КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Конструктивные особенности воздушных, кабельных линий, трансформаторов
2.1 Конструктивные особенности воздушных линий Воздушными линиями электрических сетей называются линии электропередачи, расположенные на открытом воздухе. Часть линии сооружается с грозозащитными тросами, назначением которых является экранирование (защита) проводов от непосредственного разряда в них молнии. Конструктивная часть воздушной линии в целом характеризуется: Ø длинами промежуточного и анкерного пролетов, Ø типами примененных для ее сооружения опор, Ø их габаритными геометрическими размерами, Ø марками проводов и грозозащитного троса. Основными конструктивными элементами воздушной линии (ВЛ) (рис. 1.1) являются: стойка опоры 1, провода 2, грозозащитный трос 3, тросостойка 4, траверсы 5, изоляторы 6 и фундамент 7. Кроме того, к элементам ВЛ относится линейная арматура, необходимая в основном для крепления элементов ВЛ друг к другу. Расстояние провода в низшей точке его провисания до земли называется габаритным расстоянием провода до земли hr В населенной местности величина hr не должна быть меньше 6 м. Габариты ВЛ (рис. 1.2), fn — стрела провеса провода; fr — стрела провеса троса; Н — высота опоры; / — длина пролета. λ — длина гирлянды изоляторов, Du D2 — расстояния от проводов до оси опоры, D — ширина опоры,
Длиной пролета (пролетом линии) называется измеренное по горизонтали расстояние между опорами. Различают пролеты: промежуточный между соседними опорами и анкерный между двумя опорами анкерного (усиленного) типа (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Некоторые габаритные расстояния В Л Расстояние от низшей точки провода или троса до прямой, соединяющей соответствующие точки подвеса, называется стрелой провеса провода или троса. На линиях 10—500 кв стрелы провеса составляют 1—12 м.
Наименьшие расстояния от низшей точки проводов до земли, воды или каких-либо пересекаемых линией технических объектов (полотно шоссе, провода электрифицированной железной дороги и т. д.), устанавливаются нормами по условиям безопасного передвижения людей и транспорта под линиями. Эти расстояния (6—8 м) зависят от номинального напряжения электропередачи, от характера местности по ее населенности или типа пересекаемого технического сооружения. На рис. 1.3 показаны основные схемы расположения проводов и тросов на опорах линий трехфазного тока. Провода могут образовывать один, два или три яруса. Расположение проводов в один ярус (рис. 1.3, а—д) принято называть горизонтальным, в два или три яруса без смещения по горизонтали (рис. 1.3, е—к) — вертикальным. Расположение проводов в два или три яруса, при котором находящиеся друг над другом провода имеют горизонтальное смещение (рис. 1.3, л—т), называется смешанным. Воздушные линии выполняются голыми (неизолированными) проводами. В зависимости от конструкции различают одно проволочные, многопроволочные монометаллические, многопроволочные биметаллические и голые провода. Сечения проводов нормированы государственным стандартом.
2.2.Условия работы ВЛ и требования к материалам их конструкций.
Все конструктивные элементы воздушных линий работают в достаточно сложных и меняющихся в широких пределах условиях и должны противостоять воздействию ряда внешних факторов. Основными из них являются: 1) механические силы веса всех частей воздушных линий, веса гололедно-изморозевых отложений на проводах, тросах и опорах, давления ветра на них, а также тяжения по проводам и тросам; 2) суточное и сезонное изменение температуры воздуха; 3) химическое и электрохимическое воздействие влаги, химических элементов и соединений, находящихся в составе воздуха или во взвешенном состоянии.
ОБРЫВ ПРОВОДА. На опоры ВЛ действует нагрузка проводов, изоляторов, грозозащитных тросов и линейной арматуры. Величина нагрузки, приходящаяся на одну опору, может быть от нескольких десятков до десятков тысяч килограмм-сил (кГс). При обрыве провода возникают горизонтальные тяжения, направленные вдоль линии. Естественно, что действие сил веса всегда направлено вертикально вниз. Эти силы также значительны и могут составлять от десятков до нескольких тысяч килограмм-сил (кГс). Если происходит обрыв проводов (или тросов) в одном из пролетов линии, то вес и натяжение оставшихся необорванными проводов (или тросов) обуславливают горизонтальные тяжения, направленные вдоль линии.
ГОЛОЛЁДООБРАЗОВАНИЕ. При перемещениях воздуха над поверхностью земли теплые массы, содержащие определенное количество влаги в виде паров воды или во взвешенном состоянии, приходят в соприкосновение с холодным воздухом. В пограничном слое этих двух масс воздуха создаются условия для существования переохлажденных паров воды. Если переохлажденные пары воды соприкасаются с частями линии электропередачи, температура которых в это время несколько ниже нуля, то происходит образование кристаллов льда на конструктивных элементах линий. Капли тумана, дождя и мокрый снег, оседающие на проводах, тросах и конструкциях опор, имеющих отрицательную температуру, также образуют лед или смерзшуюся вокруг проводов ледяную массу. Это явление, называющееся гололедообразованием. При температуре воздуха порядка -3...- 7°С на проводе ВЛ отлагается масса смеси снега и льда — гололедно-изморозиевое образование. Интенсивность гололедообразований зависит от ряда условий и, в первую очередь, от насыщенности воздуха влагой и скорости наноса влажного воздуха или мокрого снега на конструкции линий. Поэтому интенсивность гололедообразований выше вблизи больших водных поверхностей озер, водохранилищ, морей, на наветренной стороне холмов, склонов гор. Интенсивность гололедообразования возрастает с увеличением высоты опор. Ряд специфических особенностей микроклимата, рельефа, лесистости местности и застройки отдельных районов также оказывают влияние на размеры гололедных отложений. Толщина стенки гололедно-изморозевых образований составляет нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, а их вес, приходящийся на одну опору, может достигать порядка десятков или сотен килограммов. Большая часть этого веса приходится на вес гололеда на проводах и тросах. Толщина стенки гололедно-изморозиевых образований Ь (рис. 1.4) при приведении их к правильной цилиндрической форме достигает 10...20 мм и более в зависимости от климата и близости водных пространств. Нагрузка при гололеде, приходящаяся на одну опору, может достигать десятков и сотен кГс. Провода ВЛ также испытывают нагрузку от гололедно-изморозиевых образований. Кинетическая энергия движущихся масс воздуха, встречающих на своем пути воздушные линии, воспринимается конструкциями линий. Обычно принимается, что давление ветра на провода, тросы и опоры направлено горизонтально. Размеры этих сил, приходящихся на одну опору, достигают десятков и сотен килограммов. Наибольшие скорости ветра, учитываемые при проектировании воздушных линий, составляют обычно 25—35 м/сек. Кинетическая энергия движущихся масс воздуха воспринимается конструктивными элементами линий. Обычно принимают, что давление ветра на провода, тросы и опоры направлено горизонтально. Суммарная нагрузка, приложенная к проводу, Ррез получается геометрическим сложением векторов действующих сил: G — силы массы провода (с гололедом) и Рв — силы давления ветра (рис. 1.5).
рис. 1.4. Поперечное сечение про- Рис. 1.5. Результирующая нагрузка вода; b — толщина стенки гололеда Описанные выше гололедно-изморозевые отложения увеличивают поверхности конструкций воздушных линий, на которые оказывает давление ветер.
ВИБРАЦИЯ.
Действие ветра обусловливает появление вибрации проводов. Это явление возникает при равномерном движении воздуха с небольшой скоростью (0,6…0,8 м/с). В этом случае за проводом через определенные интервалы времени возникают вихреобразные движения воздуха поочередно ниже и выше горизонтальной оси провода, что приводит к его вибрации, как это показано на с. 1-5, а я б. Поочередное образование вихрей приводит к периодическому повышению, скоростей движения воздуха, обтекающего провод по «нижней» и «верхней» частям. В области вышиной скорости образуется некоторое разряжение воздуха, куда и «втягивается» провод. При совпадении или близких значениях частоты вихреобразования и собственной частоты провода возникает автоколебательный процесс вибрации. Вибрация проводов и тросов характеризуется частотой в единицы и десятки колебаний в секунду, при амплитуде в единицы и десятки миллиметров. Длина волн составляет десятки миллиметров. Вибрация вызывает многократные перегибы проволок, из которых свиты провода и тросы, что приводит к появлению в них знакопеременных напряжений изгиба. Наибольшие напряжения такого рода появляются в местах закреплений проводов и тросов — в зажимах, подвески к изоляторам. Следствием вибрации могут явиться изломы отдельных проволок из-за знакопеременных изгибов и обрыв провода. Для предотвращения разрушения проводов применяют специальные средства, например подвеску специальных виброгасителей вблизи мест крепления проводов и тросов к гирляндам изоляторов.
