КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования и принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта
ТРЕБОВАНИЯ: · обеспечение полноты информированности (Чем глубже проработка бизнес-плана, тем более обоснованными будут решения, принимаемые по инвестиционному проекту его участниками); · все содержащиеся в бизнес-плане материалы, расчетные показатели и обосновывающие данные должны быть достоверными. · бизнес-план должен быть убедительным средством привлечения внимания потенциальных инвесторов к участию их в финансировании проекта. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ: § объективность и надежность входной и выходной информации; § необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации; § комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта; § возможная краткость бизнес-плана. (Обычный бизнес-план не должен превышать 15-20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (венчурных проектов), где проект может достигать 40-50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые необходимые показатели и данные. Особенно не должна быть перегружена начальная часть текста); § отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных конкретных бесспорных (доказанных) преимуществ проекта; § отсутствие приукрашиваний и искаженной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений по проекту. 3.Структура бизнес-плана инвестиционного проекта. Структура бизнес-плана жестко не регламентирована. Количество разделов в бизнес-плане проекта зависит от сферы инвестирования, поставленной цели и может быть от 7 до 14. Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес предприятия - инициатора проекта, его название, время разработки бизнес-плана. Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов. 1. Общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности. «Резюме» - главный раздел. -краткое отображение сути и возможных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Составляющие: * реквизиты предприятия- инициатора инвестиционного проекта: адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта, его месторасположении, отраслевая принадлежность, сфера и организационно-правовая форме деятельности. *описание проекта и организации, где он должен быть реализован; * общие и конкретные цели инвестиционного проекта (цель проекта должна иметь количественную определенность, т.е. должны быть конкретные данные об увеличении объема производства или об объеме выпуска качественно новой продукции). * технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции/услуг *их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, *обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования *данные о потребности в ресурсах для реализации инвестиционного проекта; *экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучшение качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны); *данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт. *общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости, *другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов, *сведения о структуре капитала предприятия, финансовой устойчивости, методах управления, обеспечивающих его устойчивое положение на рынке продукции и услуг. Резюме пишется в конце составления всех разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов. Объем не более 4 страниц. Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Бизнес-планы могут иметь и грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. 2.«Описание предприятия и отрасли» * характеристика текущего состояния дел в отрасли, *сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, * место и положение предприятия - инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. *динамика продаж в отрасли и отдельных товаропроизводителей, *факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции. *сравнительные данные о состоянии производства намечаемой к выпуску продукции за рубежом (желательно) *потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны * на какого именно потребителя рассчитана намечаемая к производству продукция Ц ель раздела - раскрытие потребности в продукции, работах, услугах на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок. 3. Сущность инвестиционного проекта: *описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству (функциональное назначение, цели предназначения, свойства, технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость) *изложение стадий развития проекта - идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания; *данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга; *изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной; *аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта. 4. Оценка рынков сбыта и конкурентов. *об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции, в том числе самостоятельных, их географическом размещении; *об объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции; *о размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки; *о путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта; *о стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации, ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, меры по стимулированию сбыта; *о потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете. При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на следующие три вида: -рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией; -рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов; -рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. Последовательность оценки рынков сбыта: 1. изучение и характеристика рынка 2. сегментирование рынка 3. определение потенциальных покупателей 4. оценка уровней продаж 5. определение возможностей и путей продвижения продукции 6. определение прогрессивных форм реализации 7. определение сети дилеров и посредников в реализации продукции 8. определение сети гарантийного и послегарантийного обслуживания. По каждому виду намечаемой к выпуску продукции отражаются: *качество, технико-экономические показатели продукции, престиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многоплановость использования, надежность, патентная чистота; *цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга; *формы сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров), системы доставки и складирования; *система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей); *система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и условиями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации). Объем - 5-6 страниц 5. «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и иногда их объединяют. Ц елью - обоснование объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. План маркетинга включает: *описание рынков, их основных сегментов; *перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм; *анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспечение конкурентного преимущества); *определение стратегии маркетинга — программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам; меры по контролю маркетинговых исследований. *исследование следующих проблем: …какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры; ….обеспечат ли они возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал; ….в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке; ….какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены; какой должна быть общая стратегия при установлении цен. *разработка схем и форм сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), *определение видов применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, а также методы стимулирования продаж, *организация предпродажного и послепродажного обслуживания; *мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее. Варианты стратегии маркетинга (СМ. Лекцию 4, Gap анализ) 6. «Инвестиционный план -план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия, производства, технологической линии на расчетную величину использования производственной мощности, а в необходимых случаях — до момента ликвидации их. В календарном плане осуществления инвестиционного проекта, связанного с новым строительством или реконструкцией, техническим перевооружением зданий, сооружений, производством необходимых строительных и монтажных работ, установкой оборудования отражаются следующие данные: *перечень этапов предпроизводственной фазы; *сроки проведения работ по этапам, в том числе отвода или аренды земельного участка, проведения изыскательских и проектных работ, выполнения строительных и монтажных работ, пуско-наладочных работ; *перечень потребного технологического и другого оборудования, технологической оснастки, инструмента, в том числе индивидуального изготовления, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки; *программа работ по подготовке кадров; *прогнозируемые затраты по предпроизводственной фазе; *план вывода предприятия, производства на проектную и расчетную мощности; *потенциальные источники и условия привлечения капиталов. 