Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуализация, введение в проблему общения. Общениеявляется важнейшей категорией психологической науки





Общениеявляется важнейшей категорией психологической науки.

Если факторами развития личности являются наследственность, среда, образование, то их совокупное влияние происходит через общение и деятельность. Общение является механизмов развития личности.

Проще говоря, чтобы человек стал личностью, он не просто должен пребывать в обществе, а должен активно включаться в его жизнь, взаимодействовать, общаться с себя подобными.

В основе целенаправленных процессов развития личности, обучения и воспитания, лежат человеческие взаимоотношения, сущность которых и раскрывает явление общения.

В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Испокон веков радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ были для людей загадкой и манили своей неизведанностью.

Летописная история человеческого общества насчитывает несколько тысяч лет, а проблемы эффективного общения до сих пор остаются, если ещё не обострились.

А между тем люди, взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровиться к друг другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения.

Те, кому удается добиться созвучия душ, чувствуют духовное единение, радуются, душевно обогащают друг друга.

Однако, многие, даже профессионалы, у которых работа связаны с человеческим общением (педагоги, психологи, политики, руководители, социальные работники и т.д.) теряются при создании успешных взаимоотношений со своим партнёром, остаются непонятыми, порой переживают свою беспомощность и осуждают себя: снова что-то не так, неправильно, плохо. Общаясь с себе подобными, человек подчас оказывается в тупике, иногда в одиночестве. Выход на свободу начинается с простых вопросов: «Как изменить своё общение с людьми? Как стать уверенным и успешным в общении?»

Не найдётся, наверное, ни одного человека, у которого на жизненном пути не возникали неприятности от общения с кем-либо, не испытывали отрицательных эмоций.



Классическое повествование нового материала начинается с определения вновь ввёденных понятий. В данном случае – это «Общение».

Но сразу это сделать, не представляется возможным по причинам того, что общение процесс многогранный. Согласитесь, что даже повседневное общение значит много больше, нежели сухой обмен информации (например, наш привычный обмен малозначащими фразами, типа: «Привет - Как дела? – Всё хорошо – Пока.»). Хотя слово играет огромную роль в общении людей, но известно, например, что люди, любящие друг друга не нуждаются в словах, чтобы выразить свои чувства и мысли, им вполне достаточно видеть друг друга, смотреть друг на друга в лицо.

В гуманитарных науках среди ученого сообщества также нет единых взглядов на природу и значение общения. Эта актуальная тема все ещё находится в стадии разработки, нуждается не только в обобщении, но и в дальнейших исследованиях.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.

На современном этапе сложилось, по крайней мере, два подхода к определению этого понятия.

1) Традиционно общениерассматривалось лишь как сторона совместной деятельности.

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация (общение первого рода). То есть общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение.

2) С другой стороны, общениеможет рассматриваться как самостоятельная форма активности. с точки зрения ее самостоятельностии несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан).

В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Например, В.В.Знаков под общением понимает «такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В.Знаков, 1995. С.48-49).

Если общение в первом случае общение выступило как сторона совместной деятельности, то во втором в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.

Для того, что чтобы найти общий язык с собеседником, человек необходимо что-либо сделать, или продемонстрировать себя, свои личностные качества через поступки или через продукты своей деятельности.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.