Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический рост и экономическое развитие




Теории экономического роста представляют большой интерес, но они не содержат объяснения процессов радикального измене­ния Национальных систем, их качественную эволюцию, т.е. разви­тие. Если экономический рост характеризует количественные из­менения, то экономическое развитие предполагает существенные изменения качественного состояния систем.

Анализ экономического развития предполагает изучение каче­ственной эволюции социально-экономических систем.

Следует отметить, что эволюционные теории имеют место в ис­следованиях поведения рыночных субъектов. Так, в эволюционной теории, разработанной Р.Нельсоном и С. Уинтером, рассматрива­ется поведение фирм, их реакция на изменение внешних условий. Авторы приходят к выводу, что фирмы под воздействием условий изменяют сложившиеся принципы своего поведения – так назы­ваемые рутины, которые делятся на рутины кратковременного и долгосрочного типа, поисковые рутины (аналог мутации в биоло­гии). Прежде чем рассматривать различные концепции деления об­щества на стадии его развития, имеет смысл хотя бы в общих чер­тах разобраться с содержанием и свойствами эволюционной теории.

Эволюция в биологии ассоциируется с самоорганизацией, ес­тественным отбором, возрастающей сложностью. Характерными чертами экономической эволюции является возрастание сложно­сти и продуктивности экономических систем, происходящей за счет смены технологий производства, организации производства и ин­ституциональной среды.

Экономическая эволюция персонифицирована, ее участники представлены новаторами и консерваторами. Новаторы играют ве­дущую роль в эволюционных процессах, поскольку они являются носителями новых идей и их внедрения в реальные экономические процессы. Консерваторы действуют в рамках сложившейся инфраструктуры, стремятся к сокращению действующих институтов. Между тем успех новаторов возможен в условиях принципиально новой институциональной среды. Новаторы вторгаются в эконо­мическое пространство и изменяют его. Новые технологии и но­вые экономические блага формируют новые потребности, изменя­ется сложившаяся структура спроса и предложения. Формируется новое экономическое пространство. Не случайно за основу одной из первых концепций качественного преобразования экономиче­ских систем были приняты принципиальные инновационные из­менения, которые вызывали смену отраслевых приоритетов, изме­нили уровень деловой активности и уровень потребления населения. Это была концепция (теория) стадий экономического роста, пред­ложенная американским экономистом У.Ростоу в 1960 г. Смена стадий экономического роста на протяжении всей исторической эволюции общества определяется появлением принципиально но­вых производственных технологий. В соответствии с качественны­ми характеристиками У. Ростоу предлагает выделить пять стадий экономического роста:

• традиционное общество;

• период создания предпосылок для взлета;

• период взлета;

• движение к зрелости;

• эпоха массового потребления.

В условиях традиционного общества, по характеристике У.Ро­стоу, в отраслевой структуре национального хозяйства наиболь­ший удельный вес занимает сельское хозяйство, три четверти тру­доспособного населения заняты производством продовольствия. Норма накопления – низкая, соответственно в экономике наблю­даются низкие темпы экономического роста, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса. Высокие темпы роста населения ведут к снижению реальных доходов на душу на­селения.

Это классовое общество с иерархической структурой управле­ния.

На второй стадии перехода к взлету происходит создание пред­посылок для повышения темпов экономического роста. Измене­ния происходят в сельском хозяйстве, на транспорте, во внешней торговле.

На третьей стадии – взлета – происходит резкое ускорение тем­пов экономического роста под воздействием первой промышлен­ной революции, результатом которой был переход к машинным тех­нологиям в легкой промышленности. Отличительной особенностью этой стадии является повышение нормы накопления в националь­ном доходе, которое создало предпосылки для распространения до­стижений научно-технического прогресса на большинство отраслей национальной экономики. На этой стадии происходят прогрессив­ные изменения в политической сфере, преодолевается сопротив­ление защитников традиционного общества.

Отличительной особенностью четвертой стадии – движения к зрелости – является вторая промышленная революция, которая обусловила переход к машинным технологиям. Этот этап У.Ростоу характеризует как длительный этап технического прогресса, выз­вавший принципиальные изменения в уровне квалификации тру­да работников. Руководство процессом производства стали осуще­ствлять менеджеры – квалифицированные управляющие нового поколения. Темпы экономического роста возрастают. Прирост объ­ема производства начинает опережать увеличение численности на­селения. Уровень жизни постепенно растет.

На пятой стадии – общества высокого массового потребления – наблюдается высокий экономический рост производства. Ведущее место в рыночном хозяйстве занимает потребление, которое дик­тует свои условия производству. Расширяется устойчивый потре­бительский спрос. Найдены компромиссные решения социальных и политических проблем. Социальные проблемы преодолены бла­годаря массовой занятости, высокой оплате труда и социальной за­щите населения.

В более поздней работе, «Политика и стадии роста» (1971), У. Ро­стоу вводит шестую стадию – стадию поиска качества жизни. Боль­шое внимание на данной стадии уделяется духовному развитию об­щества.

Теория У. Ростоу имеет исключительное значение для осмыс­ления эволюционного пути развития экономических систем. Кон­цепция стадий роста имеет практическую значимость в оценке про­блем модернизации, стоящих перед любой страной.

Концепции эволюции общества при смене социально-эконо­мических систем позволяет осмыслить многие проблемы переход­ной экономики в России.

Переход к реализации концепции устойчивого роста в России предполагает решение трех взаимосвязанных задач:

· повышение эффективности и достижение стабильно высо­ких темпов экономического роста;

· обеспечение социальной справедливости, предусматрива­ющей повышение уровня жизни, сокращение бедности, со­циальную защиту населения. В первую очередь – проведение мер, которые непосредственно влияют на рост уровня потреб­ления населения, доступность и качество экономических благ;

· сохранение объектов окружающей среды, поскольку удов­летворение потребностей в настоящем не должно иметь от­рицательных последствий для будущих поколений.

 


Контрольные вопросы

1. В чем состоит содержание экономического роста?

2. Назовите типы экономического роста.

3. Какой тип экономического роста характерен для современной рос­сийской экономики?

4. Какие факторы воздействуют на типы экономического роста?

5. В чем принципиальное различие неоклассической и неокейнсианской моделей экономического роста?

6. Какие существуют показатели человеческого фактора экономиче­ского роста?

7. Каково содержание равновесного экономического роста?

8. В чем состоит разница между гарантированным темпом роста и естественным темпом роста?

9. Какие критерии оптимальности введены в модель Солоу?

10. Что такое динамическое развитие в модели роста Харрода?

11. Можете ли вы оценить вклад научно-технического прогресса в экономический рост?

12. Существуют ли границы экономического роста?

13. В чем состоит различие между экономическим ростом и экономи­ческим развитием?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.