КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Личность в системе социальных связей
§1. Личность как объект изучения социологии
Среди большого количества социальных проблем, в течение долгого времени волнующих людей, немного таких, которые привлекали бы пристальное внимание, а порой оказывались и центральными одновременно для ряда наук. К числу именно таких проблем относится личность, выступающая центром притяжения интересов философии, психологии, социологии.[1] В обществе нет иной реальности, кроме взаимодействия людей на основе культурных символов, ожиданий. И в человеке, для его партнеров по взаимодействию прежде всего значимы. Качества, обеспечивающие это взаимодействие. образование, квалификация, моральные качества и т.д. Поэтому в центре внимания социальной науки личность, т.е. единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, более широко — в социальной жизни. Индивид — это единичный человек или биосоциальное существо, особь. Индивидуальность же для социальных наук это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.[2] Социально значимые свойства и качества являются главной характеристикой личности, благодаря которой она встраивается в общество. В связи со сказанным можно предложить следующее определение:, личность — это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, которые позволяют ему включаться в. систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. Социальные качества конкретной личности представляют собой сложный комплекс, поскольку в процессе развития от биологического организма до личности как социального субъекта участвуют различные факторы. Первая группа факторов — социокультурные предуказания. Чтобы быть принятым в данной системе взаимодействий, получить надежную помощь и поддержку, человек обязан соответствовать ожиданиям (требованиям), выработанным в данном обществе, быть предсказуемым для партнеров и т.д. Данные факторы «навязывают» человеку определенный тип социального поведения, т.е. формируют типологические, социально предсказуемые, повторяющиеся (стандартные) элементы социального поведения. Но типичными чертами социальный портрет личности не разграничивается. Вторая группа факторов — биологические, врожденные свойства индивида» которые прямо или косвенно обусловливают инди видуальные особенности личности, содействуют или препятствуют ее социальному успеху, достижениям.. Третья группа факторов — овладение индивидом коллективным опытом и наработка индивидуального опыта в процессе социализации. Носителями коллективного опыта являются родители, учителя, писатели, работники системы образования, ученые, журналист и др. Коллективный опыт тесно взаимодействует с индивидуадъным опытом человека; социальное содержание этого опыта зависит от того, в какой семье он рос, кто составлял круг его друзей, как складывалась его карьера и т.д. В понимании структуры личности одна из наиболее важных для социологии проблем — ее «ядро». Что им считать? Для некоторых авторов, это убеждения, для других — ценностные ориентации, для третьих — установки.. Есть все основания считать, что так понимаемое «ядро» структуры личности выступает как ее образ жизни. При этом сам образ жизни характеризуется сквозь призму единства сознания и поведения личности. Интерпретируя образ жизни личности как «ядро» ее структуры, как связь, соотношение, переход, превращение внутреннего (мир сознания) во внешнее (мир поведения и деятельности), следует сказать о недопустимости противопоставления одного другому. Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, интересов, ценностных ориентации и мотивов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальны х потребностей (потребность в различных формах деятельности, общения). Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути именно интересы в значительной мере обусловливают мотивы поведения личности. Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения — ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Содержание ценностных ориентации связано с формами общественного сознания, в этом смысле различают моральные (нравственные), эстетические, политические, религиозные и другие ценности. Потребности и интересы, отражаясь в сознании личности, преломляясь через ее ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами. В них отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности — достижение определенной цели, венчающее «усилия» этого механизма. Под целью обычно понимают мысленное предвосхищение результата деятельности, методов, средств и путей его достижения. Наряду с мотивационным механизмом в структуре личности действует другой внутриличностный механизм — диспозиционный. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности В отличие от мотива, стимул выступает как внешнее, а не внутреннее побуждение. Под стимулами чаше всего донимают многочисленные факторы экономического, социального, патетического и иного характера, действующие в структуре среды личности. В результате взаимодействия мотивов н стимулов (ведущего к появлению установки) возникают диспозиции. Крайне важную роль в диспозиционном механизме играют установки. Установка — это общая ориентация направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальная установка — один из наиболее значимых регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к себе, к другим людям. Стало быть,установки во времени предшествуют деятельности, в них отражается«нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения. Память личности также является внутриличностным механизмом и одновременно разновидностью социальной памяти. Личность «откладывает» в механизме памяти часть информации в виде накопленных человечеством и имеющих не сиюминутное, тактическое, а долговременное, стратегическое значение знаний. Внутренние механизмы личности — мотивациопный, диспозиционный. Память — позволяют понять и описать субъективную детерминацию ее поведения. Само поведение предстает как совокупность (или система) поступков личности, в которых отражаются — адекватно или нет — все три механизма с их элементами: потребностями, интересами, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией и др. Структура деятельности детерминируется социальным профессиональным, демографическим положением личности, местом с системе общественных связей и др. Дифференциация деятельности по определенным сферам и видам. Это деятельность экономическая, политическая, социальная, духовная, равно как и производственно-трудовая, бытовая, досуговая, культурно-образовательная. Каждая из них (так же как и иные, не названные здесь) может быть, в свою очередь, структурирована более дробно.Основными видами человеческой деятельности, играющими решающую роль в возникновении, функционировании и развитии личности, с точки зрения ее онтогенеза являются игра, образование, общение и труд. Труд — самый фундаментальный из личностной деятельности, в какой бы форме он ни выступал — умственной или физической, квалифицированной или неквалифицированной, сложной или простой и т.д. Вне этой деятельности было бы невозможным развитие сознания, языка, общения, т.е. того, что делает человека личностью. Структурируя деятельность, необходимо отметить те ее проявления, которые направлены непосредственно на какие-либо объекты (ими могут быть предметы труда, люди и т.д.). Это так называемая предметная деятельность. Когда она касается других людей, можно говорить о взаимодействии.[3]
§2 Социальный статус личности. Определить социальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессий) доход, образование и т.д. характеристиками. Статусы — это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними. Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон. один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию. • Статусы могут быть формализованными или неформализованными. Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора завода, губернатора области и др.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. неформализованные статусы (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и др.). которые имеют, как правило, диффузный характер, могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Поэтому люди стремятся «защититься» формализованными статусами — так ученый стремится подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, что предоставляет ему законные привилегии и права. • Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми, что имеет особое значение для понимания социальной жизни. Предписанный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения — национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы — инвалид и т.д. Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.). Иногда точно определить характер статуса невозможно. Куда отнести статус скажем, безработного? С одной стороны, он еще не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как правило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое сокращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.). Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий правел к тому, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобретению новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса. Статусный набор Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше этот набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений, и: наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «социальным» оказывается способ деятельности человека[4]. Из множества статусов, которые занимает человек, необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»). Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение — здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия. Так, предприниматель может пребывать в уверенности, что главное в его социальной характеристике — имущественное, материальное положение, однако для высших кругов, куда он стремится попасть, решающее значение могут иметь его «родовитость», уровень образования, культуры. Специалист—представитель национальных меньшинств будет надеяться, что при решении вопроса о его продвижении по службе в первую очередь будет оценен его профессионализм, как это обычно бывает по отношению к другим специалистам, но внимание может быть обращено прежде всего на его национальность[5] Статус бывает постоянными и временным, последний не зависит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобретает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, человек теряет соответствующий статус Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции. Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузовского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов: читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведении выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза; статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полномочиями. Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые должен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследовательской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: неизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выполняемых обязанностей на основании соответствующих решений и представлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанностей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.[6] Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. • Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируются под влиянием двух факторов: а) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); б) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса). В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична. Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей. В современном российском обществе буквально за одно десятилетие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других. Так, еще, казалось бы, недавно в нашей стране высоким престижем пользовались военно-промышленный комплекс и, соответственно, технические вузы, а профессия бухгалтера вызывала некоторое пренебрежение. Сегодня, наоборот, резко повысился престиж экономических, в том числе бухгалтерских, специальностей, менеджеров, юристов и т.д., что связано с глубокими преобразованиями в нашем обществе.[7] В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ человека. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имидж — это комплексное представление, общественное мнение о поведении человека, имеющего определенный статус: Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что представляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, рабочего, высокопоставленного чиновника и т.д.[8] Статусы играют большую роль в социальных отношениях. Человек смотрит на мир и относится к другим людям с позиции своего статуса. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают тех, у кого собаки нет. Автолюбители раздражаются на пешеходов и наоборот. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников и законопослушных. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот. Профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные, кровнородственные статусы человека могут влиять на интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. § Социализация
Одна из самых сложных проблем современного обществознания — ответ на вопрос, какие силы, обстоятельства сделали духовный мир конкретного человека таким, какой он есть. Социализация-- процессе формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация играет огромную роль в жизни как общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, живет в социальном смысле комфортно и благополучное Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальное институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации. Первый - младенчество (от рождения до примерно трехлетнего^ возраста), основная форма деятельности на этом этапе общение. Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники. Второй- детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение! [В рамках детства появляется еще один институт социализации массовые средства информации, точнее, телевидение. Но его «внедрение» в жизнь не доставляет ребенку психологического дискомфорта, тем более что телевизионные передачи дети смотрят дома, в семейном окружении, что лишь добавляет положительные эмоции. Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации. Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и — чаще всего — начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения. Необходимо подчеркнуть особое место этого этапа. Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи» в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая. образовательная, общественно-политическая, досуговая деятельность общения. Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так. Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою н стабильности. В связи с этим особую рать приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного» насыщенного, активного труда. Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность. На последнем этапе социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |