КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческий потенциал, активность и инициативность личности. Объективное и субъективное творчество
Тема 6.2. Личность и творчество Оператор message (cообщения) Сообщения хранятся в таблице T100. Сообщения являются описательными и помогают пользователю понимать процесс выполнения программы. Каждый оператор сообщения может быть связан с различными типами сообщения, которые имеют различные эффекты на результат программы.
Для задания сообщения ипользуется оператор message-id в начале программы. Синтаксис оператора: report example line-count 65 line-size 132 message-id fs. Вопросы для обсуждения: 1. Творческий потенциал, активность и инициативность личности. Объективное и субъективное творчество. 2. Личностные качества творческой личности, мотивация творчества. 3.Условия и технологии развития творческого потенциала личности. Литература: 1. Жук, А.И. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. — Минск: Аверсэв, 2003 2. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева — Москва: Флинта, 1997. В концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ определено, что основной целью воспитания является формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции. В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции: • выражает активно-преобразовательное отношение к миру; • включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений; • выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен; • определяет собственную индивидуальность для другого; • реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного; • защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений. Творчество, как явление многогранное, рассматривают как творческий потенциал, активность и инициативность. Иногда хочется разнообразить свое творчество и создать что-то абсолютно непохожее на предыдущие творения. Начинаешь творить, а потом видишь, что получается одно и тоже. А иногда в результате долгих попыток сотворить что-то новое, можно просто войти в ступор. Как этого избежать? Многие творческие люди на этой планете нашли отличный способ, как выйти из этой ситуации и при этом разнообразить свое творчество, увеличив творческий потенциал: начните изучать что-то новое, абсолютно не связанное с вашим делом. Отвлекитесь от своего любимого занятия. Например, если вы программист, начните танцевать, если музыкант, начните фотографировать природу. Прочитайте книгу на незнакомую и интересную тему, смените журнал, газету, поменяйте ресторан или столовую, в котором обедаете. Займитесь чем-то доселе для вас незнакомым: музыкой, боевым искусством, рисованием, и.т.д. Выбирайте новое увлечение на свое усмотрение и вкус, главное чтобы оно вам нравилось. Тогда "новое" соединиться со "старым" в доселе неведомых, удивительных и чудесных формах (профессор Р. Энштейн). Сформируются новые навыки, обогатиться социальный опыт и увеличится творческий потенциал. Анализируя биографии знаменитых творческих людей можно заметить, что новое, отвлеченное занятие в корне изменяло их судьбу, определяло их успех, а иногда спасало жизнь. Например, Элвис Пресли владел карате и это долгое время спасало его от ухода в мир иной. А Стив Гэдд - знаменитый барабанщик - научился танцевать чечетку, что позволило ему сформировать свой гениальный стиль игры на барабанной установке. Многие психологи используют этот способ увеличения творческого потенциала для лечения многих психологических и физиологических болезней. Потому что именно новое увлечение эффективно увеличивает творческий потенциал и совершенствует душу личности. Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как: · способность открытия нового знания; · появление новых мотивов, целей учебной деятельности; · владение новыми (для личности) способами деятельности; · импровизационность, как способность внезапно принимать решение; · расширение поля интеллектуальной активности; · креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности. Творческая активность личности - деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А.л. - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих, взглядов, единстве слова и дела. В А.л. воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. - непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность А.л. зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. В психологии А.л., обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности - поведению, зависящему гл. Обр. от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А.л.: послушный и исполнительный ребенок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный». В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение обучающихся задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение обучающихся должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, обучающиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных на материале только школьной программы, требуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой - безверие и цинизм. В основе научно-технического и социального прогресса лежит А.л., что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением уч-ся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретаций связана с желанием уч-ся постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление уч-ся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса. Стимулирование творческой А.л. требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение. Воспитание в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения обучающихся происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения. Формальный актив группы лишь в том случае способен выполнить воспитательную роль лидера, когда он состоит из действительно активных детей и подростков, а не просто добросовестных учащихся, которые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах уч-ся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и общественной активности, когда каждый обучающийся принимает сознательное участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример учителя как организатора и активного гражданина. Содержательная сторона активности представлена: идеалами, ценностями, мотивами и интересами. Энергетическая проявляется в общении чувствах, воле, поступках. Инициативность - творческая способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности. И. - одна из важнейших целей воспитания уч-ся. В процессе учения И. развивается с помощью системы дидактических методов, приемов и средств. Участвуя в активных формах учебной, внеклассной и внешкольной деятельности (написание сочинения на свободную тему, выбор одного из способов решения проблемной ситуации, выступления на диспутах, конференциях и пр.), уч-ся проявляют творческую самостоятельность, гибкость мышления, импровизируют. Формированию И. могут препятствовать угнетающие личность запретительные, авторитарные методы воспитания. Необходимо помнить о том, что развитию И. у детей способствует усиление сознательности в их поступках и действиях, приучение их анализировать свои поступки, находить причины, мешающие достижению целей. И. тесно связана с деловитостью, умением делами подтверждать свои слова. От И. и деловитости следует отличать делячество, к-рое производно от потребительства, вещизма, авантюризма. Делячество толкает к действиям, не одобряемым законом: рэкету, спекуляции, различным махинациям. Не менее важной характеристикой личности и творчества является объективное и субъективное творчество. Объективное творчество - оригинальные, новые общественно значимые продукты (новые теории, научные открытия, произведения искусства). Вы видите, что характеристика этого понятия включает в себя новые теории, научные открытия, создание произведений искусств. Субъективное творчество – новые для данной личности способы познавательной деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности. Сегодня в психолого-педагогической литературе мы встречаемся с понятием «креативность», которое тесно связано с понятием творчество. Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразна, оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. К. в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разно направленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. К. в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в т.ч. способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Барон) порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). В качестве критериев К. целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, -отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); 4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое. Типичными для диагностики К. являются задания следующего плана: назвать все возможные способы использования знакомого предмета; назвать все предметы, которые могут принадлежать определенному классу (в частности, перечислить жидкости, которые горят); продолжить метафору (в частности, «женская красота подобна осени, она...»); сделать законченное изображение на основе простой графической формы (напр., круга) и т.д. В большинстве исследований при оценке К. во внимание принимаются, как правило, первые два показателя: количество сформулированных испытуемым идей и степень их редкости сравнительно с ответами др. испытуемых. Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия К. как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью и «редкостью», ответа могут стоять совершенно различные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостояльности либо психическая неадекватность (М.А. Холодная). Наконец, обострило положение дел в области исследований К. и то обстоятельство, что показатели К. Даже в их полном наборе весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Помимо тестов, для определения К. используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, к и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении. Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избегание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования; преклонение перед авторитетами. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. - выявление личностных качеств, с которыми она связана. Креативность – готовность к постоянному в течении всей жизни личностному и профессиональному развитию Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в личности живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей можно услышать такие слова: "Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В личности надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой... Разговор о воспитании в личности творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему "по инструкции" положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - "отсюда и досюда". К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии "творческие" и профессии "нетворческие". Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду. Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нег и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой ''творческой" профессии ничего путного не создаст. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |