Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аэродромное воздушное пространство, траектории движения воздушных судов в аэродромном воздушном пространстве, бортовые и наземные аэронавигационные средства

Аэродромное воздушное пространство (ВП аэродрома, район аэродрома) — представляет собой часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов. Границы аэродромного ВП определяются летно-тактическими характеристиками ВС, тактико-техническими характеристиками радиотехнических средств навигации и посадки, схемами предпосадочного маневра, географическими условиями, близостью других элементов ВП. Как правило, радиус аэродромной зоны составляет 100…150 км, верхняя граница находится в пределах 4500…6500 м. Район аэродрома гражданской авиации включает в себя: собственно аэродром, зоны взлета и посадки, зоны ожидания, коридоры входа и выхода ВС на воздушные трассы, пилотажные зоны. Рассмотрим некоторые наиболее важные понятия, связанные с понятием аэродромного ВП.

Аэроузлом называют совокупность близко расположенных аэродромов, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования.

Аэроузловое воздушное пространство представляет собой объединение воздушных пространств аэродромов, входящих в состав аэроузла. Это ВП имеет общую внешнюю границу, образованную ВП аэродромов, входящих в аэродромный узел. Ввиду относительной близости контрольных точек аэродромов (КТА) узла и пересечения их воздушных пространств, организация ВД и управления ВС в аэроузловом ВП требует тщательной согласованности и координации.

Зоной ожидания называется воздушное пространство, предназначенное для ожидания воздушными судами разрешения на посадку. Она располагается над контрольной точкой аэродрома, которой может быть дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) или ближний приводной радиомаяк (БПРМ), а также над характерным ориентиром, удаленным от аэродрома на 30…50 км. Эшелоны в зоне ожидания являются ближайшими к минимальной безопасной высоте и отстоят один от другого на 300 м по высоте.

Коридоры выхода и входа ВС на воздушные трассы представляют собой часть ВП района аэродрома для набора и снижения высоты ВС. Ширина коридора 8…10 км. Могут быть отдельно организованы входные и выходные коридоры или один коридор для входа и выхода ВС.

Район аэродрома государственной и экспериментальной авиации с его элементами приведен на рисунке 1.5 и включает в себя:

— зону визуального контроля (ЗВК), включающую летное поле и воздушное пространство в пределах фактической видимости руководителя полетов и его помощников. Радиус зоны составляет 5 км от КТА;

— ближнюю зону (БЗ), образуемую воздушным пространством с радиусом до 75 км от КТА, исключая зону визуального контроля, зону взлета и посадки. В ближнюю зону входят пилотажные зоны, круг полетов, зона ожидания;

— дальнюю зону (ДЗ), образуемую воздушным пространством с радиусом от 75 км от КТА до границы аэродромного ВП. К дальней зоне примыкают маршруты (коридоры) входа и выхода ВС в район (из района) аэродрома;

— зону взлета и посадки, образуемую воздушным пространством, ограниченным сектором ±25° от оси ВПП и дальностью до 60 км, а по высоте — до высоты второго безопасного эшелона для маневрирования ВС при взлете и посадке;

— маршруты входа и выхода ВС имеют то же назначение, что и коридоры входа и выхода.

Рисунок 1.5 — Схема района аэродрома государственной авиации

Аэродромный круг полетов представляет собой установленный маршрут в районе аэродрома (схема полета) для набора высоты после взлета, для ожидания посадки, для снижения с заходом на посадку и выхода на предпосадочную прямую. Как правило высота аэродромного круга равняется 400...600 м от уровня ВПП.

Давление на уровне аэродрома определяется атмосферным давлением на уровне ВПП, которое в зависимости от местоположения аэродрома может быть выше или ниже стандартного давления, то есть давления 760 мм рт.ст.

Высота перехода представляет собой установленную в районе каждого аэродрома высоту полета ВС, на которой шкала давления барометрического высотомера устанавливается с давления данного аэродрома на давление 760 мм рт.ст. для набора заданного эшелона полета.

Минимум командира (экипажа) ВС определяет для каждого командира ВС минимально допустимое значение видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков (ВНГО), при которых ему разрешается выполнять взлет и посадку на воздушном судне конкретного типа.

Минимум воздушного судна определяет для каждого типа ВС минимально допустимое значение видимости на ВПП и ВНГО, позволяющее безопасно выполнять взлет и посадку ВС данного типа.

Минимум аэродрома определяет для каждого аэродрома и каждого типа ВС минимально допустимое значение видимости на ВПП и ВНГО, при которых разрешается воздушному судну данного типа выполнять взлет и посадку на данном аэродроме.

По посадочному минимуму аэродромы классифицируются следующим образом:

— аэродромы 1 категории обеспечивают посадку ВС при видимости ВПП с высоты не менее 60 м и на дальности не менее 800 м;

— аэродромы 2 категории обеспечивают посадку ВС при видимости ВПП с высоты не менее 30 м и на дальности не менее 400 м;

— аэродромы категории 3А обеспечивают посадку ВС при нулевой видимости ВПП и при визуальной видимости ориентиров менее 200 м;

— аэродромы категории 3В обеспечивают посадку ВС при нулевой видимости ВПП и при визуальной видимости ориентиров менее 50 м;

— аэродромы категории 3С обеспечивают посадку ВС при нулевой видимости ВПП и любых других ориентиров.

Категория аэродрома отражает ТТХ его радиотехнических средств навигации и посадки, летно-тактические характеристики ВС, ТТХ бортовых пилотажно-навигационных комплексов и показатели подготовленности экипажей ВС, которые могут его использовать.

Полеты ВС в аэродромном ВП являются для экипажей и аэродромных органов управления самыми сложными и напряженными. Для экипажа ВС сложность состоит в том, что при посадке необходимо выполнять интенсивные предпосадочные маневры с заданными параметрами снижения и выхода на ВПП в относительно небольшом ограниченном воздушном пространстве, слушая и выполняя команды диспетчеров. Для органа управления полетами и воздушным движением в районе аэродрома, задающего параметры предпосадочных маневров, линейные и временные интервалы между ВС и контролирующего правильность выполнения своих команд экипажами, сложность и напряженность действий и операций определяются интенсивностью потока ВС на посадке, необходимостью с высокой точностью и быстротой определять параметры требуемых маневров, обеспечивая при этом безопасность воздушного движения. С целью недопущения ошибок при посадке и ухода на повторный круг, а также для обеспечения безопасности полетов и экономии топлива и ресурсов ВС запрещено произвольное прибытие и заход на посадку не только групп, но и одиночных ВС.

Аналогичные трудности имеются у экипажей ВС и органов управления при взлете ВС и выходе их из района аэродрома.

Аэродромы на территории РФ размещаются в различных физико-географических условиях, которые обязательно учитываются и отражаются в «Инструкции по производству полетов в аэродромной зоне» или в «Аэронавигационном паспорте аэродрома» для каждого конкретного аэродрома. В указанных документах представлены стандартные траектории (схемы, маршруты) полета ВС. Если таких документов нет, то полеты ВС в ВП этого аэродрома запрещены.

Стандартные траектории (схемы, маршруты) представляют собой заранее разработанный штурманскими службами аэродрома набор бесконфликтных пространственных траекторий, рассчитанных по нормам вертикального, бокового и продольного эшелонирования ВС. Для продольного эшелонирования ВС нормой является также время. Каждая пространственная траектории изображается схемой движения ВС в плане и профилем полета. Стандартные траектории в аэродромном ВП строятся относительно ДПРМ. Экипажи ВС, контролируя время полета и курсовой угол радиостанции(КУР) на ДПРМ по бортовому автоматическому радиокомпасу (АРК), выполняют полет по выбранной стандартной траектории. Вывод ВС в аэродромное ВП осуществляется как с помощью ДПРМ (БПРМ), так и с помощью РСБН аэродрома.

Типовыми стандартными траекториями захода и выполнения ВС посадки являются:

1. Посадка по кратчайшему расстоянию от точки начала снижения (ТНС) до точки горизонтального полета (ТГП) на предпосадочной прямой. К этому способу посадки относятся: «Посадка по прямой с расчетного рубежа снижения», «Посадка по схеме: разворот — прямая — разворот», «Посадка по прямой с разворотом на расчетный угол».

Посадка по кратчайшему расстоянию является самым экономичным способом и применяется для всех ВС (маневренных и тяжелых), когда направление подхода к аэродрому совпадает с направлением посадки или отличается от него в точке горизонтального полета на угол не более 45°, а также, когда рельеф местности и воздушная обстановка позволяют снижаться с маршрута при пилотировании ВС по правилам визуального полета или полета по приборам на высоту горизонтального полета в ТГП на расстоянии 25…30 км до ВПП. Стандартные схемы посадки ВС «с прямой» и «с отворотом на расчетный угол» приведены на рисунке 1.6. Посадка по схеме «разворот — прямая — разворот» при движении ВС от точки входа в ВП аэродрома до точки начала снижения или от точки входа до точки горизонтального полета со снижением является самой оптимальной, но в набор стандартных траекторий не входит.

Рисунок 1.6 — Схемы посадки ВС с прямой
и отворотом на расчетный угол

2. Посадка по малому прямоугольному маршруту («по малой коробочке») выполняется, когда в районе аэродрома нет ВС, препятствующих подходу к аэродрому со снижением, или когда невозможен заход на посадку «с прямой». После выхода на ДПРМ воздушное судно делает маневры со снижением, чтобы выйти после четвертого разворота в ТГП. Схема посадки по малому прямоугольному маршруту приведена на рисунке 1.7.

3. Посадка по большому прямоугольному маршруту («по большой коробочке») выполняется, когда выход к аэродрому ограничен высотой подхода по условиям рельефа местности, интенсивностью ВД и метеоусловиями. Такая схема типична для тяжелых ВС. По такой схеме ВС выходит на аэродром с курсом, близким к посадочному, после прохода ДПРМ через определенное время разворачивается на угол 180°, делая первый и второй развороты со снижением, и двигается в обратном направлении со снижением и гашением скорости, выполняет третий и четвертый развороты и выходит с посадочным курсом в ТГП. Схема посадки по большому прямоугольному маршруту приведена на рисунке 1.8.

Рисунок 1.7 — Схема посадки по малому прямоугольному маршруту

Рисунок 1.8 — Схема посадки
по большому прямоугольному маршруту

Нормы продольного эшелонирования ВС в зоне подхода к аэродрому при выполнении полетов по приборам и наличии радиолокационного контроля должны быть не менее 20 км. При оснащении органа управления аэродрома АСУ П и ВД продольное эшелонирование должно быть не менее 10 км. При выполнении воздушным судном маневра захода на посадку — не менее 5 км.

При полетах по приборам в условиях отсутствия радиолокационного контроля временные нормы между воздушными судами в зоне подхода должны быть не менее 10 мин, а при заходе на посадку — 3 мин.

Типовыми стандартными траекториями (схемами) взлета и выхода ВС из воздушного пространства аэродрома являются:

— взлет и выход ВС из ВП аэродрома по кратчайшему расстоянию до коридора (маршрута) выхода с углом отклонения от магнитного курса взлета (МКВ) не более ±45° в любую сторону;

— взлет, полет по аэродромному кругу и набор высоты от траверза ДПРМ (когда ДПРМ будет находиться справа или слева от взлетающего ВС).

Схемы набора высоты при взлете ВС приведены на рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 — Схема набора высоты

Маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку должны быть удалены друг от друга и от границ воздушных трасс при наличии радиолокационного контроля не менее чем на 10 км, а при отсутствии радиолокационного контроля — не менее чем на 20 км.

Основными аэронавигационными средствами на земле и на борту ВС при выполнении полетов в аэродромном ВП являются приводные радиостанции с радиокомпасами и РСБН с наземными и бортовыми комплектами аппаратуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зоны и районы системы УВД авиации РФ | Внеаэродромное воздушное пространство и его элементы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.