Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование и управление в области автоматизации банковских бизнес-процессов




Применение информационных банковских систем в Республике Беларусь

 

В Беларуси постоянно возрастает роль современных информационных технологий в деятельности банковской системы, при этом данному вопросу уделяется самое серьезное внимание на всех уровнях. В мае 2012 г. в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко определил, что для придания нового качества всей экономической деятельности в ближайшей перспективе предстоит сосредоточить усилия на основополагающих направлениях, среди которых — развитие информационных технологий. Глава государства отметил, что по доступности и разнообразию электронных услуг Беларусь должна занять первое место в СНГ.

Главная задача, которая ставится Президентом — добиться того, чтобы Беларусь в сфере информатизации и коммуникаций стала в один ряд с самыми передовыми государствами мира. Важно не только создать современную инфраструктуру, сети нового поколения, центры обработки данных, но и начать строить на базе этой инфраструктуры то, что во всем мире называют цифровой экономикой и что принесет стране и ее гражданам новые источники доходов.

Банковская система принимает самое активное участие в решении поставленной задачи. Здесь, прежде всего, нужно отметить, что успешное создание и внедрение эффективной стратегии развития и применения информационных технологий зависит в первую очередь от понимания сути и сложности взаимозависимости факторов влияния — как положительных, так и отрицательных, а также способности идентифицировать те, которые играют решающую роль на конкретном, определенном этапе развития банковской системы и страны в целом.

Информационная поддержка банковской деятельности охватывает следующие направления:

• оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;

• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации, а также для управления деятельностью банка;

• поддержание технологии единого информационного пространства;

• развитие технологических возможностей по доставке услуг клиентам.

Для банковской системы важными и почти неизменными для любого периода факторами являются:

· экономическая целесообразность и срок возврата инвестиций;

· влияние ИТ-проектов на повышение управляемости банков и доходности бизнеса в целом;

· внедрение новых услуг, повышение надежности и безопасности.

Но наряду с этими и некоторыми другими факторами, которые всегда учитываются, необходимо обратить внимание еще на один: по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, уже почти 20 лет наша страна живет в условиях депопуляции. Еще до недавнего времени экономика страны не испытывала от этого серьезных негативных последствий, наоборот, по данным исследований Национальной академии наук, наблюдался определенный рост численности населения в трудоспособном возрасте. Однако в последние несколько лет ситуация изменилась. Тенденция к уменьшению численности населения в трудоспособном возрасте в настоящее время усиливается, и такое положение дел, по прогнозам специалистов, сохранится как минимум в ближайшие 15 лет.

В рамках происходящих демографических изменений руководители ИТ-подразделений банков также столкнулись с серьезной проблемой нехватки специалистов. И если еще вчера данная проблема увязывалась в основном с дифференциацией уровня зарплат и миграцией работников между организациями и сферами деятельности, то сегодня, разрабатывая политику на завтра, банки должны понимать, что даже повышение материальной заинтересованности ИТ-специалистов не поможет решить проблему с укомплектованностью ими структурных подразделений. Их просто не будет хватать физически под всевозрастающее количество задач. То есть, если раньше мы думали о повышении эффективности использования имеющегося человеческого потенциала в основном в увязке с экономией финансовых затрат (и актуальность данного фактора продолжает сохраняться), то сегодня к нему добавился еще фактор нехватки самих трудовых ресурсов.

Еще одним негативным фактором, влияющим на укомплектованность структурных подразделений отечественных банков ИТ-специалистами, является ориентация белорусских ИТ-компаний на зарубежные рынки, работа на которых может принести больший доход.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня одним из принципов стратегии развития информационных технологий должно стать внедрение эффективных, и в первую очередь трудосберегающих технологий.

Активные работы по реализации проектов, обеспечивающих внедрение трудосберегающих технологий, ведутся и в самом Национальном банке Республики Беларусь. В частности, в течение 2012 г. проводился комплекс мероприятий по оценке и тестированию возможностей виртуализации в рамках одной из самых ресурсоемких систем Национального банка — в автоматизированной системе межбанковских расчетов. Полученные положительные результаты позволили приступить к этапу технологического переоснащения основного и резервного вычислительных центров.

