Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона

Барьеры психологического характера

- барьер субъективной интерпретации смысла информации – любое полученное сообщение преломляется через призму личностного опыта партнёра по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий на момент передачи информации. В результате человек слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано. Поэтому для разрушения этого барьера необходимо уточнять смысл сказанного.

Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их»

- эмоциональные барьеры - значительно большая возможность искажения связана с эмоциями. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

- барьер отношения к коммуникатору - в качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.

Следствие коммуникативных барьеров являются неточные, искаженные факты, суждения, убеждения. Ярким примером этого может служить сплетня.

Из-за нехватки информации или из-за своего субъективного взгляда на вещи чаще всего мы так и в жизни додумываем какие-то факты, явления. Формируем ошибочное мнение о том, что о нас думают люди, додумываем, что они хотят исходя из своих убеждений.

Последний коммуникативный барьер, возникнет он или нет, зависят от того, правильно или нет воспринимают и понимают друг друга партнёры по общению.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов".

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Восприятия другого человека есть процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимание его внутреннего мира.

На основе поведения мы, по мнению Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в результате мы даём эмоциональную оценку этого другого, пытаемся понять строй его поступков, и на основе этого строим стратегию своего поведения. Причём при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Процесс восприятия включает следующие механизмы

1) Идентификация – наиболее простой способ - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

2) Эмпатия - мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.

Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

3) Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

4) Аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Говоря иными словами: аттракция - это искусство нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.

Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.

Если бы каждый человек всегда располагал полной информацией о людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними достаточно точно. Однако в повседневной жизни индивид, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков, и на этой основе давать им характеристику. Решающую роль в этом играют эффекты восприятия, которые и могут приводить коммуникативным барьерам психологического характера.

1. Эффект структурирования – объединение нескольких признаков в структуру, по нескольким признакам – вывод о человеке.

2. Эффект ореола – склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются у него главными.

Если о человеке сложилось хорошее впечатление, то это впечатление пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимися впечатлениями, т.е. дальнейшее его поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются.

Если же общее первое впечатление о каком–либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").

3. Эффект первичности – первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека..

4. Эффект «новизны» - последнее впечатление о человеке оказывает более сильное и устойчивое влияние на его восприятие, чем предыдущее.

5. Эффект проекции – приписывание другому человеку своих качеств и переживаний.

6. Эффект стереотипизации - выработка образа человека на базе тех или иных стереотипных схем. При общении у субъекта происходит интерпретация личности общающегося с ним индивида путем соотнесения с этим образом.

Эти установки могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями, оказаться глубоко не верными. Поэтому их необходимо учитывать для создания эффективного общения.

Всякое восприятие есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.