимают работу высокой интенсивности. Одни люди, выполняя какую-либо работу, постепенно снижают интенсивность её выполнения и вскоре совсем её прекращают, другие – продолжают её без заметного напряжения.

 

Снижение эффективности выполнения работы и последующее её прекращение обуславливается тем, что в организме накапливается утомление.

 

УТОМЛЕНИЕ – это временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или продолжительной работой.

 

Разные возможности людей противостоять утомлению объясняются разным уровнем развития выносливости.

 

Таким образом:

 

ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

 

Качественно выносливость характеризуется предельным временем выполнения работы определённой интенсивности.

 

В бытовой, производственной, воинской, спортивной деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. В зависимости от природы и характера нагрузки можно выделить четыре типа утомления:

 

· умственное – возникает в процессе интеллектуальной деятельности (например, при решении математических задач);

 

· эмоциональное – возникает в процессе выполнения монотонной работы, при сильных переживаниях и т.п.;

 

· сенсорное – возникает вследствие напряжённой деятельности анализаторов (например, усталость зрительного анализатора во время работы на компьютере);

 

· физическое – возникает в процессе продолжительной или интенсивной мышечной работы.

 

Это распределение в некоторой мере условно, т.к. в большинстве видов деятельности имеют место одновременно все четыре типа утомления. Тем не менее, в каждом конкретном случае в большей мере будет проявляться тот или иной тип утомления.

 

Пример:

 

Выполняя оздоровительную пробежку, человек обдумывает её план, контролирует интенсивность бега в соответствии с погодой, состоянием дорожки и собственной работоспособностью. В зависимости от места её проведения (пр., оживлённое шоссе или берег живописного озера) изменяется его эмоциональное состояние. Однако и скорость бега, и преодолённое расстояние в наибольшей мере зависят от степени сопротивляемости организма человека физической усталости.

 

В теории физической культуры под термином «выносливость» традиционно понимается именно физическая выносливость, хотя выделение умственной, эмоциональной, сенсорной выносливости, безусловно, оправдано.

 

Физическая выносливость имеет важное значение в жизни человека. Она позволяет:

 

1. выполнять значительный объём двигательной деятельности;

 

2. продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;

 

3. быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.

 

В зависимости от объёма мышечных групп, принимающих участие в работе, условно различают три вида физического утомления:

 

· локальное – к работе привлечено меньше трети общего объёма скелетных мышц (пр., мышцы кисти, голени);

 

· региональное – в работе принимает участие от одной до двух третей мышечной массы (пр., упражнения для укрепления мышц ног или туловища);

 

· тотальное – работает одновременно более двух третей скелетных мышц (пр., бег, гребля).

 

Между перечисленными видами утомления прямой зависимости не существует, т.е. один и тот же человек может иметь высокую устойчивость организма к локальному утомлению и недостаточную – к тотальному.

 

Пример:

 

Человек может 150-200 раз приседать на одной ноге, однако быть относительно слабым лыжником или стайером.

 

В профессиональной, бытовой, спортивной деятельности встречается преимущественно тотальное утомление.

 

При значительной продолжительности определённой работы продуктивное её выполнение требует преодоления внутренних трудностей за счёт мобилизации волевых качеств. Вследствие этого развитие утомления проходит через три фазы:

 

1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;

 

2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы;

 

3. фазу полного утомления – когда наступает отказ от выполнения работы.

 

В зависимости от специфики выполняемой работы по-разному действуют механизмы утомления и, соответственно, выносливости.

 

Пример:

 

В беге с предельной (максимальной) скоростью уже на 10-15 секунде наблюдается значительное падение скорости. В то же время марафонцы более двух часов способны поддерживать непредельную (умеренную) для себя скорость бега.

 

Таким образом, в зависимости от специфики работы выделяют разные виды выносливости:

 

- общая выносливость;

 

- скоростная выносливость;

 

- силовая выносливость.

 

1) Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.

 

Уровень проявления общей выносливости в большей мере обуславливается аэробными (дыхательными) возможностями организма, что создаёт благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой. Эта особенность и дала основание определить данный вид выносливости как «общий». Общая выносливость широко проявляется в бытовой и профессиональной деятельности, поскольку та преимущественно протекает в аэробных условиях энергообеспечения (пр., работа по дому, на огороде, длительные передвижения пешком, длительный бег в умеренном темпе и т.п.). Уровень развития общей выносливости играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности организма и состоянии здоровья человека.

 

2) Скоростная выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (пр., бег с максимальной скоростью).