В 2013 г. планируется завершить указанные работы и приступить к проекту создания удаленного резервного вычислительного центра автоматизированной системы межбанковских расчетов и информационной системы Национального банка, по которому в этом году проводятся строительные и предпроектные ИТ-работы.

В проекте создания удаленного резервного вычислительного центра предполагается выйти на более высокий уровень виртуализации и применить технологию “облачных вычислений”, которая позволит использовать ресурсы центра не только для обеспечения катастрофоустойчивого решения, но и в качестве активного резерва в пиковые часы нагрузки основных центров.

С учетом возможностей, предоставляемых новыми технологиями, Национальный банк считает необходимым всем банкам пересмотреть степень своего участия в данном проекте, тем более что положительных примеров успешного совместного решения сложных задач у нас достаточно много.

В качестве одного из таких примеров можно привести формирование единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП). Если в 2006—2007 гг. приходилось агитировать всех участвовать в этом проекте, то сегодня роль и значение формирования ЕРИП не вызывает ни у кого сомнения. В Беларуси создана, по сути, уникальная технология, объединяющая в режиме реального времени все банки, имеющие право приема платежей, и огромное число предоставляющих услуги населению предприятий и организаций реального сектора экономики всей страны.

По состоянию на ноябрь 2012 г. к системе подключено около 4,5 тыс. предприятий и организаций, в пользу которых обеспечен прием платежей по почти 50 тыс. видам услуг. Ежемесячное количество платежей в системе превысило 13 млн., а их общая сумма — почти 700 млрд. руб.

В числе положительных примеров совместного решения сложных задач в банковской системе можно также назвать проект по реализации автоматизированной системы межбанковских расчетов, а также системы электронного взаимодействия налоговых органов с банками страны, которая сейчас внедряется при активной совместной работе не только Национального банка и банков страны, но и внешних организаций.

Решать проблемы организации технологического взаимодействия каждому банку самостоятельно не только невыгодно, но и просто неразумно. Поэтому для поиска и внедрения более эффективных и трудосберегающих технологий необходимо активно продолжать практику реализации совместных проектов. При этом проекты, нуждающиеся в выработке совместных решений, имеются и внутри самой банковской системы. Уже не первый год Национальный банк пытается сдвинуть “с мертвой точки” совместный проект создания системы риск-менеджмента. Пока же каждый из банков решает эту задачу самостоятельно.

Совместные проекты могут иметь место также в рамках создания ITSM-систем (система управления ИТ-инфраструктурой) и целого ряда других.

Характеризуя общую картину состояния информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь, можно отметить, что банки уже прошли этапы становления и роста информационных технологий, все основные бизнес-процессы имеют достаточно развитую и зрелую ИТ-составляющую. При этом на рынке банковских ИТ-решений наблюдается положительная динамика и все меньше остается ответов с неудовлетворительной оценкой качества самих решений.

Давая в целом положительную оценку состоянию информатизации в банковском секторе нашей страны, следует обратить внимание на решение еще одной важной задачи: ни одну информационную услугу, даже самую эффективную и с удобным сервисом, не получится эффективно внедрить, если не будет обеспечен требуемый уровень непрерывности ее предоставления. Поэтому вопросам непрерывности бизнеса и влиянию простоев ИТ-систем на финансовые и рыночные показатели банков требуется уделить самое серьезное внимание.

Для повышения качества предоставления ИТ-услуг белорусские банки в настоящее время активно используют рекомендации ITIL/ITSM (библиотек передового опыта управления ИТ). Вместе с тем реалии сегодняшнего дня показывают, что наряду с имеющимися фактами технических отказов или аварий необходимо учитывать также высокую вероятность техногенных и природных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций. Требуется миграция мышления и технологий от построения отказоустойчивых решений в сторону обеспечения их катастрофоустойчивости. Говоря о внедрении современных информационных технологий и повышении качества предоставления ИТ-услуг, невозможно не затронуть еще один вопрос: как внедрять ту или иную технологию, как повысить уровень оказываемой ИТ-услуги? Использовать при этом аутсорсинг, инсорсинг или что-то смешанное? Обсуждению данного вопроса уделяется много внимания на различных площадках, и каждый банк решает его для себя по-разному. Одни осуществляют разработки собственными силами, другие — используют внешние разработки одного или многих разработчиков, большинство же используют смешанные решения.

