Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционные цели




Инновационные,

Маркетинговые,

Социальные,

Экономические,

Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности. Осознание общей цели, сопри­частность к процессу ее достижения и получения выгод от конечного со­стояния системы выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воз­действие было реальным, цели производственно-хозяйственной системы должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

Стратегия управления производственно-хозяйственной системой пред­ставляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе опре­деления целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозиро­вания процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.

2. Стратегополагание как основная функция менеджмента ориентиру­ет производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

 

Основная задача менеджеров — добиваться реальных конечных ре­зультатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. По­этому уяснение целей организации, ее персонала, а также целей управле­ния дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффек­тивно их использовать. Кроме того, постоянный контроль целей и резуль­татов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии.

Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректиров­ка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.

В то же время цели и стратегии могут иметь стратегический и такти­ческий характер, определяться как на перспективу, так и на текущий пе­риод. В первом случае учитываются в значительной степени потенциаль­ные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные исходя из фактической ситуации и тенденций ее развития. Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравни­вается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от фактического характеризует результативность развития менеджмента.

Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отно­шений как мощный управленческий инструмент, с помощью которого со­временная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Различают стратегию

предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды,

рационализаторского типа, направленную на реализацию внут­ренних факторов.

Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопро­сы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие техно­логии разрабатывать, каким образом добиться конкурентных преимуществ.

Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но при коренных поворотах в хозяйственной политике и на теку­щий период. Стратегия управления свойственна как крупным, так и ма­лым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разра­ботки стратегий следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий по каждой из сфер деятельности и в целом для ПХС. При этом следует учитывать

1. взаимосвязь целей и стратегий,

2. согласованность во времени,

3. соподчиненность

Важное значение при этом отводится использованию критерия, оп­ределяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаи­модействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной лите­ратуре по данной проблеме рекомендуются матричные модели.

 

3. Планирование как основная функция менеджмента представляет виды деятельности по формированию средств воздействия: концепции, прогноза, программы, плана, обеспечивающих единое направление уси­лий всех членов фирмы к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция — идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теорети­ческая экономическая или управленческая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию концепции.

Прогноз — научное предвидение возможного состояния экономики, общества, организации в будущем. Прогнозы в бизнесе по сложным социально-экономическим проблемам разрабатываются, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз исполь­зуется в стратегическом управлении.

Программа — законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом, требу­ющий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупно­стью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональ­ных сфер экономики.

Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследований. Их пре­имущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой ответ­ственности, координации и регулирования деятельности.

4. Регулирование вид деятельности по поддержанию режимов функ­ционирования организации в сфере действия объективных закономерно­стей, тенденций и принципов. В процессе регулирования вырабатывают­ся средства и механизмы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налогам, процентным ставкам, тарифам, ва­лютному курсу) и обеспечивает реагирование на изменение макроэконо­мических параметров: уровня занятости, инфляции, изменения динами­ки валового внутреннего продукта.

В сфере влияния менеджера находятся рыночные параметры: спрос, предложение, цена, конкуренция. Расширение сферы влияния рыночных регуляторов обнаруживает объективную необходимость изменения режимов функционирования предприятий, выявления отклонений и поиска средств и возможностей устранения негативной ситуации, в том числе и с помощью государства (например, при банкротстве). Естественно, регулирование как основная функция имеет самостоятельное значение, и ее нельзя рассматри­вать как составную часть системы государственного регулирования. В про­изводственно-хозяйственной системе регулирование деятельности создает условия для реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Через функцию регулирования обнаружи­вается непосредственная связь разных видов социального управления.

Содержание функции регулирования изменяется по уровням менеджмен­та: чем ниже уровень управления (например, филиала), тем больше уси­лий требуется для обеспечения непрерывности производственных и об­служивающих процессов, поддержания движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

 

5. Организация как основная функция менеджмента представляет со­бой вид действий по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категори­ями:

1. процесс,

2. система,

3. коммуникации,

4. организационно-стабилизационные методы

5. организационно-распорядительные средства.

Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разраба­тывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к из­менениям внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления — это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного под­хода с учетом системных и ситуационных факторов.

Содержание функции организации управления предполагает форми­рование и обоснование видов работ, необходимых для выполнения орга­низуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности ком­петенции (т.е. возможностей или границ действий), полномочий (т.е. прав на принятие решений), ответственности (т.е. мер и форм ответственности и санкций за последствия неэффективных решений). На базе этих дан­ных определяются перечень и профессиональный состав персонала, тех­нология управления, система информационного обеспечения.

При этом формируются уровни управления и их подразделения (зве­нья), а также система связей между ними. Звено системы управления представляет обособленный элемент по критерию специализации и ин­теграции функций по объему и масштабу полномочий управления. В каче­стве звена может выступать

1. должность,

2. отдел,

3. служба,

4. подразделение.

Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при ха­рактеристике звена отдается критериям вида функций и объема полно­мочий. По таким критериям различают

1. линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные звенья (планово-экономический отдел),

2. линейно-функциональное звено (главный инженер),

3. функционально-линей­ное звено (руководитель творческой группы).

Следует отметить, что свя­зи между звеньями и место звена в иерархии системы управления опре­деляются критериями формирования систем, среди которых важнейшими выступают

1. целесообразность интеграции функций,

2. управляемость,

3. про­изводственные и жизненные циклы изделий.

 

 

6. Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйствен­ных организациях. В системах, ориентированных на долговременное функ­ционирование, координация рассматривается как дополнение и расши­рение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руково­дителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

7. Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных елей и целей организации

В процессе мотивации предполагается использование определенной последователь­ности взаимозависимых категорий: потребности людей — интересы лю­дей — мотивы деятельности — действия людей.

Ощущение недостатка чего-либо (в чем-либо) является проявлением потребности через формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность. Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно, обогатив идеями, мо­билизовав волю, знания, определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также выяснив его ценность для чело­века, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей. В качестве мотивов могут быть названы причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заин­тересованность в коммуникациях и связях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогра­нен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Теория мотивации представляет специальную область знаний, кото­рая формировалась последовательно с начала XX в. Модели мотивации поведения людей через их потребности находят широкое использование в зарубежных концепциях и практике менеджмента (теории Маслоу, Мак-Клелланда, Врума, Портера — Лоулера).

Мотивационный подход к поведенческой деятельности рассматрива­ется как центральная функция менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через

1. его реальные цели,

2. жизненные установки и ожи­дания,

создавая эффективную мотивацию производственной деятельно­сти работника. В качестве примера можно указать на особенности моти­вации разных категорий самих управленцев.

1. Мотивация специалистов —ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпо­читают, чтобы их оценивали профессионалы.

2. Руководители-администра­торы ориентированы на должностной рост, склонны к волевым методам и регламентированию деятельности, рациональному стилю руководства.

3. Предприниматели мотивированы на потребность достигать конкретных результатов, решение новых проблем и материализацию новых идей, ча­сто сопряженных с большим риском.

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к само­управлению. Для удовлетворения высших потребностей сначала должны быть удовлетворены первичные потребности и необходима высокая про­изводственная и управленческая культура.

 

8. Стимулирование— основная функция, связанная с процессом акти­визации деятельности людей и коллективов путем использования стиму­лов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности.

Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, и, наоборот, мотивация формируется и реализу­ется с помощью стимулов, воздействующих на поведение и деятельность коллективов. Так, по отношению к фирме стимулами, активизирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акци­зов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.

Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулиро­вание работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работ­нику, — размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Раз­мер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недейственности эконо­мических стимулов в условиях спада производства и кризиса, пережива­емого экономикой России в период реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми и бедными.

9.Гуманизация как основная функция менеджмента отражает соци­альный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента не только фак­тор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей систе­мы общественных отношений в условиях переориентации кадров россий­ской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента.

В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельно­сти, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон со­циальной деятельности человека, особой формы общественных отноше­ний и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, и пред­ставляет собой основу нравственного воспитания, формирования актив­ной жизненной позиции.

Этика менеджмента проявляется в деятельности фирм, предприятий, организаций, а также менеджеров, специалистов и всего персонала систе­мы. Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым разумным нормам. Чаще всего под этическими требованиями подразумеваются правила поведения менеджера, предпринимателя, предъявляемые обществом к его стилю, деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику.

Состав черт профессиональной этики определяется как кодекс пред­принимателя или менеджера. Предполагается, что предприниматель:

1. убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом;

2. исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

3. верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

4. признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

5. уважает себя как личность, а любую другую личность — как себя;

6. уважает любую собственность, государственную власть, обществен­ное движение, социальный порядок, законы;

7. доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм;

8. ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, забо­тится об экологии;

9. стремится к нововведениям;

10. является гуманистом.

Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, де­ликатность, должны быть нормой поведения в обществе. Доброжелатель­ность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринима­теля и менеджера. Из всех необходимых и значимых черт этики менед­жера следует отметить две важнейшие — порядочность и благородство. Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей.

 

Этика бизнеса затрагивает различные аспекты поведения управлен­ческих работников, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. К слу­чаям неэтичного поведения можно отнести взятки, подделку документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тай­ные сговоры о ценах. Причиной неэтичного поведения служащих может быть неблаговидное поведение их руководителей.

В зарубежной практике в целях соблюдения этичности поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические принципы, кодек­сы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (органы) по этике, про­водятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента, включающиеся в курсы обучения менед­жеров на университетском уровне, что существенно повышает уровень восприимчивости к этическим проблемам.

Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуется влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятель­ности, поведения, общения). Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, соци­альные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие чело­века вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности.

Культура фирмы, ее менеджмента занимает одно из центральных мест в современных концепциях менеджмента. Например, японские фирмы поощряют коллективный труд и концентрацию внимания на нуждах по­требителей. Эта культура опирается на систему ценностей персонала и поведенческие факторы, строится на честности, взаимном доверии и ува­жении работников, коллективном характере труда, принятии решений после многочисленных консультаций и достижения консенсуса. Система стимулирования рассчитана на закрепление коллективного характера труда и пожизненный найм, обеспечивающий работнику постоянное продви­жение по службе. Важной чертой японского менеджмента является ори­ентация на постоянный процесс научно-технического, экономического, организационного и социального обновления. Коллектив настраивается на генерирование и восприятие новых идей, органически вплетается в систему менеджмента через процессы стимулирования.

Американские модели менеджмента, ориентированного на высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала враспределении прибыли и переход предприятия в собственность работ­ников. В литературе приводятся примеры попыток применения амери­канскими фирмами некоторых японских систем, например кружков каче­ства и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американ­ских и японских компаний.

10. Корпоративность как основная функция менеджмента включает виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психо­логического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетво­ренности персонала своим трудом, общением и совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склон­ность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традици­онно свойственные российскому менеджменту. В новых рыночных усло­виях эта функция будет активно развиваться.

 

 

11. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды уп­равленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), анализом ин­формации о процессах и результатах деятельности ПХС, диагностикой и оценкой процессов развития и достижения целей, эффективности страте­гий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отме­тить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зави­сит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функ­ции контроля определяется методологией, т.е. предварительными иссле­дованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны дея­тельности и процессы Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми. Во всяком случае менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. престижем и карьерой.

Функцию контроля исходя из ее роли в процессе управления называ­ют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления

 

12 Оценка как к лючевая функция менеджмента предшествует, сопутству­ет и завершает любой процесс управления. О собое значение в управле­нии экономикой имеют оценка прогноза, диагностика, оценка стратегии и тактики деятельности, а также вариантов развития. Оценку связывают с измерением, т.е. определением свойств процесса, объекта, системы в сравнении с эталоном (нормой и базой). Обычно выделяют сле­дующие компоненты процесса оценки:

объект,

субъект,

базу оценки,

алго­ритм,

оценочно-измерительные средства.

Реализация данной функции связана с развитием квалиметрии — науки об измерении.

 

Лекция №8 Функции менеджмента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.