Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль анализа в управлении производством и повышение его эффективности

Классификация видов экономического анализа.

В экономической литературе АХД классифицируется по разным признакам.

I. ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ, основанному на общественном разделении труда:

- отраслевой анализ, учитывающий специфику отдельных отраслей экономики (промышленность, с/х, транспорт);

- межотраслевой анализ, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или другими словами теорией анализа хозяйственной деятельности.

Необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль имеет свою специфику и как следствие, характерные экономические отношения. В то же время все отрасли общественного производства тесно связаны между собой и теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием для грамотной, квалифицированной разработки и использования методик отраслевого анализа.

II. ПО ПРИЗНАКУ ВРЕМЕНИ анализ подразделяется на:

Предварительный (прогнозный) поводится до осуществления хоязйственной операции. Он необходим для обоснования управленческих решений и перспективных планов, для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого результата. Аналитико-прогностическая работа проводится по таким направлениям: маркетинговые исследования, анализ ситуации в фирме, анализ внешней сред. В современных условиях занимает особое место сопоставительный анализ (бенчмаркинг) в основе - сравнение деятельности не только предприятий - конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Цель – оптимизация экономической стратегии и разработка мероприятий по ликвидации разрыва в показателях собственного бизнеса и лидеров.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ деятельности прошлых лет позволяет изучить тенденцию, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, обосновать уровень экономических показателей на перспективу.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

оперативный, проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду). Цель – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. В условиях динамичности ситуаций он приобретает особое значение.

итоговый (заключительный) анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, года). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучает комплексно и всесторонне.

Эти анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В свою очередь перспективный анализ делится на краткосрочный и долгосрочный (свыше 1 года). Краткосрочный используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса. Если выработана правильная стратегия развития предприятия легче принимать тактические решения.

III. ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный.

Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.

Межфирменный – сравнивает результаты двух или более предприятий.

IV. ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ:

- финансовый анализ (проводит финансовая служба).Основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности, выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала;

- управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой, маркетинговой политики, организации производства. Носит оперативный характер;

- технико-экономический анализ проводят технические службы (гл. инженер, гл. технолог) изучает взаимодействие технических и экономических процессов, установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

- социально-экономический анализ ( экономическая служба, социологические лаборатории) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

- экономико-статистический анализ (статистические органы) для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях: предприятия, отрасли.

- экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

- маркетинговый анализ (служба маркетинга) сбор и обработка информации для формирования ценовой политики, разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности;

- инвестиционный анализ используется для разработки программ и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования;

- функционально-стоимостной анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить излишние затраты (за счет ликвидации ненужных узлов, упрощения конструкции, замены материалов).

- логистический анализ исследует товарные потоки от поставщика сырья до покупателей. В последние годы находит все более широкое применение.

V. ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ различают:

- качественный анализ, основанный на качественных сравнительных характеристиках отчетных показателей финансово-хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых показателей;

- количественный анализ (факторный) основан на количественных сопоставлениях и выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

- экспресс-анализ способ диагностики на основе типичных признаков характерных для определенных экономических явлений. Например: темп роста валовой продукции опережает темп роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте НЗП. Темп роста товарной продукции выше темпа реализации продукции – затоваривание;

- фундаментальный анализ представляет углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

- маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, с/с и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

- экономико-математический анализ предполагает выявление резервов за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

VI. ПО СУБЪЕКТАМ (пользователям анализа) различают:

- внутренний – проводится на предприятии для нужд управления предприятием;

- внешний – на основании финансовой и статистической отчетности проводится банками, финансовыми организациями, инвесторами, акционерами.

VII. ПО СТЕПЕНИ ОХВАТА ИЗУЧАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ делится:

- сплошной анализ изучает все без исключения объекты;

- выборочный анализ обследует только часть объектов. Позволяет ускорить аналитический процесс.

VIII. ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ:

- комплексный анализ изучает всесторонне деятельность предприятия;

- тематический анализ – только отдельные стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес (вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности).

IX. ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:

годовой, квартальный, месячный, ежеквартальный, сменный, разовый.

X. ПО СТЕПЕНИ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ:

с ручной обработкой, с использованием средств малой техники, с ЭВМ.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. Кроме того, названные формы анализа хозяйственной деятельности имеют внутреннюю классификацию по типам; так факторный анализ имеет следующие типы: детерминированный и стохастический, прямой и обратный и т. д.

 

Анализ хозяйственной деятельности предприятия рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Его место упрощенно можно отразить схемой.

 
 
Управляющая система (производство и др. деятельность)


Ресурсы Продукция,

Управленческое решение
Планиро-вание
Учет
Анализ
услуги и пр.


Управляющая система

           
     
 
 


Итак, система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяют направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главная его задача – обеспечение планомерности развития экономики предприятия и определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Учет обеспечивает получение полной и правдивой информации о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов.

Осмысленное понимание информации достигается с помощью экономического анализа. Он является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов с данными других предприятий, выявляются недостатки, ошибки. На основе анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

Таким образом, экономический анализ это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Функция анализа тесно связана с планированием и прогнозированием. Анализ не только средство обоснования планов, но и средство контроля за их выполнением, т.е. анализ, является и начальным и конечным этапом планирования.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом растет. Это обусловлено разными обстоятельствами:

1. Существует необходимость повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства.

2. Совершен переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям.

3. Создаются новые формы хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизация, экономические реформы.

В современных условиях руководители предприятий должны обосновывать свои решения точными расчетами, гибким, всесторонним анализом. Ни одно мероприятие не может быть осуществлено без обоснования экономической целесообразности. Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях приносят чувствительные потери.

В стадии становления с точки зрения разработки специальных методик, находится анализ коммерческих рисков, имеющий большое практическое значение, поскольку деятельность организации осуществляется в условиях неопределенности, при наличии рисковых хозяйственных ситуаций.

Коммерческий риск связан с возможностью недополучения прибыли, возникновением убытков в результате проведения торговых операций.

Негативные последствия многих отечественных экономических решений, неумение количественно и качественно оценить степень экономических рисков постепенно привели к пониманию о необходимости проведения этого анализа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффект Доплера. Эффект Доплера - изменение частоты волны, воспринимаемой наблюдателем (приемником) благодаря относительному движению источника волн и наблюдателя | Мочевые органы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.