Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные и дополнительные факторы, влияющие на выбор стиля руководства




Понятие руководства. Стиль руководства. Характеристика классических типов стиля

Тема 3.4. Руководство. Стили руководства

План:

1. Понятие руководства. Стиль руководства. Характеристика классических типов стиля.

2. Основные и дополнительные факторы, влияющие на выбор стиля руководства.

3. Психологическая характеристика новых стилей руководства.

Формальное лидерство называется руководством.

Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным; деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Стиль руководства – это способ реализации поставленных целей и задач.

Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947гг.) выделил три стиля руководства, ставших классическими: авторитарный, демократический, либеральный. До сих пор его подход к анализу стилей руководства наиболее распространен, хотя сейчас эти стили обозначают как: директивный, коллегиальный, попустительский.

Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется высокой централизацией руководства, единоначалием в принятии решений, жестким контролем за деятельностью подчиненных. (Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Руководитель отказывается от услуг экспертов, не выносит свои предложения на предварительное обсуждение, не выслушивает мнений подчиненных, стремится избегать таких ситуаций, в которых могла бы проявиться его некомпетентность). Преобладающие методы: приказы, распоряжения, замечания, выговоры, угрозы, лишение льгот. В общении с людьми преобладают: четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, грубость. Интересы дела значительно выше интересов людей.

Демократический (коллегиальный) стиль характеризуется распределением полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными при выработке решений. Руководитель обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы и на основе обсуждения вырабатывается решение. Всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных. Регулярно и своевременно руководитель информирует подчиненных по важным для них вопросам. Общение ведет доброжелательно и вежливо. При таком стиле руководства в рабочей группе создается благоприятный психологический климат.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется минимальным участием руководителя в управлении группой. Дело пускается на самотек. Руководитель действует от случая к случаю (под давлением либо сверху, либо снизу). Руководитель предпочитает не рисковать, переложить свои функции и ответственность на других. Никогда не критикует начальство. Подчиненные предоставлены сами себе, их работа редко контролируется. Действует уговорами и налаживанием личных контактов. К критике относится терпимо, соглашается, но ничего не предпринимает.

Важное качество руководителя – владение разными стилями и умение их применять в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников, своих личных качеств.

 

 

При выборе стиля руководства необходимо учитывать три фактора (в кн. Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова «Технология успеха»):

· ситуация (стрессовая, спокойная, неопределённая). При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в условиях острейшей рыночной конкуренции оправдан директивный стиль.

· задача (насколько чётко сконструирована). При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем коллегиальный стиль.

· группа (её особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик). Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задач подходит коллегиальный стиль, а в творческих коллективах – даже попустительский стиль руководства.

Кроме указанных факторов, на стиль руководства влияют черты личности самого руководителя.

Американские и японские исследователи в области менеджмента позволили сконструировать «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании как интеллектуальных и личностных, так и деловых, профессиональных качеств:

· Особый стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно.

· Умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и от состояния партнера по общению.

· Достоинство и высшая ответственность во всех делах.

· Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим, делать все наилучшим образом.

· Умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей.

При выборе стиля руководства следует также учитывать и дополнительные факторы, определяющие процессы межличностного взаимоотношения:

1) зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур (т.е. разные люди реагируют по-разному на одинаковые воздействия);

2) неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки (т.е. ни один человек не может с абсолютной степенью достоверности постичь другого человека и даже самого себя);

3) сохранение личного статуса, собственного достоинства подчинённых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.