ПЛЯСКА ПРОВОДОВ
Под действием ветра может возникать, кроме того, так называемая пляска проводов и тросов. Это явление образуется, как правило, при значительных скоростях ветра (10—30 м/сек) и, в большинстве случаев, при наличии на проводах отложений гололеда. Вместе с тем, в ряде случаев пляска проводов возникает и при отсутствии гололеда. Явление пляски проводов характеризуется относительно малой частотой (единицы колебаний в секунду) и большой амплитудой колебаний, доходящей до-величины стрелы провеса провода или троса. Колебания происходят в плоскостях, близких к вертикальным. В пролете укладывается целое число полуволн, причем наблюдаются и случаи всего одной—трех полуволн в пролете (рис. 1-6). Появление пляски проводов и тросов объясняется аэродинамическими свойствами провода, покрытого гололедом, или провода без гололеда при движении воздуха не по горизонтальному направлению или не перпендикулярно к линии. Движение с большой амплитудой значительных масс пляшущих проводов и тросов (сотни, иногда — тысячи килограммов) приводит к воздействию больших динамических сил на узлы креплении проводов к изоляторам, изоляторов к опорам, на изоляторы и конструкции опор. Последнее приводит к поломкам и разрывам деталей крепления, а иногда и к повреждениям траверс опор. Но наиболее частым последствием пляски проводов является отключение линий из-за взаимных замыканий проводов и тросов или перекрытий воздушных промежутков между ними. Основным средством прекращения «пляски проводов» является плавка гололеда путем пропускания по проводам и тросам значительных токов.
МЕХАНИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.
Изменение температуры воздуха приводит к изменениям длины проводов ВЛ. При очень низких температурах провод сокращается и натягивается в пролете, увеличивая механическое напряжение в материале провода. Поэтому при расчете проводов на механическую прочность необходимо учитывать температуру воздуха. Влага и химические реагенты, входящие в состав воздуха и почвы, также воздействуют на конструктивные элементы линий передачи (окисление и коррозия металлов, гниение дерева). Химические соли, кислоты, щелочи промышленного или природного происхождения, оседая на частях воздушных линий, вызывают химическую или электрохимическую коррозию. Для районов с повышенным содержанием влаги и вредных для металлов веществ используют провода, защищенные специальной пленкой или смазкой.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ. К ним относятся поражения ВЛ ударами молний, которые приводят к прожиганию проводников, грозовым перенапряжениям на ВЛ, перекрытиям изоляции и, как следствие, к аварии на ВЛ. При ударе молнии в опору по ней протекают токи, величина которых может превышать 200 кА. Наиболее часто регистрируются токи молнии в пределах до 50 кА. При непосредственном поражении проводов ВЛ ток молнии растекается в обе стороны от места прямого удара. Перекрытие изоляции достигается уже при токах 10... 15 кА, вероятность которых велика. Поэтому в качестве основного средства грозозащиты применяется подвеска заземленных тросов вдоль линии. Защитное действие тросов на ВЛ принято характеризовать показанным на рис 1.7 углом защиты, образованным вертикалью, проходящей через трос, и линией, соединяющей трос с проводом. Значение угла защиты, как правило, выбирается не более 20...30°. Рис. 1.7. Защитная зона грозозащитных тросов
При анализе условий работы конструкций воздушных линий и требований, предъявляемых к ним, безусловно, необходимо иметь в виду, что основное назначение любой линии электрической сети заключается в осуществлении экономически целесообразной передачи электроэнергии. Выполнение такого требования обеспечивается применением проводов из металлов с хорошей электрической проводимостью и, вместе с тем, приемлемых по своей стоимости для массового применения. Материалы, из которых сооружаются опоры воздушных линий, также должны быть экономически целесообразными для того района, где сооружается линия. Из приведенного краткого обзора условий работы воздушных линий электропередачи следует, что конструктивные материалы и конструкции этих линий должны отвечать группе определенных требований: 1) провода воздушных линий должны обладать хорошей электрической проводимостью; 2) линии должны сооружаться из недефицитных материалов, экономически приемлемых для сооружений массового типа; 3) материалы всех конструктивных элементов должны обладать определенной и достаточно высокой механической прочностью; 4) материалы всех конструктивных элементов должны обладать значительной стойкостью по отношению к коррозии и химическим воздействиям.
2.3.Провода воздушных линий. Провода выполняются из медных, бронзовых, алюминиевых и стальных проволок, а также из алюминиевых сплавов. Удельное сопротивление медных проволок — 18 Ом-мм2/км, а алюминиевых — 28,8 Ом • мм2/км. Удельное сопротивление стальных проводов много выше, чем у медных или алюминиевых, и зависит от протекающего тока, так как сталь является магнитным материалом. Медь, алюминий и их сплавы с иными металлами применяются в виде холоднотянутой проволоки, обладающей достаточной механической прочностью. Холоднотянутая медная проволока. Медь не ломка и не хрупка. Пленка окиси меди, покрывающая поверхность проволок, обладает высокой механической и химической прочностью и достаточно надежно защищает провод от дальнейших коррозийных и химических воздействий и является очень хорошим материалом для изготовления проводов. Из сплавов меди наиболее часто для проводов воздушных линий применяется бронза. Медные и бронзовые провода для ВЛ в настоящее время не применяются из-за большой стоимости меди. Холоднотянутая алюминиевая проволока. Алюминиевые проволоки имеют низкий предел напряжения усталости и потому подвержены значительным повреждениям при вибрации проводов. Стойкость алюминиевых проводов к химическому воздействию высока, благодаря прочной пленке окиси алюминия, покрывающей проволоки. Сталеалюминевые провода. Небольшая механическая прочность алюминия привела к появлению сталеалюминевых проводов, у которых сердечник выполнен из стальных проволок. В сталеалюминевых проводах имеет место усиленная электрохимическая коррозия алюминия в присутствии стали в среде, содержащей хлор. На воздушных линиях, проходящих вблизи морей, океанов, химических производств, где в воздухе имеются химические соединения, содержащие хлор, не рекомендуется применение проводов с алюминиевой токоведущей частью. В последнее время разрабатываются и применяются специальные жировые и пластиковые покрытия, предотвращающие электрохимическую коррозию алюминиевых проволок. Эти провода преимущественно и применяются на ВЛ. Из сплавов алюминия некоторое применение получил алдрей — сплав алюминия с железом, магнием и кремнием (доли процента). Стальные провода. Стальные провода изготовляются из проволоки с предельном сопротивлением на разрыв 60—70 кГ/мм2. Значительная подверженность стали окислению делает необходимой горячую оцинковку стальных проволок. Стальные сердечники сталеалюминевых проводов, а также в некоторых случаях стальные провода и тросы выполняются из высокопрочной стали с предельным сопротивлением 120 кГ/мм2. К достоинствам стали относится: ее высокая механическая прочность и невысокая стоимость. Ее недостатками являются значительные активные сопротивления, приводящие к большим потерям напряжения, мощности и электроэнергии в линиях, а также указанная высокая коррозийность. Стальные провода применяются при передаче относительно небольших мощностей (до десятков киловатт) на небольшие расстояния (до единиц километров) или в случае больших пролетов переходов линий через ущелья, водные пространства и т. п. В последние годы область применения стальных проводов значительно сократилась за счет широкого применения алюминиевых и сталеалюминиевых проводов. По конструкциям различаются следующие типы проводов (рис. 1-7): а —однопроволочный; б — многопроволочный одно-металлический; в — многопроволочный из двух металлов; г — пустотелый. Однопроволочные провода (рис. 1-7, а) применяются только на линиях напряжением до 1000 в. Все линии более высоких номинальных напряжений сооружаются только с многопроволочными проводами. Основными причинами преимущественного применения многопроволочных проводов являются: 1) невозможность или сложность изготовления холоднотянутой проволоки диаметром более 3—4 мм; 2) большая надежность в эксплуатации многопроволочных проводов; 3) большая их гибкость, что является серьезным достоинством в производстве, монтаже и эксплуатации линий. Многопроволочные однометаллические провода (рис. 1-7, б) свиваются из проволок одного и того же диаметра.
Рис 1-7 Конструкция многопроволочных проводов из двух металлов (рис. 1-7, в) была создана с целью сочетания высокой механической прочности стальных проволок, из которых изготовляется центральная часть провода, с хорошей электрической проводимостью менее прочных проволок наружных повивов. Из такого типа проводов наибольшее распространение получили сталеалюминевые провода. Эти провода широко применяются в мировой практике сооружения воздушных линий, что объясняется их относительно невысокой стоимостью и хорошими механическими и электропроводящими качествами. Соотношение площадей поперечного сечения алюминиевой и стальной частей в проводах разных марок лежит в пределах 4,5—8,5. Полые провода (рис. 1-7, г) применяются в основном в распределительных устройствах подстанций и реже—на линиях с номинальным напряжением 220 кв и выше. Такая конструкция проводов при определенной площади поперечного сечения токоведущеи части резко повышает напряжение появления коронирующего разряда на проводах, благодаря чему значительно снижаются потери электроэнергии на корону; обеспечивает хорошее использование металла провода, так как ' при высоких напряжениях, вследствие интенсивного проявления поверхностного эффекта, из внутренних слоев провода вытесняется ток. Маркировка Все провода для воздушных линий имеют поперечные сечения, соответствующие установленной ГОСТами шкале номинальных значений от 4 до 700 мм2 *. Действительные поперечные сечения отдельных, в первую очередь, многопроволочных.(исключение составляют однопроволочные стальные провода, которые маркируются по диаметру от 3,5 до 6 мм) проводов могут на несколько процентов отличаться от номинальной величины. Маркировка проводов производится по материалу провода и номинальной площади поперечного сечения. Медные провода обозначаются буквой М, бронзовые — Б, алюминиевые — А, сталеалюминевые — АС, стальные однопроволочные — ПСО, стальные многопроволочные — ПС и ПМС, полые провода медные— ПМ и алюминиевые — ПА. После буквенных обозначений материала и конструкции провода указывается номинальное поперечное сечение токоведущей части (мм2). Например, М-50, АС-120 и т. д.В отечественной практике сталеалюминевые провода изготовляются трех типов: АСУ — усиленной прочности с отношением площади поперечного сечения алюминиевой части к стальной 4,0—5; АС — с соотношением указанных площадей 7—7,5; АСО — облегченные, с соотношением площадей 8—8,5. В районах с относительно малой интенсивностью гололедных образований (толщина стенки до 10—15 мм при объемном весе 0,9 Г/см3) преимущественное применение должны иметь провода серии АСО. Многопроволочные стальные провода, маркируемые ПМС, изготовляются из стали с присадкой меди (доли процента) для понижения магнитной проницаемости стали и повышения ее антикоррозийной стойкости. Все провода имеют маркировку: • медные М, например М-35; • алюминиевые А, например А-70; • стальные С, например С-25; • сталеалюминиевые АС, например АС-300/66. У сталеалюминиевых проводов через дробь указываются сечения алюминиевой и стальной частей. Полые провода марок ПА (из алюминия) и ПМ (из меди) используют в основном для ошиновки (прокладки шин) на открытых подстанциях и переключательных пунктах. По условиям механической прочности на ВЛ следует применять провода сечением не менее 16 мм2 (алюминиевые) и 10 мм2 (сталеалюминиевые). В настоящее время для прокладки ВЛ напряжением до 1 кВ используется провод с изоляцией из сшитого светостабилизированного полиэтилена марок СИП-1, СИП-2 и СИП-3. По сравнению с неизолированными проводами марок А и АС они обладают большей надежностью и безопасностью электроснабжения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |