КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая характеристика взаимодействия субъектов образовательной системы
Вопросы Лекция 4.7 Сотрудничество в педагогическом коллективе 1. Психологическая характеристика взаимодействия субъектов образовательной системы. 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии. 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем. 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагога и педагогического коллектива.
Педагогический процесс разворачивается в образовательной системе и потому его протекание во многом определяется характеристиками этой системы. Образовательная система – совокупность организационно-структурных подсистем (управление, администрация, педсовет, педагогический коллектив, учебные классы и др.), каждая из которых определяет ход учебно-воспитательного процесса, реализуя свои специфические функции. Каждая из подсистем образовательной системы находится во взаимодействии с другими подсистемами. Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие субъектов образовательной системы относится к социальному виду взаимодействия. Социальное взаимодействие – взаимодействие между социальными субъектами, в качестве которых могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные общности. Образовательная система включает следующие подсистемы: управление; администрация; педагогический совет; педагогический коллектив; учебные классы; кружки и др. Взаимодействие субъектов образовательной системы опосредует межличностное взаимодействие в системах отношений «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родители», «ученик-ученик». Происходит это как посредством формального, регламентированного взаимодействия, так и в ходе межличностных контактов. Особое влияние на организацию взаимодействия субъектов образовательной системы оказывают социальные регуляторы поведения: ценности, традиции, нормы, стереотипы. Образовательные учреждения с высоким уровнем развития характеризуются общей ценностной позицией в наиболее важных, стратегических вопросах, наличием общей идейно-ценностной основы. На функционирование образовательной системы оказывает влияние ее взаимодействие с другими социальными системами: семьей, структурами власти, общественными организациями. В рамках образовательной системы реализуются различные виды педагогического взаимодействия: учебно-педагогическое взаимодействие (система «педагог-ученик»); взаимодействие учащихся между собой (система «ученик-ученик»); взаимодействие педагогов между собой (система «педагог-педагог»). Взаимодействие субъектов образовательной системы может иметь реактивный и активный характер. О реактивном взаимодействии можно говорить в том случае, если одна сторона (субъект) выступает в качестве инициатора воздействия, а вторая сторона (объект) пассивно реагирует. Об активном взаимодействии речь идет, когда вторая сторона не в меньшей мере проявляет активность, чем инициатор воздействия, и потому данное взаимодействие называют субъект-субъектным. Субъект-субъектное (активное) взаимодействие, в отличие от субъект-объектного (реактивного) взаимодействия, обладает рядом значительных преимуществ. Оно способствует активному включению всех участников образовательного процесса в решение стоящих задач, актуализирует их внутренние ресурсы, позволяет в максимальной мере задействовать потенциал каждого участника, выступает хорошей основой для гармоничных и обогащающих межличностных отношений. Эффективность взаимодействия субъектов образовательной системы определяется качеством межличностных контактов. Как отмечает И. А. Зимняя, контакт является условием и следствием продуктивного взаимодействия его субъектов, определяя и процесс, и результат. Важнейшей внутренней основой психологических контактов выступают эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. Автор пишет: «В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения»… Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. …Эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается, в первую очередь, личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия. Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия обусловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например учителя и учеников. Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов. В последнее время, как отмечают многие ученые, основным условием оптимального и эффективного взаимодействия субъектов образовательной системы является реализация принципа сотрудничества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |