Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет изучения макроэкономики. Конкурирующие школы и направления в макроэкономике




ВВП и экономический рост

Система национальных счетов. ВВП и чистое экономическое благосостояние

Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. Номинальный и реальный ВВП. Потенциальный ВВП

Субъекты рыночного хозяйства в макроэкономике. Кругооборот доходов и расходов

Предмет изучения макроэкономики. Конкурирующие школы и направления в макроэкономике

ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКА3АТЕЛИ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Лекция 1

 

Макроэкономический анализ в сое­динении с серьезным прогрессом в формировании официальной статисти­ки обеспечили экономистов необходи­мыми средствами, чтобы продемонст­рировать обществу свое значение.

А.У. Коутс

Хотя ВВП и другие показатели на­ционального счетоводства, возможно, выглядят не вполне реалистичными, но, поистине, они принадлежат к вели­ким изобретениям двадцатого века.

Пол Самуэльсон

Основные вопросы:

 

Макроэкономика - отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспе­чения условий устойчивого экономического роста, полной занято­сти ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платеж­ного баланса.

В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, механизм их взаимодействия на рынках в условиях конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. Когда говорят о ней, то обычно подразумевают национальную экономику, реже — экономику региона.

Сложность ее изучения состоит в следующем:

1) она включает большие территории и природные ресурсы;

2) в ней функционирует большое количество предприятий раз­личного профиля, что требует постоянной сбалансированности меж­ду ними;

3) размеры произведенного продукта и его структура во многом превосходят размеры продукта, произведенного даже крупными кор­порациями (отсюда сложность его реализации);

4) макросистема представлена различными классами и соц. группа­ми, национальностями, поэтому необходим учет их интересов.

Итак, основными проблемами, изучаемыми на макроуровне, являются:

■ определение объема и структуры национального продукта и национального дохода (величина и структура производимой продукции);

■ выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах на­циональной экономики;

■ анализ инфляционных процессов (выявление причин и механизмов снижения инфляции);

■ изучение механизма и факторов экономического роста;

■ рассмотрение причин циклических колебаний в экономике;

■ исследование внешнеэкономического взаимодействия нацио­нальных экономик;

■ теоретическое обоснование целей, содержания и форм осу­ществления макроэкономической политики государства (аспекты, связанные с государственным регулированием экономики: ценовое, валютное, финансовое, налоговое регулирование и т.д.).

Особое значение при изучении макроэкономики приобретает нормативный анализ - как должно быть, т.е. как должно поступить правительство в том или ином случае для максимизации общест­венного благосостояния. Здесь используются нравственные, оце­ночные суждения - «плохо», хорошо», «недопустимо», «целесооб­разно» и т.п. Позитивный анализ - призван объяснить, как взаимосвязаны различные макроэкономические переменные, как работает экономика страны.

Приведем примеры позитивных и нормативных утверждений:

позитивное: годовой темп инфляции в России за 2003 г. составил 12%;

нормативное: годовой темп инфляции в 2004 г. должен быть снижен до 10%.

В макроэкономике, также, активно используется логи­ческое и формально-математическое моделирование.

Каковы же основные методы исследования, используемые в мак­роэкономической теории?

1) агрегирование. В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП(а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные то­вары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдель­ного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

2) макроэкономическая теория использует известный нам из микроэкономики равновесный подход. Мы будем искать состояние рав­новесия не на рынках отдельных товаров или факторов производства, а в масштабах всей экономики, т.е. искать «точку пересечения» кривых совокупного спроса и совокупного предложения, спроса на деньги и предложения денег в масштабе национальной экономики и т.п. В ходе анализа определим, какие причины вызывают отклоне­ние от макроэкономического равновесия и как государство стремит­ся «подтолкнуть» экономику к сбалансированному состоянию.

3) в макроэкономике, так же как и в микроэкономике, используется широко известный метод исследования, называемый «при прочих равных условиях» (ceteris paribus). Например, утвержде­ние, что рост процентной ставки увеличивает спрос населения на депозиты, верно лишь «при прочих равных условиях». Если же до­верие граждан к банковской системе подорвано (изменились «про­чие равные условия»), рост процентных ставок по депозитам не вы­зовет у них стремления разместить большую часть своих сбереже­ний в депозитных учреждениях, например в коммерческих банках.