7. «Производственный план» разрабатывается для инвестиционных проектов, связанных с организацией производства и выпуском продукции. Его цель - определить обеспеченность инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны и показать всем участникам его осуществления, деловым партнерам реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, услуг и расчета производственных мощностей предприятия, производства, технологической линии, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции. Производственный план включает в себя следующие подразделы: *основные требования к технологии и организации производственного процесса; *применяемая техника и технология производства продукции (описывается какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним); *объем производства и производственная база (расчеты производственной или проектной мощности по годам, объемов вы пуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции; *потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость); *обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства); *трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров); *издержки производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых ресурсов); *экологическая безопасность (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность). 8. «Организационный план» - собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана — принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: -форма (линейная, линейно-функциональная, матричная, штабная), функции и задачи служб и отделов; -формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта. -определение круга лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по определенному кругу вопросов на соответствующих этапах и участках реализации проекта. -регламентация обязанностей и ответственности отделов, служб и отдельных исполнителей. -потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта, -требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации, -условия принятия на работу, -принимаемые порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их премирования, участия в распределении прибыли, другие формы материального и морального поощрения эффективной работы. Организационный план обычно состоит из подразделов: *организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и исполнителями); *требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия); *система материального стимулирования и поощрения руководителей и специалистов. В начальной части раздела могут указываться: форма собственности, сведения о владельцах предприятия, о партнерах по реализации проекта. В конце раздела могут также содержаться требования по отбору специалистов, порядку их аттестации, организации повышения квалификации. 9. «Финансовый план» отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, он также необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации. Финансовый план состоит из: *плана доходов и расходов; *плана денежных поступлений и выплат; *сводного баланса активов и пассивов. План доходов и расходов содержит - инвестиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой прибыли, размер налоговых и других платежей. План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если окажется, что для какого-либо периода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, то необходимо для этого периода взять финансовые средства в кредит, а если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, то необходимо свободные финансовые средства или дать в кредит какому-либо хозяйствующему субъекту под проценты, или передать банку под депозитный процент на возможный срок. В сводном балансе активов и пассивов находят отражение все средства, вкладываемые инвестором (инвесторами) в инвестиционный проект, нераспределенная прибыль, получаемая от его реализации. Он составляется на основе данных плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и затрат и характеризует стоимость собственных капиталов, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, материалов) и неликвидными (оборудование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность). Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит показатели эффективности, на основании которых инвесторы и другие участники его осуществления принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных путях повышения его эффективности. При этом помимо показателей экономической эффективности (чистый приведенный доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупаемости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инвестора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов. 10. Анализ рисков (анализ чувствительности) проекта. *производится оценка степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. *определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и конкретные возможные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в налоговой системе). *прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению риска и возможному снижению потерь от него. *в случае страхования риска инвестирования определяются затраты на страховку. 11. «Выводы и предложения» по результатам составления бизнес-плана должны быть по возможности исключительно краткими, но достаточными для общей оценки сущности, целей, задач, результатов осуществления инвестиционного проекта и условиях их достижения. На них строится «резюме» бизнес-плана. 12. «Приложения» содержат все необходимые и достаточные данные, использованные при экономических обоснованиях и составлении бизнес-плана инвестиционного проекта (паспортные характеристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, контрактов, сертификатная и другая документация, экспертные заключения по отдельным техническим и организационным решениям и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст бизнес-плана. 13. Продвижение инвестиционного проекта. Если инвестиционный проект, разработанный его инициаторами, требует бюджетной поддержки или привлечения для его реализации инвесторов (акционеров, инвестиционных фондов и компаний, кредитующих организаций и т.д.), то необходимы меры по его продвижению. Продвижение инвестиционного проекта начинается с его презентации, то есть с его общественного представления. Заинтересованным лицам по проекту, как правило, представляются следующие ключевые позиции: -компания и ее продукция и услуги (если проект инициирует существующая компания), характеристика и форма создаваемого предприятия, организации (если реализация проекта предполагает создание их вновь); -рынок намечаемой к выпуску продукции, его клиенты и конкуренты; -масштаб проекта в части производства продукции и ее сбыта; -маркетинговая стратегия, которой будут следовать инициаторы инвестиционного проекта; -первоочередные финансовые потребности и задачи; -команда, которая будет осуществлять инвестиционный проект; -потребный объем инвестиций, необходимые размеры ссуды или долевого участия приглашаемых инвесторов; -эффективность проекта, сроки окупаемости и возврата капиталов; -условия и сроки привлечения инвесторов. Цель презентации состоит в завязывании диалога с заинтересованными деловыми партнерами. Он длится примерно 20 минут, в течение которых инициаторы проекта должны ответить на возможные вопросы. Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана посылают заинтересованным партнерам накануне, чтобы они имели возможность заранее ознакомиться с ним. Представляемые материалы в виде стендов, видеофильма должны быть составлены с учетом интересов участников презентации. После презентации в соответствии с ее результатами наступает этап деловых переговоров, которые начинаются с протокольных визитов (продолжительностью 20—30 минут), в результате которых составляются протоколы о намерениях сторон. Дальнейшая работа по продвижению проекта ведется на переговорах. Длительность и успешность переговоров зависят от качества и степени проработки проекта, его масштаба, степени рискованности, предлагаемых условий участия в проекте, уровня делового партнерства, умения вести переговоры и многих других факторов. Переговоры ведутся с отечественными и зарубежными партнерами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |