Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая история возникновения и развития




Истоки данной науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и современности, во всех про­грессивных течениях медицины. С этих позиций кинезитерапия является звоном, соединяющим философские направления, из ко­торых позднее сформировалась теория физического воспитания, входящая составной частью в понятие «физическая культура». Чтобы не быть исторически голословным, необходимо вспомнить, что древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных положений тела в достижении профилактических и лечебных целей. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью кото­рой было обретение высших психофизических способностей. Сред­ствами достижения этой цели служили соблюдение соответствую­щих морально-этических принципов; использование своеобразной гимнастической техники и дыхательных упражнений; следование определенной диете.

Применение средств физической культуры с профилактической и ле­чебной целью имеет давнюю историю. Уже в древние времена люди для оздоровления использовали физические упражнения, баню, массаж, гидропроцедуры, диету, климатотерапию и многие другие методы.

Так, в Древней Индии, Китае, Египте при тугоподвижности суставов при­меняли упражнения на растягивание, массажи гидропроцедуры. В Древ­ней Индии хирург Сушрута при лечении самых разных патологий ис­пользовал физические, дыхательные упражнения и массаж.

Китайские медики широко практиковали растирания и вытягива­ние суставов. В книге «Cong-fou» (3000 лет до н. э.) подробно описы­ваются активные, пассивные и комбинированные упражнения в со­четании с массажем (растиранием). Китайцы много внимания уделя­ли профилактике болезней. Считают, что профилактическая (превен­тивная) медицина зародилась в Древнем Китае. Именно китайцам принадлежит афоризм: «Настоящий врач не тот, кто лечит заболевше­го, а тот, кто предотвращает болезнь». В Древнем Китае почти во всех провинциях имелись врачебно-гим-настические школы, где готовили врачей («таоссе»), владеющих врачебной гимнастикой и массажем. Такие врачебно-гимнастические уч­реждения были одновременно и оздоровительными центрами.

 

В Древней Индии у йогов насчитывалось более 800 различных ды­хательных упражнений, особенно много — на задержку дыхания, при­меняемых с профилактической целью и для лечения многих заболе­ваний.

Египтяне ревматические болезни лечили гимнастическими упраж­нениями, массажем, диетой, водными процедурами.

В Древней Греции Гиппократ, Асклепиад, Геродикос, Гален, Цельс и другие врачеватели довольно часто рекомендовали телесные упраж­нения, массаж, водные процедуры, особое (говоря современным язы­ком — диетическое) питание для лечения многих заболеваний и их профилактики. Греческий хирург Антилос написал сочинение о гим­настике. Невозможно в этой связи не вспомнить о дея­тельности на рубеже V и IV веков до н. э. знаменитого греческого врача Гиппократа, создателя медицинской школы с острова Кос, который в качестве двух главных столпов медицинской науки на­зывал гимнастику и диететику. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др

В Древнем Риме особенно широко применялись телесные упраж­нения, массаж и водные процедуры в термах (банях). Лечебная гим­настика здесь достигла высокого уровня развития. В сборнике Орибаза, написанном в 360 г н.э., были собраны все материалы того време­ни, при этом лечебной гимнастике посвящена целая книга. К. Гален дал описание гимнастики при различных заболеваниях костной и мы­шечной систем, при нарушениях обмена веществ, половой слабости и других патологиях. Кроме того, с лечебной целью он рекомендовал спортивные упражнения (греблю, верховую езду и др.), собирание пло­дов и винограда, а также экскурсии и массаж. В своей книге «Искусст­во возвращать здоровье» К. Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвра­щал я здоровье своим больным посредством упражнений».

.

Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные в своих трудах «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» подробно описывает применение гим­настических упражнений, массажа, диеты, гидропроцедур, бани для лечения многих заболеваний, а также с профилактической целью.

 

 

Асклепиад (128-56 до н.э

Гиппократ (от 460-377 до н.э.)

В средние века физические упражнения, баня, массаж и гигиени­ческий уход за телом были преданы забвению.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В 1573 г. появился первый учебник гимнастики Меркуриаса «Ис­кусство гимнастики». Немецкий врач Ф. Гоффман (1660-1742) соз­дал популярную оригинальную систему лечения, где большая роль отводится применению гимнастических упражнений, диете и мас­сажу. Внушительно звучит его афоризм: «Движение — лучшее лече­ние тела».