 

Данный вид выносливости имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения эффективности соревновательной деятельности в циклических видах спорта спринтерского характера, в спортивных играх, а также в аналогичных видах производственной или бытовой двигательной деятельности. Так, только спортсмены с высоким уровнем развития скоростной выносливости способны к многократным спринтерским ускорениям в течение игры. Перенос скоростной выносливости значительно меньший, чем общей. Он проявляется преимущественно в упражнениях, которые подобны по структуре работы нервно-мышечного аппарата.

 

3) Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

 

Данный вид выносливости относится к силовым способностям, и он уже рассмотрен выше.

 

В спорте выделяют ещё один вид выносливости – специальную выносливость.

 

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определённых требованиями конкретного вида деятельности.

 

Пример:

 

Пловец, специализирующийся в плавании кролем, при передвижении брасом устанет значительно быстрее.

 

 

4.2. Факторы, обуславливающие выносливость человека

 

Основными факторами, которые предопределяют проявление выносливости, являются:

 

- структура мышц;

 

- внутримышечная и межмышечная координация;

 

- производительность работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем;

 

- запасы энергоматериалов в организме;

 

- уровень развития других физических способностей;

 

- техническая и тактическая экономичность двигательной деятельности.

 

Пример:

 

Соотношения мышечных волокон разного типа генетически детерминировано. Люди, в мышцах которых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетические задатки на выносливость, поскольку именно эти волокна поддаются влиянию тренировки на выносливость. Так, в мышцах выдающихся спортсменов, специализирующихся в стайерских дистанциях, преобладают красные мышечные волокна.

 

 

4.3. Возрастная динамика естественного развития выносливости

 

Выносливость подобно другим физическим качествам имеет неравномерный характер естественного развития.

 

У мальчиков:

 

Общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 8-10, 11-12, 14-15 лет. В возрасте 15-16 лет темпы развития общей выносливости юношей резко снижаются. В остальные возрастные периоды наблюдаются средние темпы прироста.

 

Скоростная выносливость имеет высокие темпы прироста в 13-14 и 15-16 лет. Средние темпы прироста приходятся на возраст 11-13, 14-15, 16-17 лет. Низким темпом развития скоростной выносливости характеризуется возраст 9-11 лет.

 

У девочек:

 

Общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 10-13 лет. Далее в течение двух лет (13-15) наблюдается низкий темп её развития. На возраст 15-17 лет приходятся средние темпы развития общей выносливости девушек.

 

Наибольшие абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдаются у людей, которые достигли биологической зрелости. Очевидно, именно поэтому высшие мировые достижения в видах спорта, требующих предельного проявления выносливости, приходятся преимущественно на возрастной период от 20-22 до 30-32 лет.

 

Акцентированное развитие выносливости наиболее целесообразно в возрастные периоды её бурного развития.

 

 

4.4. Средства развития выносливости

 

Общее требование к упражнениям на развитие выносливости – это преодоление утомления в ходе их выполнения. При условии регулярных и достаточно продолжительных физических нагрузок повышение работоспособности становится постоянным, и организм переходит на новый, более высокий функциональный уровень. Так, систематическое развитие общей выносливости способствует увеличению капиллярной сети как в скелетных мышцах, так и в мышце сердца – миокарде.

 

Для развития общей выносливости применяются разнообразные физические упражнения, отвечающие следующим требованиям:

 

- относительно простая техника выполнения;

 

- активное функционирование подавляющего большинства скелетных мышц;

 

- повышенная активность функциональных систем, лимитирующих проявление выносливости;

 

- возможность дозирования и регулирования тренировочной нагрузки;

 

- возможность продолжительного выполнения (от нескольких минут до нескольких часов).

 

Перечисленным требованиям в наибольшей мере соответствуют циклические упражнения: ходьба, бег, плавание, бег на лыжах и т.п. При их выполнении в работе принимают участие почти все скелетные мышцы и активизируется деятельность ведущих функциональных систем организма.

 

Положительные изменения в развитии общей выносливости, достигнутые с помощью циклических упражнений, благотворно сказываются на работоспособности в разных по структуре двигательных действиях (бытовых, профессиональных, спортивных) вследствие относительно малой специфичности их вегетативных компонентов. Другими словами, в упражнениях, которые выполняются в зонах умеренной и большой физиологической мощности, наблюдается высокий перенос выносливости (Платонов В.Н., 1997).

 

Для развития скоростной выносливости целесообразно применять циклические упражнения, спортивные и специально подобранные подвижные игры.

 

Пример:

 

Футболисты высокой квалификации за одну игру пробегают 9-11 км, из них с высокой интенсивностью – от 1,5 до 4,5 км.

 

Спортивные и подвижные игры довольно эффективны для комплексного развития выносливости (общей, скоростной, силовой), особенно в детском и подростковом возрасте. Повышенный эмоциональный фон игровой деятельности позволяет в течение продолжительного времени поддерживать высокую двигательную активность.

 

В качестве вспомогательных средств комплексного развития выносливости целесообразно применять дыхательные упражнения: регулированное изменение частоты, глубины, ритма дыхания; лёгочная гипервентиляция и нормированная задержка дыхания; синхронизация дыхания с фазами двигательных действий; выборочное применение дыхания разного типа – ротового и носового, грудного и брюшного.

 

Повышению эффективности упражнений для развития выносливости способствует также целенаправленное использование факторов внешней среды, таких как: температура воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое излучение, атмосферное давление и т.п. Любое изменение климатических условий вызывает физиологические изменения в организме независимо от того, к какому именно климату приспосабливается организм. В результате происходит повышение реактивности вегетативной нервной системы, стимуляция дыхания и кровообращения, усиление окислительно-восстановительных процессов и, как следствие, развитие выносливости.

 

 

5. Общая характеристика координации

 

5.1. Разновидности координации

 

Слово «координация» от латинского – согласование, сочетание, приведение в порядок. Относительно двигательной деятельности человека этот термин употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.

 

Пример:

 

Поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает. Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно – более развитую координацию.

 

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Н.А. Бернштейна (1947), координация движений есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы. Если координация человека развита недостаточно, он стремится осуществить управление движениями звеньев тела путём фиксации значительного количества суставов.

 

Пример:

 

Когда человек впервые становится на лыжи или коньки, он, как правило, выполняет движения прямыми ногами. Его коленные и даже голеностопные суставы фиксированы, и движения в них не проходят. Новичку легче управлять движениями «непослушных» нижних конечностей путём преобразования их в жёсткое звено с одним шарниром в тазобедренном суставе.

 

Таким образом:

 

КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

 

К числу разновидностей координации относят:

 

- способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

 

- способность к ориентированию в пространстве;

 

- способность к равновесию;

 

- тонкое мышечное чувство;

 

- способность к соединению (комбинированию) движений;

 

- способность к перестраиванию движений;

 

- способность к управлению временем двигательных реакций.

 

В реальной бытовой, производственной или спортивной двигательной деятельности все названные разновидности координации проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях одни разновидности играют ведущую роль, другие – вспомогательную. При этом возможно мгновенное изменение их значимости в связи с изменением внешних условий.

 

 

1) Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными. Удивительной способностью тончайшей оценки и регуляции динамических, временных, пространственных параметров движений владеют спортсмены высокого класса.

 

Пример:

 

Бегуны высокой квалификации на средние дистанции способны преодолевать 400-метровые отрезки с заданным временем (52, 54, 55 секунд), не допуская ошибки более чем на 0,2-0,3 с.

 

2) Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи. Эта разновидность координации является определяющей для прыгунов в воду, батутистов, воздушных гимнастов, космонавтов в условиях невесомости и т.п.

 

3) Способность к равновесию – это способность человека сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений и поз. Способность к сохранению равновесия обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной систем. Каждая конкретная ситуация, требующая сохранения равновесия, определяет ведущими те или иные системы. Однако чаще всего проявление равновесия зависит от соматосенсорной и вестибулярной систем.

 

Различают статическое и динамическое равновесие:

 

- Статическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в какой-либо позе (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т.п.);

 

- Динамическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в процессе выполнения движений (пр., выполнение двигательной связки на бревне и т.п.).

 

Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в ряде профессий (пр., строителей, монтажников, моряков) и в некоторых видах спорта (пр., фигурном катании на коньках, гимнастике, горнолыжном спорте) во многом определяется уровнем развития функции равновесия.

 

4) Тонкое мышечное чувство – способность человека быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц и обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

 

Пример:

 

В спорте: игра теннисной ракеткой в настольном теннисе; фехтование; «чувство воды» у пловцов и гребцов.

 

В бытовой сфере: управление автомобилем (переключение коробки передач, рулевое управление).

 

5) Способность к соединению (комбинированию) движений – это способность человека выполнять разнонаправленные действия разными частями тела, как одновременно, так и соединяя их в произвольном порядке. Данная способность обуславливает успешность спортсменов в сложнокоординационных видах спорта (о чём свидетельствует само их название): художественной и спортивной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании на коньках, аэробике, акробатике и т.п.

