Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная сторона

Структура общения

Помимо этого, часто встречается термин «коммуникация». Какая связь между ними? Какое из этих понятий шире?

Коммуникация (с лат. «общее, разделяемое со всеми») — это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. В качестве систем обменивающихся информацией могут выступать: 1) техника (искусственная система) – техника, 2) живая система (в частности, человек) – техника; 3) живая система – живая система.

Пример 1: Два компьютера соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация.

Пример 2: Танец пчелы, сигнализирующий другим пчелам о направлении и расстоянии до подкормки, есть также коммуникация.

Пример 3: Пилот управляет самолетом – возникает коммуникация «человек – техника». По приборам пилот определяет режим работы, исправность узлов, условия полета. На основе этих данных производится управление.

Пример 4: Проложены коммуникационные сети

Но, если рассматривать общение как взаимоотношение двух субъектов, то помимо чистой передачи информации, т.е. наличия коммуникационного компонента, происходит взаимодействие его участников, их влияние друг на друга, а также существует соответствующие явления восприятия и понимания. Тогда понятие «общение» шире, чем «коммуникационный компонент».

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

коммуникативную (передача информации);

интерактивную (взаимодействие)

перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией эмоционального и интеллектуального характера, значимой для партнёров общения, при помощи различных вербальных и невербальных средств.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, как о стороне общения, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.

Представим модель коммуникации:

Кто отправляет информацию? - Коммуникатор.

Кто получает? - Реципиент.

Что передается? – Сообщение – информация, которую отправитель передаёт получателю. Содержание сообщения должно быть понятно получателю. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

С помощью чего? – Кодов – символов, знаков, переводящих идею отправителя на язык, понятный получателю, т.е. придают содержанию особый смысл. Нужно отметить, что это не одно и тоже.

Пример: Молодой человек преподносит девушке букет тюльпанов и делает это не вполне обычном образом: без улыбки, с отчужденным выражением лица. Формально («Возьми пожалуйста эти цветы») всё вроде бы правильно, вполне корректно и соответствует этикету. И содержание, т.е. сам факт передачи цветов также кажется ясным. Однако смысл особый: юноша расстаётся с девушкой. То есть истинный смысл реального акта общения может быть особый.

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. В качестве кодов и выступают различные вербальные и невербальные средства.

Как передается? (условия передачи) – канал – вид восприятия (один из процессов чувственного познания мира) информации, полученной или непосредственно при личностном обмене или опосредованно т.е. через СМИ

Пример: При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

В предыдущем примере как понят истинный смыс?

Такая модель подходит под описания под любое явление передачи информации. Но межличностная коммуникация имеет свои особенности.

1. Наличие обратной связи - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, т.к. получив информацию о реакции получателя, отправитель учитывает её, корректируя свои действия и цели. В результате в коммуникативном процессе происходит не простое однонаправленное движение информации, но как минимум активный обмен ею. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Феномен коммуникативного влияния -психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.

Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Если этого не происходит говорят о:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции общения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.