В вышедшем в 1771 г. двухтомнике по ортопедии подробно изложе­ны сведения о гимнастических упражнениях, массаже, водных проце­дурах, диете. В 1780 г. появилось сочинение Тиссот «Врачебная гимна­стика, или упражнение человеческих органов по законам физиологии, гигиены и терапевтики», где были подробно описаны различные уп­ражнения, массаж и применение их при многих заболеваниях. Опи­сания телесных упражнений для избавления от травм имеются в ле­чебниках XVII-XVIII вв. (Гардия Ж.М., 1892). Англичанин Ф. Фуллер в XVIII в. написал книгу «Медицинская гимнастика». В Германии в начале XVII в. Ф. Гоффман создал руководство «Механотерапия», в котором содержатся описания телесных упражнений, массажа и вод­ных процедур для лечения различных заболеваний.

Физические упражнения с лечебной целью в России стали при­меняться уже в XVIII в. Так, в трудах выдающихся русских медиков М.Я. Мудрова, Н.П. Максимовича-Амбодика, Н.И. Пирогова, С.Г. Зыбелина, С.П. Боткина, А.А. Остроумова, ГА. Захарьина, П.Ф. Лесгафта и многих других содержатся высказывания о значении физических упражнений, закаливания для лечения заболеваний.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844—1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Русские ученые М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, ПА. За­харьин, П.Ф. Лесгафт, В.А. Манассеин и многие другие пропаганди­ровали и отстаивали профилактическое направление в медицине, включая широкое использование лечебной физкультуры, закаливания, трудотерапии, массажа. Большую роль в развитии службы реабилита­ции и пропаганде лечебной физкультуры сыграли В.В. Гориневская, И.А. Богашев, В.А. Зотов, В.Н. Мошков, В.К. Добровольский и мно­гие другие.

 

 

В конце XVIII в. и начале XIX в. основоположники военной меди­цины и гигиены М.Я. Мудров, А.Г. Бехерахт, И. Энегольм, А.П. Вла­димирский и др. призывали к использованию естественных факторов и физических упражнений для укрепления здоровья солдат и повы­шения их боеспособности

В первой половине XIX в. русские врачи уже указывали на лечебное действие дозированных физических движений: например, Г.И. Со­кольский, назначавший ходьбу как лечебное средство, или А.И. По­лунин, говоривший, что гимнастика не только развивает, укрепляет тело и предупреждает развитие болезни, но даже излечивает болезни. В 1836 г. выдающийся военный врач Р.С. Четыркин практически применил стройную систему функционального лечения выздоравливающих в «слабосильных командах» при помощи гимнастики, закаливания, игр, трудотерапии.

 

 

Прогресс отечественной науки и культуры в XIX в., особенно во вто­рой его половине, отразился и на развитии науки о физическом воспита­нии; возрос интерес к физическим методам лечения, особенно к врачеб­ной гимнастике, массажу, водолечению. В 1870 г. в Медико-хирургичес­кой академии Петербурга была защищена первая докторская диссерта­ция по лечебной физкультуре (Г.Г. Бенезе, «Рациональная гимнастика как средство сохранять здоровье и исцелять некоторые хронические недуги»).

В 1864 г. швед Т. Брандт предложил систему лечебной гимнастики и массажа для лечения гинекологических больных. В 1881 г. немец Эртел для лечения сердечно-сосудистых заболеваний разработал метод восхождения по гористой местности (терренкур). В 1884 г. Шотт предло­жил гимнастику для сердечных больных, основой которой являлись уп­ражнения на сопротивление. В 1889 г. швейцарский врач Френкель составил комплексы компенсаторной гимнастики для лечения атаксии, параличей, парезов и других заболеваний нервной системы.

В крупных городах России в XIX в. был открыт ряд врачебно-гимнастических заведений для лечения амбулаторных больных посред­ством гимнастики, массажа, физиотерапии и других методов. К концу XIX в. и началу XX в. уже имелось множество кабинетов врачебной гимнастики, массажа, механотерапии, были и игровые площадки, до­рожки для терренкура, купальни (бассейны). К концу XIX в. физичес­кие упражнения как лечебный метод стали применяться во многих медицинских учреждениях.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857—1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов — И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение. Огромная роль в развитии, обосновании и внедрении в практику врачебной гимнастики и массажа принадлежит И.З. Заблудовскому, Е.Н. Залесовой, К. Г. Соловьеву, И.П. Каллистову, В.К.Крамаренкои другим врачам.

В 1877 г. в Петербурге возник первый в России центр восстанови­тельного (реабилитационного) лечения раненых с применением гим­настики, массажа, механотерапии, физиотерапии и других средств.

В 1888 г. профессор М.К. Барсов создал в Москве массажно-гимна­стический институт. В 1890 г. в Петербурге В.Ф. Диаковский открыл врачебно-механический институт.

Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов настоятельно рекомен­довал применять гимнастические упражнения для лечения раненых.

В 1910 г. Зингер и Гофбауэр ввели лечебную гимнастику при брон­хиальной астме, эмфиземе и бронхитах.

В России после Первой мировой войны особенно интенсивно раз­вивалась реабилитация раненых и инвалидов. Организовывались про­филактории для инвалидов войны, а также специальные школы для детей-калек. В ряде госпиталей и лазаретов применялись способы функционального лечения переломов костей и др.

В 1920—30-е гг. у нас в стране появляются работы, посвященные применению лечебной физкультуры на курортах и в санаториях, вли­янию лечебной физкультуры на организм больных и методике ее при­менения при отдельных заболеваниях (Клочков Л. А., 1925; Мошков В. Н., 1927; Яблоновский И. М., 1927 и др.).

В 1927 г. Клапп предложил гимнастику при искривлениях позво­ночника. В то же время широкое распространение в Европе получила механотерапия, основанная на локально-механических концепциях Цандера, Каро, Крукенберга. Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК и массаж были введены в санаториях и на курортах, в том числе — Саки, Друскининкай, Абас-Туман. В первой половине XX в. создается сеть санаториев-профилакто­риев для детей.

 

Важное значение для популяризации лечебной физкультуры как ле­чебного метода имели печатные работы видных клиницистов ДД. Плет­нева, В.К. Хорошко, М.П. Кончаловского, А.Н. Шенк, А.И. Валединского и многих других ученых.

В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей. В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.). Большое влияние на состояние лечебной физкультуры оказало со­здание отделения ЛФК в таких крупных научно-исследовательских уч­реждениях, как Государственный институт физиотерапии и ортопедии (В.Н. Мошков, С.А. Уварова-Якобсон, Е.А. Захарова, М.А. Минкевич и др.), Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (В.В. Гори­невская, Е.Ф. Древинг и др.), Московский областной институт физио­терапии и физиопрофилактики (М.О. Лейкин, Е.Я. Якубовская и др.), Петербургский научно-исследовательский институт акушерства и гине­кологии (С. А. Ягунов), Военно-медицинская академия (Л. И. Шацкий, М. М. Маринов и др.), Петербургский научно-исследовательский ин­ститут физкультуры (В. К. Добровольский, Н. П. Белоусов и др.).

Разрабатывались и организационно-методические вопросы приме­нения ЛФК у раненых. Во время Великой Отечественной войны ЛФК, массаж, физиотерапию применяли на всех этапах эвакуации, в госпи­талях, больницах и других лечебных учреждениях. ЛФК прочно вош­ла в систему лечения и реабилитации раненых, инвалидов, что в нема­лой степени способствовало повышению эффективности терапии больных и раненых и, соответственно, высокому проценту возвращен­ных в строй. В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В послевоенные годы широкое развитие получили научные иссле­дования по методике и физиологическому обоснованию применения средств ЛФК для профилактики и восстановления здоровья и рабо­тоспособности пациентов (А.Н. Крестовников, В.Н. Мошков, В.К. Доб­ровольский, В.В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, В.А. Зотов, А.В. Ионина и многие другие).

Кроме вышеупомянутых авторов значительный вклад в развитие ле­чебной физкультуры, научное обоснование и разработку методов лечеб­ной физкультуры внесли Б.А. Ивановский, ААЛепорский, Ю.И.Дань­ко, С.М. Иванов, З.М. Атаев, А.А. Соколов, Г.Н. Пропастин, И.И. Хит-рик, В.А. Силуянова, П. И. Белоусов, В. И. Дубровский и многие дру­гие специалисты.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии — в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны. В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В последние годы лечебная физкультура как метод лечения движе­нием широко используется в комплексной системе реабилитации в больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях.

 

Какие цели должна преследовать кипезитерапия в системе реабилитации? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Реа­билитация — сложное понятие, иерархически вышестоящее по отношению к кинезитерапии и другим составным частям, число которых постоянно растет. Помимо типичных лечебных аспектов, реабилитация включает правовые, профессиональные, культурные и другие проблемы. Кинезитерапия более всего связана с лечеб­ной реабилитацией, однако и в этой области эффективность ее зависит от многих обстоятельств и в первую очередь от нозологи­ческой формы заболевания. Например, заболевания органов дви­жения протекают хронически, лечение их часто состоит в обездви­живании и последствия такого лечения в виде ограничений объема движений и снижения мышечной силы приходится ликвидиро­вать в течение длительного времени. Поэтому травматология и ортопедия теснее всего связаны с кинезитерапией. При заболева­ниях внутренних органов, угрожающих жизни, необходимы безот­лагательное вмешательство врача-специалиста, немедленная опе­рация. Например, при тяжелом ранении сердца основным факто­ром является время, которым мы располагаем для транспортиро­вания пострадавшего в больницу и для выполнения операции. Удачное хирургическое вмешательство и отсутствие осложнений в течение нескольких дней в принципе завершают процесс лече­ния в момент заживления операционных ран. Больному не тре­буется специальной и длительной кинезитерапии, поскольку сроки и вид лечения не оставляют отрицательных последствий. Итак, при разных заболеваниях назначение кинезитерапии разное. Более того, при одном и том же заболевании в зависимости от его перио­да участие кинезитерапии различно. Например, при переломах позвоночника с повреждением спинного мозга (параплегия) в первом периоде болезни при так называемом шоке роль ее неве­лика. В это время на первый план выдвигаются уход, лечение в обычном смысле и другие составные части лечебной реабилита­ции. Только после выхода из состояния шока значение кинезите­рапии постепенно возрастает и начинает играть главную роль. Задачи кинезитерапии, как явствует из этого примера, зависят от периода болезни. В ее задачи так­же входит обучение больного таким формам движения, которые он сможет выполнять в домашних условиях, что позволит после выхода из больницы поддерживать достигнутые во время лечения

кондиции как можно дольше.

Процессы, составляющие основу лечебного действия кинезите­рапии, относятся к физиологии, точнее к нейрофизиологии. Фундаментальное значение в этой области имеют работы советско­го физиолога П. А. Анохина, в которых он обсуждает так называе­мое правило компенсации ( Компенсация — заместительная способность в ходе восстановления утраченной функции за счет деятельности ответственного за нее и частично поврежденного органа или полное взятие на себя функции другим здоровым органом. Например, при удалении одной почки вся физиологическая актив­ность перекладывается па вторую почку. Всякий живой организм обладает большим диапазоном таких резервных функций):

1.Всякий живой организм обладает физиологическими механизмами, обеспечивающими замену функций разных органов, нормальная работа которых нарушается в результате дефекта, вызванного болезнью, травмой или другими факторами деструктивного характера.

2. Функциональные (компенсаторные) резервы включаются
только в условиях нарушения функции основных физиологических
механизмов, ответственных за данную функцию.

3. Компенсаторные процессы включаются без участия сознания и независимо от того, какой орган подвергся повреждению.
Самостоятельно эти процессы по большей части не развиваются,
поэтому для восстановления утраченной функции требуется
управление посредством кинезитерапии.

4. Восстановление утраченной функции не является устойчивым процессом и требует постоянной тренировки в условиях из­
меняющейся целенаправленной физиологической стимуляции,
действенность которой должна «подтверждаться» кинестетическим
анализатором.

Компенсация зависит от многих факторов. Из них наиболее существенны:

- локализация повреждения. Чем более сложна функция
органа, связанная с нервной системой, тем сложнее и длительнее
происходит процесс восстановления утраченных функций. Как
известно, во внутренних органах (почки, легкие) компенсация
осуществляется вполне самостоятельно непосредственно после
повреждения. Компенсация функции органов движения требует,
как правило, длительной тренировки, а в случае локализации повреждения в центральной нервной системе восстановление функции в полном объеме невозможно даже при длительном лечении;

- объем повреждения. При массивных морфологических раз­рушениях органа прогноз плохой, особенно в случаях нарушения связи органа с центральной нервной системой. Последнее обстоя­тельство ухудшает сигнализацию о дефекте, что отрицательно влияет на способность к компенсации;

- скорость возникновения повреждения. Длительный патологический процесс оставляет значительный запас времени для
срабатывания компенсаторных механизмов, однако сопровождаю­щие его в большинстве случаев вторичные патологические измене­ния могут нивелировать положительный эффект фактора времени;

общее состояние больного. Оно имеет существенное значение для мобилизации всех функциональных резервов организма и
включения компенсаторных механизмов;

- мотивирующая установка в преодолении инвалидности.
В значительной степени она связана с типом высшей нервной
деятельности больного, его интеллектом, силой волн. Индивидуум
с тяжелыми повреждениями и с соответствующей мотивацией
имеет лучший прогноз при включении компенсаторных процессов,
чем те, кто остается пассивным к кинезитерапевтическим воздействиям даже при гораздо меньшем дефекте. Практика показывает,
что у больных с более высокой степенью интеллектуального развития, занимающих более высокую общественную позицию,
худший прогноз, и это требует большего объема работы и тер­пения;

возраст больного. Он во многом определяет процесс компен­сации. Молодой индивидуум в период роста обладает большими
возможностями, так как физические и психические свойства еще
не сложились. Их легче переориентировать на новые пути, необ­ходимые для компенсации. Это главным образом относится к самостоятельной компенсации. Говоря о критерии возраста, нельзя
забывать о различии понятии «биологический возраст» и «календарный возраст». В смысле физических возможностей в большин­стве случаев они совпадают, но для управления процессом компенсации, для кинезитерапии большее значение имеет биологический возраст;

стимуляция и управление. Зависят от применения соответствующих методов кинезитерапии, оптимально подобранных с учетом перечисленных выше условий.

Понятие «компенсация» тесно связано с понятиями «регенера­ция» и «адаптация». Первый термин означает восстановление утраченных или поврежденных частей тела. Человек не обладает способностью к регенерации разрушенных органов. Эта способ­ность в большей степени свойственна тканям организма, таким, например, как кость, мышца или кожа. Проявлением тканевой регенерации является процесс заживления ран, сращения кости после перелома.

Адаптация представляет собой механизмы, с помощью которых организм реагирует на сигналы, постоянно поступающие из окру­жающей среды, и с помощью системы регуляции осуществляет приспособление к изменению внешней среды. Действие внешних факторов, таким образом, приводит к изменениям в работе внутренних органов и часто вызывает отклонения их состояния от внут­реннего равновесия. Поддержание полного равновесия в работе внутренних органов в целях сохранения оптимального состояния и одновременно обеспечение таким путем лучшего приспособления к внешней среде определяются термином гомеостаз. В случаях повреждений и дефектов процесс адаптации перемещается на но­вые пути, что обусловливается изменением морфологических структур.

Обычно при патологических состояниях рекомендуется как мож­но раньше начинать лечение движением, имея в виду ускорение проявления компенсаторных процессов, предупреждение возник­новения порочных стереотипов движения, противодействие вторичным изменениям в костно-мышечной системе в виде ограничения подвижности, обызвествлении и т. п., профилактику осложнений в системе кровообращения, дыхания, которые могут возникать из-за слишком длительного обездвижения и тем самым снижать общую состоятельность организма.

В Международном манифесте физического воспитания особо подчеркивается необходимость деятельности, направленной па формирование здорового организма, гармоничного с точки зрения активности, устойчивого к изменениям внешней среды и психи­ческим стрессам. Согласно основополагающему документу, физи­ческие упражнения должны быть фактором, развивающим, сози­дающим и поддерживающим состояние «перманентного» здоровья.

Этот тезис как бы документально подтверждает происхождение кинезитерапии и ее место среди наук.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.