Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства, агенты, механизмы и факторы социализации




Средства социализации. Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфичных для того или иного общества, социального слоя и возраста. К средствам социализации можно отнести:

- способы вскармливания ребенка и уход за ним;

- формирование бытовых и гигиенических умений;

- стиль и содержание общения;

- методы поощрения и наказания в семье и иных социализирующих организациях;

- приобщение человека к различным видам отношений в основных сферах жизнедеятельности (общении, игре, познании, спорте, профессиональной, общественной и религиозной деятельности);

- окружающие человека продукты материальной и духовной культуры и пр.

Каждое общество, государство, социальная группа вырабатывают определенный набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами и ценностями.

Так, формальные негативные санкции – это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т.п. Неформальные негативные санкции это выражение удивления, неудовольствия, насмешки, отказ подать руку, означающий моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т.п.

Агенты социализации – это люди и учреждения, ответственные за приобщение человека к культурным нормам и усвоение социальных ролей. На различных возрастных этапах состав агентов социализации специфичен.

Агентами первичной социализации человека выступают: родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, сверстники, соседи, учителя, няни, тренеры, врачи.

Агентами вторичной социализации являются: администрация школы, университета, города, лидеры молодежных группировок, администрация предприятия, государственные и духовные лидеры, творческая элита, милиция и армия.

Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека. Он особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

Механизмы социализации. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным механизмом социализации – подражание. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации – идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Традиционно в психологии выделяют следующие механизмы социализации:

- идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим;

- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (манер, движений, поступков);

- внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний, тех людей, с которыми он общается;

- социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого деятельность последних протекает свободнее и интенсивнее;

- конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

В социальной педагогике выделяют следующие механизмы социализации:

- традиционный (через семью и ближайшее окружение);

- институциональный – через институты общества (включая институты воспитания);

- стилизованный – через субкультуры;

- межличностный – через значимых лиц;

- рефлексивный – через индивидуальное переживание и осознание.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, стихийно на неосознанном уровне с помощью запечатления и некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации как следует уже из самого термина, действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также СМИ и СМК). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализации происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс ценностей, норм, морально-психических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который создает определенный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут стать родители, любимые учителя, уважаемые взрослые, сослуживцы, друзья-сверстники.

Специфическим является рефлексивный механизм социализации, то есть внутренний диалог, с помощью которого человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Факторы социализации. Социализация происходит в определенных ситуациях, оказывающих то или иное влияние на человека и требующих от него определенного поведения. Эти обстоятельства можно назвать факторами социализации.

Фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Следовательно, факторы социализации рассматривают те условия, в которых происходит социализация человека.

Выделяют следующие факторы социализации:

- мегафакторы социализации (космос, планета, мир);

- макрофакторы социализации (страна, этнос, общество, государство);

- мезофакторы социализации (регион, город, поселок, село);

- микрофакторы социализации (семья, домашний очаг, соседство и микросоциум, группа сверстников, воспитательные организации, общественные, частные и религиозные организации).

На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство.

К мезофакторам социализации относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения, СМИ и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт, с которым вступает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.