4) макроэкономический анализ предполагает разде­ление переменных на эндогенные и экзогенные. Эндогенные пере­менные определяются внутри экономической системы, а экзоген­ные - вне ее. Например, внезапное повышение цен на энергоноси­тели для страны - импортера нефти выступает как экзогенная переменная. Связь между инвестициями и процентными ставками определяется внутри эко­номической системы, и задача макроэкономического анализа - выяснить те экономические закономерности, которые характеризу­ют эту взаимосвязь.

5) в макроэкономике используется представление эко­номических переменных как потоков и как запасов. Поток - это экономическая переменная, которая измеряется в движении с уче­том того периода времени, для которого делается расчет. Например, объем валового внутреннего продукта (ВВП) за год, инвестиции в обновление основного капитала, осуществленные в течение года, выпущенная за сутки продукция, заработная плата за месяц и т.п. выступают как потоки.

В отличие от потоков запасы не имеют временной размерности и рассчитываются на определенную дату. Например, величина де­нежной массы в стране на определенную дату - это запас. Нако­пленный в стране физический капитал (станки, машины, оборудо­вание, сооружения инфраструктуры) тоже предстает как запас.

В процессе развития макроэкономики, начиная с середины прошлого столетия, сложились две основные школы: неоклассиче­ская и кейнсианская. На протяжении всего курса лекций по макроэкономике мы будем излагать точку зрения тех или иных представителей неоклассической и кейнсианской школ по самым различным проблемам.

Неоклассическая школа - наследница классиков экономической теории - А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, Ж.-Б. Сэя и других экономистов, полагавших, что рыночный механизм наилучшим образом решает задачу эффектив­ного размещения ресурсов. Знаменитая метафора А. Смита - «не­видимая рука» рынка - стала научным термином, используемым всеми экономистами, как в микро-, так и в макроэкономике. Пред­ставители неоклассического направления - А. Маршалл, А. Пигу, И.Фишер - основывали свои выводы на тех же концептуальных предпосылках, которые свойственны теории классиков: рациональ­ность поведения индивидов, совершенная конкуренция, гибкость цен. Особую роль в работах неоклассиков стал играть анализ пре­дельных величин. Прежде всего, это предельная полезность и пре­дельная производительность факторов производства. Современная неоклассическая школа имеет представителей «крайне правых» неоклассиков (если ис­пользовать традиционную политическую шкалу) - сторонников теории рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент), резко критикующих любые попытки правительства «улучшить» ра­ботку рынка, и «умеренных», прежде всего монетаристов, во главе с основоположником монетаристского направления М. Фридменом. Сторонники М. Фридмена также скептически относятся к государ­ственному вмешательству, однако допускают, что на краткосроч­ных промежутках времени государственное вмешательство может оказаться эффективным, особенно в области кредитно-денежного регулирования.

В противоположность неоклассикам представители кейнсиан­ской школы в макроэкономической теории - Дж. М. Кейнс, а так­же его многочисленные последователи - неокейнсианцы - Р. Хар­род, Е. Домар, Э. Хансен, Ф. Модильяни, Дж. Тобин и сторонники недавно сформировавшегося направления - новые кейнсианцы ­Н. Г. Мэнкью, О. Бланшар и др. - подвергают сомнению главный постулат неоклассиков - способность рыночной системы к само­настройке, или автоматической корректировке. Между теориями неокейнсианцев и новых кейнсианцев есть ряд существенных расхождений (в частности, новые кейнсианцы обращают особое внимание на микроэкономические основы макроэкономического анализа), но объединяют их общие предпосылки о негибкости цен, неопределенности и несовершенстве информации, свойственной рыночной экономике. В связи с этим роль государства в моделях сто­ронников современного кейнсианства представляется весьма суще­ственной для поддержания стабильности функционирования рынка.

При рассмотрении тех или иных моделей, а также рекоменда­ций в области государственной политики обычно студенты спраши­вают: а кто же прав - кейнсианцы или неоклассики? На это можно ответить, что одной, единственно правильной теории в макроэко­номике не существует. И это не недостаток, а свидетельство, как сложности самого предмета, так и процесса постоянного развития макроэкономической теории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.