На международном уровне разработаны методологии и практики передового опыта, в первую очередь это COBIT, ITIL. Имеются созданные на базе этих рекомендаций пошаговые инструкции, в соответствии с которыми в организации, ответив перед внедрением технического решения на десяток вопросов, можно получить готовую рекомендацию, что нужно применять: инсорсинг или аутсорсинг.

Однако на практике все сложнее, несмотря на обилие разработанных рекомендаций, каждый банк решает вопросы внедрения новых технологий самостоятельно, что, естественно, требует дополнительных затрат.

Фактически решением данного вопроса может стать развитие технического нормирования и стандартизации в области банковской деятельности.

В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплены цели технического нормирования и стандартизации, определены их принципы и задачи. При этом необходимо отметить, что в банковской системе сертификация сегодня имеет определенное регулирование и практическую реализацию. В частности:

— Национальный банк определен как орган по сертификации в области банковских услуг и технологий;

— при Национальном банке с участием представителей других банков и заинтересованных организаций создан и работает соответствующий Управляющий совет;

— Расчетным центром Национального банка обеспечивается поддержание статуса аккредитации Национального банка и проведение работ в рамках сертификации программно-технических средств.

Вместе с тем в банковском секторе вопрос технического нормирования и стандартизации на практике пока определен недостаточно.

В связи с этим по инициативе Национального банка в статью 26 Банковского кодекса, в редакции, вступившей в силу с 22 января 2013 г., включена норма, закрепляющая за Национальным банком функцию осуществления стандартизации и технического нормирования в области банковской деятельности.

Подводя итог, можно отметить, что в банковской системе Республики Беларусь информационные технологии получили наиболее широкое распространение по сравнению с другими секторами экономики. Вместе с тем достигнутый уровень нельзя рассматривать как достаточный. Сегодня достаточности не может быть, и чтобы не отстать, необходимо двигаться, и темп этого движения должен увеличиваться, а для этого нужно успевать отслеживать и внедрять самые современные технологии.

 

Банковская система - одна из сфер наиболее активного потребления информационных технологий. Сегодня их использование является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.

Необходимость внедрения новых информационных технологий в банковскую систему обусловлена следующими причинами:

— постоянный рост количества банковских операций обусловливает необходимость привлечения новых средств и способов обработки информации;

— возрастают требования в отношении качества, точности, надежности и безопасности обработки информации;

— усиление конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а, следовательно, качество банковских услуг должно постоянно улучшаться;

— необходимость соответствия международным стандартам.

Таким образом, развитие информационных технологий в банках в первую очередь осуществляется для удовлетворения потребностей пользователей банковских услуг. Базовыми показателями их влияния на обслуживание пользователей являются: скорость и удобство обслуживания в результате отказа от бумажных форм, пересылки квитанций, поручений посредством современных технологий; разнообразие способов предоставления услуг за счет интеграции различных систем обслуживания пользователей и внутренних систем отчетности и управления, использования современных аппаратных и технических средств.

В настоящее время банки прошли основные этапы автоматизации: внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных организаций, построены коммуникационные сети. Но не всегда этим элементам доставало согласованности: часть из них приобреталась, часть — разрабатывалась собственными силами, а часть — создавалась сторонними разработчиками. В результате ряд процессов либо неэффективно, либо не полностью автоматизирован. В некоторых случаях затрачены неоправданно большие ресурсы.

То есть можно констатировать недостаточность комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках страны, их разобщенность. Каждый банк решает проблемы внедрения новейших технологий самостоятельно.

Вместе с тем, область автоматизации банковских бизнес-процессов достаточно жестко регулируется со стороны государства. Такое регулирование осуществляется посредством следующих нормативных документов:

1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З;

2 Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28 декабря 2009 г. N 113-З;

3 Концепцией развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2008 г. N 115;

4 Техническими кодексами установившейся практики.

Государственное регулирование и управление в области автоматизации банковских бизнес-процессов включает:

· обеспечение условий для реализации и защиты прав субъектов информационных отношений;

· создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;

· создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;

· содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

· разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;

· иное государственное регулирование.

Координацию деятельности в области разработки и продвижения современных информационных технологий в финансово-кредитной сфере Беларуси осуществляет Главное управление информационных технологий Национального банка Республики Беларусь.

Кроме того, при Национальном банке создан Координационный совет по банковским информационным технологиям. Целью его создания является консолидации научных и технических потенциалов различных организаций и банков Беларуси для реализации задач информатизации в банковской деятельности, унификации программно-технических средств и коммуникационных связей.

Развитием информационных технологий в денежно–кредитной системе Республики Беларусь, в том числе автоматизация деятельности Национального банка Республики Беларусь, его учреждений и предприятий является основным предметом деятельности ОАО «Центр банковских технологий».

В соответствии с решением Комитета по информационным технологиям Национального банка Республики Беларусь ОАО «Центр банковских технологий» уполномочен осуществлять следующие функции обеспечения координации процессов информатизации в банковской системе Республики Беларусь:

· создание и развитие единого информационного пространства банковского сектора экономики Республики Беларусь с целью обеспечения интеграции информационных ресурсов и информационно–коммуникационных услуг для достижения эффективности применения информационных технологий в банковской системе;

· организацию взаимодействия банковских информационных систем с информационными системами государственных органов управления, ведомств, организациями производственного сектора экономики;

· организацию разработки и согласования с органами исполнительной власти и Национальным банком проектов нормативных правовых актов, связанных с реинжинирингом банковских бизнес–процессов, по вопросам информационных технологий;

· разработку технических нормативов, сертификация программного обеспечения и программно–технических комплексов, применяемых в банковской системе.

ОАО "Центр банковских технологий" обеспечивается методическое сопровождение Концепции развития и применения информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2008 № 115.

В фокусе Концепции находятся вопросы комплексного использования информационных технологий в банках Республики Беларусь. В первую очередь Концепция призвана определить пути снятия барьеров для реализации комплексных проектов по развитию информационных технологий в банковской системе. Эксперты к числу основных барьеров относят:

· отсутствие единых методик эффективности инвестиций в информационные технологии;

· отсутствие стандартов по применению информационных технологий;

· возрастающий дефицит ИТ-специалистов;

· низкий уровень применения ИТ-аутсорсинга.

Концепция ставит основной целью развития и применения информационных технологий повышение качества банковских услуг и определяет перед банковским сообществом ряд задач, решение которых требуется в самое ближайшее время:

· развитие единого информационного пространства банковской системы Республики Беларусь;

· интеграция единого информационного пространства банковской системы с информационными системами государственных органов, в том числе обеспечивающими обслуживание по принципу «одного окна», а также в целях информационного взаимодействия с надзорными и контролирующими органами;

· создание условий для широкого применения банками аутсорсинга услуг в сфере информационных технологий;

· создание системы сертификации программных аппаратных средств и внедрение системы аттестации поставщиков услуг для критичных банковских процессов;

· переход банков к использованию централизованной архитектуры автоматизированных банковских систем;

· внедрение в широкое применение клиентоориентированных технологий и решений, такие как контакт-центры и системы поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM);

· внедрение в широкое применение форм дистанционного обслуживания, включая Интернет-банкинг и мобильный банкинг;

· популяризация применения дистанционных форм обслуживания в среде пользователей банковских услуг;

· внедрение эффективных методов управления проектами создания межбанковских автоматизированных информационных систем;

· упрощение процедур бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь с учетом перехода на стандарты международной отчетности;

· внедрение современных технологий управления банковскими рисками;

· создание эффективной системы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения использования информационных технологий в банках Республики Беларусь.

Таким образом, трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.