Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающая среда. Развитие техногенной цивилизации неблагоприятным образом отразилось на окружающей среде, обострив экологические проблемы

Развитие техногенной цивилизации неблагоприятным образом отразилось на окружающей среде, обострив экологические проблемы. Кроме того, уже сегодня во всем мире сказывается ограниченность ряда природных ресурсов. Все это привело к дальнейшему развитию услуг, направленных на восстановление потребительской стоимости товаров, рациональное использование ресурсов и улучшение окружающей среды. Параллельно идет усиленное развитие некоторых научных направлений, а именно биотехнологий, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на качество услуг.

Невозможно переоценить влияние социально-демографических факторов на развитие сферы услуг. Индивидуализация и социальная интеграция людей, процесс старения нации, социально-экономичес-кая эмансипация женщин, усложнение семейных отношений и т. д. способствуют расширению ряда отраслей сервисного сектора.

Для развития современного общества характерно взаимодействие двух противоречивых, но развивающихся параллельно тенденций – индивидуализации и социальной интеграции людей. Индивидуализация условий жизни людей усилила процесс персонификации услуг, их дифференциацию и разнообразие. В обществе индустриального типа повышается уровень многообразия слоев и групп с неодинаковыми потребностями. Все это расширяет возможности порождения новых, не существовавших до этого благ и услуг [1, с. 23].

При этом соблюдение равновесия индивидуальных и общественных интересов на фоне сложной социальной интеграции людей превратило современное общество в общество «договоров и контрактов». Резко увеличился спрос на услуги делового и юридического характера, при этом усилилось регулирующее воздействие государства на эту отрасль сферы услуг.

Большое значение для развития сферы услуг имеет динамика изменения численности возрастных групп. В связи с увеличением продолжительности жизни населения в развитых странах наблюдается процесс старения нации. Увеличение числа пожилых людей индуцирует спрос на услуги социального и пенсионного страхования, здравоохранения и санаторно-курортной реабилитации.

Во второй половине прошлого века начался интенсивный процесс социально-экономической эмансипации женщин. Данный процесс сопровождался увеличением спроса на бытовые услуги, ранее выполняемые в домашних условиях, и услуги по созданию и поддержанию делового имиджа и возросшего социального статуса женщин.

В современном обществе значительно усложняются семейные отношения. Извечная проблема «отцов и детей», стремление молодых людей жить отдельно от родителей, возрастание числа разводов увеличивают потребности в услугах жилищного комплекса. При этом наблюдается процесс деурбанизации, выражающийся в стремлении среднего класса к проживанию в собственных домах в окрестностях крупных городов.

Усложнение семейных отношений протекает на фоне кризиса самого человека и духовной дезориентации общества, что приводит к дальнейшему развитию услуг психологической помощи и социальной адаптации.

Развитие сферы услуг и ее социальная направленность, несомненно, зависит от косвенного и прямого воздействия политико-правовых факторов. В тоталитарном обществе государство, пользуясь чаще идеологическими, чем политическими и социальными соображениями, определяет границы и рамки сервисного сектора. Действие рынка в таких условиях сильно ограничено, а целые отрасли смешанных социальных услуг (транспорт, связь, образование, здравоохранение) находятся в сфере государственного управления и финансирования [25, с. 36].

Демократические режимы развитых в экономическом отношении стран на основе либерализации и частичного дерегулирования государственного воздействия на сервисный сектор экономики обеспечили развитие сферы услуг на всех уровнях социального устройства. Минимализация или снятие многих конкретных ограничений значительно повысили разнообразие и уровень качества услуг. При этом существенно увеличились расходы государства на развитие ряда социальных отраслей услуг на основе общей политики социальной ориентации экономически развитых стран.

Расширение географических границ рынка услуг и выход его на международный уровень спровоцировал разработку правовой основы международного обмена услугами. Важнейшие принципы и механизмы его (обмена) либерализации, интернационализации и устранения дискриминации были заложены в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), подписанном 68 государствами в рамках «Уругвайского раунда» в 1996 г. [29, с. 115-123]. Обеспечение гарантий стабильности в рамках выполнения ГАТС возложено на всемирную торговую организацию (ВТО).

Для рынка услуг характерна высокая степень локализации и привязанности к местности. На его (рынок) развитие значительное влияние оказывают культурная среда и ценностные ориентиры различных социальных, национальных и этнических групп. В условияхинтернационализации и глобализации рынков, адаптации их к местным традициям, происходит расширение и индивидуализация предоставляемых услуг и форм обслуживания.

Несмотря на все вышеперечисленные факторы, мировой бум в сфере услуг начала второй половины XX века слабо затронул нашу страну. Развитие сервисного сектора в Росси сравнительно со странами Запада задержалось в силу неразвитости рыночных отношений, невысокого уровня жизни основного населения, жесткого контроля всей хозяйственной деятельности партийно-государственными органами. Сходные условия быта и отдыха граждан, соответствующие идеалам скромного, почти аскетического существования, и практически полное отсутствие так называемого «среднего класса» – основного потребителя услуг, не способствовали росту, а то и просто тормозили развитие сферы услуг.

Наряду с упомянутыми причинами свою роль сыграли причины идеологического характера: долгое время в СССР господствовал культ физического труда в сфере материального производства. Оказание услуг рассматривалось как разновидность непроизводственного труда, что превращало сферу услуг в периферийный, второстепенный сектор экономики.

Радикальные изменения и существенные сдвиги в сервисных отраслях произошли лишь в начале 90-х годов. Однако либерализация экономики с использованием методов так называемой «шоковой терапии» и последующее стихийное формирование рыночных отношений и перераспределение собственности привели к негативным последствиям в сфере услуг. Неконтролируемый рост цен на услуги без повышения их качества и разнообразия на фоне снижения благосостояния населения привело к значительному сокращению ряда сервисных отраслей.

При всем влиянии негативных факторов на процесс развития сервиса в нашей стране, проводимые в последнее время реформы и общая социальная ориентация политики государства ускоряют процессы адаптации сферы услуг к рыночным условиям хозяйствования и расширяют объемы и границы сервиса.

 

Ускорители роста сферы услуг Факторы воздействия ускорителей на экономику и общество Описание воздействия факторов на сферу услуг
Научно-технический прогресс Создание принципиально новой техники и уникальных технологий   Рост объемов основных фондов и повышение технической оснащенности основных секторов национального хозяйства и быта. Развитие новых информационных технологий.   Повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности на основе роста общественной производительности труда. Отставание роста производительности труда в сфере услуг по сравнению с промышленным производством.   Расширение услуг, сопряженных с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями Увеличение объемов и разнообразия услуг, оказываемых индустриальным секторам экономики Увеличение доли постоянных издержек, не связанных с затратами труда, в себестоимости услуг. Превращение сферы услуг во все более капиталоемкий сектор экономики. Глобализация масштабов деятельности предприятий сферы услуг. Вовлечение потребителей в деятельность предприятий сферы услуг путем внедрения систем самообслуживания Рост доли расходов на услуги в денежных доходах населения.     Рост занятости в сервисном секторе экономики.    
Экономические Трансформация представлений потребителей о товарах (услуги в потреблении становятся все более похожими на физический продукт и наоборот). Экстернализация услуг и повышение уровня специализации промышленного производства.     Рост общественного разделения труда приводит к увеличению объема свободного времени и свободно располагаемого дохода у работающего населения и к расширению свободы выбора досуговой деятельности. Рост масштабов и сложности производства, усиление диверсификации деятельности предприятий, углубление сегментации рынков, развитие новых форм конкуренции Стирание различий между деятельностью в сфере производства и реализации физических продуктов и сфере оказания услуг. Выделение так называемых «внутренних» услуг из состава индустриальных секторов экономики и превращение их в самостоятельные специализированные виды и отрасли деятельности. Рост спроса на различного рода потребительские услуги.   Развитие систем сервисного сопровождения продуктов
Социально- демографические Усложнение тенденций развития общества: · индивидуализация личности · социальная интеграция людей   Процесс старения нации   Социально-экономическая эмансипация женщин.     Усложнение семейных отношений     Персонификация услуг. Расширение спроса на деловые услуги. Рост спроса на услуги систем пенсионного и социального обеспечения здравоохранения и страхования. Возникновение и расширение спроса на внедомашние услуги, ориентированные на домашнее хозяйство. Рост юридических услуг, услуг в сфере строительства и т.д.
Политико- правовые Либерализация государственного регулирующего воздействия на экономику в целом и сферу услуг в частности Заключение Генерального соглашения по торговле услугами Минимизация или ликвидация многих барьеров, препятствующих конкуренции   Интернационализация обмена услугами.
Культурно- ценостные Культурные различия между странами порождают проблемы в сфере услуг.   Необходимость учета национальных, культурных особенностей и традиций при разработке предложения услуг.
Природная среда Ограниченность и дефицитность сырьевых ресурсов. Увеличение объемов традиционных и появление новых видов услуг, связанных с рациональным использованием ресурсов и улучшением окружающей среды

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ассортимент ткани | Сейсморазведка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.