 

6) Способность к перестраиванию движений – это способность человека мгновенно менять характер двигательных действий в соответствии с внезапно изменившимися условиями их выполнения. В повседневной жизни данная способность проявляется, когда человек, например, поскользнувшись или споткнувшись, успевает с помощью компенсаторных движений перестроиться и восстановить равновесие. В профессиональной деятельности эта способность необходима морякам в условиях качки. В спорте она имеет большое значение в спортиграх, т.к. очень часто по ходу игры спортсмены вынуждены менять свои первоначальные намерения, на ходу перестраивая уже начатые движения.

 

7) Способность к управлению временем двигательных реакций – это способность целенаправленно выполнять двигательные действия с учётом возникновения различных помех. Эта разновидность координации является значимой в единоборствах, спортиграх и т.п.

 

Пример:

 

При блокировании нападающего удара в волейболе блокирующий игрок должен оценить время выполнения нападающего удара и подстроить свои действия для выполнения блока.

 

Понятие «координация» нередко путают с понятием «ловкость», однако смысловая нагрузка у них разная. Ловкость выступает как интегральное проявление разновидностей координации. Различие между координацией и ловкостью в том, что координация проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений, а ловкость – в тех, которым присуща не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, что требует находчивости. Недаром в обиходно-бытовой и разговорной речи о ловком человеке говорят: сноровистый, изворотливый, складный, юркий и т.д.

 

ЛОВКОСТЬ – это комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач, требующих, в свою очередь, высокого уровня психической и физической готовности. Так, Н.А. Бернштейн подчёркивал, что двигательная ловкость – царица управления движениями.

 

 

5.2. Факторы, обуславливающие проявление координации

 

Уровень развития координации обуславливается целым рядом психофизиологических качеств:

 

- функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов);

 

- наличием образов динамических, временных, пространственных характеристик движений собственного тела и разных его частей в сложном их взаимодействии;

 

- возможностью запоминать движения и воссоздавать их (моторной памятью);

 

- пониманием поставленной двигательной задачи;

 

- способностью к формированию плана и конкретного способа решения поставленной задачи (Бернштейн Н.А., 1966, Пуни А.Ц., 1980).

 

Значимость того или иного фактора обуславливается разновидностью координации.

 

 

5.3 Возрастная динамика естественного развития координации

 

Различные проявления координации имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. В целом, наиболее высокие темпы её естественного прироста приходятся на препубертатный возраст (с 6-7 до 10-12 лет). В подростковом возрасте координация значительно ухудшается. В юношеском возрасте (к 17-18 годам) – снова улучшается. В дальнейшем: сначала стабилизируется, а затем с 40-50 лет начинает ухудшаться.

 

Следует отметить, что в уровне развития координации одарённые дети практически не уступают взрослым, чего, разумеется, нельзя сказать про силу, быстроту и выносливость. Так, например, у 7-летних детей зачастую встречаются показатели статического равновесия взрослых людей.

 

 

5.4. Средства развития координации

 

Для развития координации применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Они должны соответствовать следующим условиям:

 

- иметь необходимую координационную сложность для занимающихся;

 

- содержать элементы новизны, необычности;

 

- отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач;

 

- включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путём активизации работы отдельных анализаторов.

 

Так, частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие активизации функции других, что положительно сказывается на формировании кинестезических образов движений (восприятию их динамических, временных, пространственных характеристик), наличие которых обуславливает координационные возможности.

 

Целесообразно выполнение упражнений в условиях дефицита пространства и времени, а также в условиях недостаточной или чрезмерной информации. В частности, эффективными являются бег по пересечённой местности с преодолением естественных препятствий; беговые упражнения с преодолением искусственных препятствий (пр., барьеров, гимнастических скамеек); единоборства; гимнастические и акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры (особенно на уменьшенных площадках с увеличенным количеством игроков) и т.п.

 

Эффективны также упражнения на достижение установленных параметров двигательной деятельности: прохождение или пробегание определённого расстояния с закрытыми глазами; выполнение разнообразных гимнастических упражнений с ограничением или полным исключением зрения; выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме; прыжки с поворотами на указанное количество градусов; пробегание или проплывание определённых дистанций за установленное время; выполнение силовых упражнений с вариативными отягощениями и т.п.

 

Например, для развития способности к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) следует использовать упражнения, направленные на развитие точности мышечных восприятий. Так, для ощущения мяча при броске, ударе, приёме или передаче необходимо использовать мячи разных размеров и массы, широкую вариативность силы бросков и ударов, дальности полёта. Для улучшения ощущения снаряда целесообразно пр

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные характеристики входных цепей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.