Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.9. Формы организации учебного процесса

Вопрос 3. Условия максимизации прибыли на рынке несовершенной конкуренции.

На рынке несовершенной конкуренции действует общее правило максимизации прибыли: MR=MC.

Таким образом, необходимо сделать общие выводы по проблеме использования предельного анализа в экономике. Изучение экономической теории вряд ли поможет вам стать невероятно богатым, однако заставит вас по-новому посмотреть на такие экономические категории, как издержки и выгоды. Один из наиболее важных принципов экономической теории состоит в том, что учитывать следует предельные издержки и предельные выгоды принятых решений, игнорируя при этом прошлые или невозвратимые издержки.

«Подсчитай дополнительные издержки, которые повлечет за собой любое новое решение, и сравни их с дополнительными выгодами. Принимай решение на основе расчета предельных издержек и выгод».

Данная формулировка является принципом предельности, в соответствии с которым люди максимизируют свои доходы, прибыль или степень удовлетворения, учитывая только предельные издержки и предельные выгоды того или иного решения. Принцип предельности применим в самых разных ситуациях. Именно его мы применяли, уравнивая предельные издержки и предельный доход в поисках максимальной прибыли. Рассмотрим еще один пример, проанализировав решения, касающиеся инвестиций. Если вы собираетесь инвестировать в компанию или продать дом, забудьте о прошлых потерях и приобретениях и принимайте решение на основе предельных доходов и издержек.

 

 

 

1. Понятие о формах организации обучения.

2. Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения.

3. Типы и структура уроков.

4. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

 

Форма организации обучения или организационная форма обучения.

Как указывает И. М.Чередов, форма организации обучения рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приёмами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.

И.Я.Лернер организационную форму обучения определяет как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом.

 

Известны различные системы обучения, в которых преимущество отдаётся тем или иным формам организации. В Древней Греции было распространено индивидуальное обучение, когда учитель работал с одним учеником по так называемой парной схеме: учитель-ученик. Основное преимущество такого обучения – между учителем и учеником постоянно осуществлялись прямые и обратные связи. Недостаток – парная система не позволяла охватить обучением большое количество учеников и не обеспечивала взаимодействие между учениками.

В школах средневековья обучение было преимущественно групповым, то есть обучающий работал с группой учащихся 3-7 человек. Такая система была более экономичной по сравнению с индивидуальной и обеспечивала сочетание индивидуальной и групповой работы в обучении.

В 17 веке Я.А.Коменский, обобщив опыт школ Чехии, братских школ Украины и Белоруссии, разработал и практически применил классно-урочную систему. Для того времени это было большим открытием, связанным с необходимостью обучения большого количества детей и потребностью грамотных людей. Это время активного развития промышленности и появления машинного производства.

Особенности классно-урочной системы обучения:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены— это тоже признаки классно-урочной системы.

Первую попытку модернизации классно-урочной системы организации обучения предприняли в конце XVIII — начале XIX вв. английский священник А.Белл и учитель Дж.Ланкастер. Толчком этому явился переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии, потребовавшей большого количества рабочих, располагающих хотя бы элементарной грамотностью. Для их подготовки необходимо было увеличить количество школ и учителей, которые бы обучали значительно большее количество учащихся. Так возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, примененная указанными авторами в Англии и Индии. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

Маннгеймская система, названная так по названию города Маннгейм (Германия), где она впервые была применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам. Основатель этой системы, Йозеф Зиккенгер (1858-1930гг.) предлагал создавать четыре класса: 1. Основные классы — для детей, имеющих средние способности. 2. Классы для учащихся малоспособных, которые "обычно не кончают школу", 3. Вспомогательные классы — для умственно отсталых детей. 4 Классы иностранных языков или "переходные" классы для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях. Отбор в классы осуществлялся на основе результатов психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов. Некоторые положения этой системы положительно были восприняты во Франции, России, США, Бельгии, в Австралии, США и Англии. Маннгеймская система служит основанием для создания школ, контингент учащихся которых комплектуется на основе тестирования вьшускников начальных классов.

Наиболее радикальной попыткой реорганизации коллективного обучения являлась система индивидуализированного обучения, впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в первом десятилети XX в. в городе Дальтон (штат Массачусетс). Эта система вошла в историю педагогики и школы под названием Дальтон-план. Педагогическое кредо автора этой системы, ЕПаркхерст, сводилсъось к следующему: успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика; центральной является самостоятельная учебная деятельность учащихся. В связи с этим классы как таковые заменяются лабораториями или предметными мастерскими, уроки отменяются, отменяются объяснения учителем нового материала. Задания выдавались учащимся на год в самом начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки. Получив годовые и месячные задания, учащиеся письменно обязывались выполнить их в указанные сроки. Для успешной учебной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания относительно того, как следует выполнять задания, а также пользовались консультациями учителя-специалиста по данному учебному предмету. Единого для всех расписания занятий не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время — индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях.

В СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. Однако очень скоро применяемая система продемонстрировала свою несостоятельность. Уровень подготовки учащихся неуклонно снижался, их ответственность за результаты обучения падала прежде всего потому, что им было не подсилу без объяснения учителя справляться с заданиями. Все это и привело к тому, что существование в СССР этой системы организации обучения в 1932 году прекратилось. В Постановлении ЦК ВКПб 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» урок определяется основной формой организации обучения.

 

Другие формы организации обучения: экскурсия, домашняя работа, факультатив, кружок, дополнительное занятие, практикум, консультация, зачёт, экзамен.

 

 

Существуют различные подходы к классификации уроков. В основе любой классификации лежит определённый критерий.

Одной из наиболее распространённых в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. В.А.Онищук подразделяет уроки на следующие типы: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения умений и навыков; 3) урок комплексного применения знаний, умений и навыков; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков; 6) комбинированный урок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Модели поведения олигополий | Формы организации работы учащихся на уроке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.