Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При расчете на выносливость

Допускаемые контактные напряжения

ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

(8.4)

 

где sН 1im b – базовый предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов NН0 (рис.8.3); SH – коэффициент безопасности;

    Рис.8.3 КНL – коэффициент долговечности. Для прямозубых передач, а также для косозубых с небольшой разностью твердости зубьев шестерни и колеса за расчетное принимается меньшее из двух допускаемых напряжений, определенных по материалу шестерни [sH]1 и колеса [sH]2. В косозубых передачах зубья шестерни целесообразно выполнять с твердостью, значительно превышающей твердость зубьев колеса (например, шестерня НВ ³ 400, колесо НВ £ 320).

При этом за расчетное принимают среднее из [sH]1 и [sH]2, но не более 1,25 [sH]min (меньшее из двух) для цилиндрических и 1,15 [sH]min – для конических передач.

(8.5)

Предел контактной выносливости – исследованиями установлено, что контактная прочность, а следовательно, базовый предел контактной выносливости sН 1im b и базовое число циклов NН0 определяются в основном твердостью рабочих поверхностей зубьев.

Коэффициент безопасности – рекомендуют SН = 1,1 при нормализации, улучшении или объемной закалке зубьев (однородная структура по объему); SН = 1,2 при поверхностной закалке, цементации, азотировании (неоднородная структура по объему).

Коэффициент долговечности КHL учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи.

Расчет КHL основывается на кривой выносливости – см. рис. 8.3. На участке NН < NН0 справедлива приближенная зависимость

NHsmH 1im = NHsmH 1im b = const. (8.6)

Для контактных напряжений m = 6. При этом можно записать

(8.7)

где (8.8)

Таким образом, произведение sH1imbКHL в формуле (8.4) заменяет значение временного предела выносливости sH1im.

Коэффициент КHL учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач (при NH < NH0).

На участке NH > NH0 (длительно работающие передачи) линия выносливости приближенно параллельна оси абсцисс. Это значит, что на этом участке предел выносливости не изменяется, а КHL = 1, что и учитывает первый знак неравенства в формуле (8.8). Второй знак неравенства предусматривает ограничение напряжений по условию отсутствия пластических деформаций на поверхностях зубьев. Учет срока службы позволяет повысить нагрузку кратковременно работающих передач. Расчет числа циклов перемены напряжений выполняют с учетом режима нагрузки передачи.

Различают режимы постоянной и переменной нагрузки. На практике режимы со строго постоянной нагрузкой встречаются редко. К режимам постоянной нагрузки относят режимы с отклонениями до 20%. При этом за расчетную нагрузку обычно принимают нагрузку, соответствующую номинальной мощности двигателя.

 

При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов перемены напряжений

NH = 60 nct, (8.9)

где n – частота вращения того из колес, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, об/мин; с – число зацеплений зуба за один оборот колеса (с равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым); t – число часов работы передачи за расчетный срок службы.

Отметим, что в большинстве случаев практики NH > NH0.

Как будет показано ниже, постоянный режим нагрузки является наиболее тяжелым для передачи. Этот худший случай нагрузки принимают за расчетный также для неопределенных режимов нагрузки. Например, редуктор общего назначения может быть использован в самых различных условиях.

При переменных режимах нагрузки (см. например, циклограмму на рис.8.4) расчет коэффициента долговечности КHL выполняют по эквивалентному числу циклов NНЕ. При этом NНЕ заменяет NН в формуле (8.8).

Методика определения NНЕ базируется на эмпирическом условии суммирования повреждений при напряжениях sН1im i, больших базового предела выносливости sН1im b

см. рис.8.3: SN’Hi / NHi = const = 1 (8.10) где N’Hi – число циклов действия некоторого напряжения sНi, равного, например, sН1im1, sН1im2, …; NHi – число циклов до разрушения при том же напряжении. Уравнению (8.10) дается следующая интерпретация. При действии напряжения sН1im1 с числом циклов N’H1, равным, например, ½ NH1, используется как бы половина выносливости материала. Вторую половину выносливости можно использовать или при том же напряжении sН1im1,       Рис.8.4

продолжая работать до разрушения при числе циклов NH1, или при напряжении sН1im2, продолжая работать до числа циклов N’H2 = ½ NH2.

При этом - использован весь запас выносливости материала.

Умножив числитель и знаменатель в уравнении (8.10) на smH 1im i и заменив в знаменателе, согласно выражению (8.6), произведение NHismH 1im i на NH0smH 1im b, после преобразований получают

S smH 1im i N’Hi = smH 1im b NH0 = const = smH 1im N,

где sH 1im - некоторое напряжение (большее smH 1im b), принятое за расчетное; NHЕ – эквивалентное число циклов до разрушения при расчетном напряжении.

При переменном режиме нагрузки за расчетное напряжение обычно принимают sH 1im 1 – максимальное из напряжений, учитываемых при расчете на выносливость (соответствует Т1 – см.стр.). При этом учитывая выражение (8.9), получаем

.

В соответствии с уравнением (7.1) напряжения пропорциональны квадратным корням из нагрузок или из моментов. Поэтому отношение напряжений можно заменить отношением моментов, понизив степень m в два раза. В нашем случае m = 6. При этом

NHE = 60c å (Ti / T1)3 niti (8.11)

где Ti – один из числа крутящих моментов, которые учитывают при расчете на выносливость; T1 – максимальный из моментов, учитываемых при расчете на выносливость; ni, ti – соответствующие этим моментам частота вращения и время работы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалы и термообработка | Допускаемые напряжения изгиба при расчете на выносливость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.