Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели коммуникации




Моделью коммуникации обычно называют абстрактное представление процесса коммуникации, выражающее взаимосвязь его основных элементов. Внимание мы привлечем к двум основным способам видения массовой коммуникации, которые получили свое концептуальное оформление в моделях МК.

Первый тип моделей относится к т.н. "трансмиссионным", "передающим". Акцент делается на том, что массовая коммуникация это прежде всего процесс передачи информации (зачастую однонаправленный) от передатчика к приемнику.

Модели второго типа определяются как "символические" — основным здесь является представление о массовой коммуникации как акте общения, некотором "символическом" обмене, в который передающая и приемная стороны включены в более или менее равной степени.

В целом существо различий, проявляющееся в моделях массовой коммуникации, определяется отношением исследователей к такому вопросу: "Медиа отражают в своей деятельности реальность или же они влияют на аудиторию, способствуя формированию ее представлений об этой реальности?" Другими словами, что первично в деятельности средств массовой коммуникации? Являются ли медиа "зеркалом общества", "окном в мир" или медиа оказывают влияние на ценности, установки и поведение людей?

Исходные предпосылки для моделей первого типа были связаны с работами основоположника современной математической теории связи К. Шеннона и его коллег. Предложенная в середине XX века схема коммуникации выглядела следующим образом (См. схему 1.1.)

Итак, коммуникация изображается здесь как линейный и однонаправленный процесс, включающий пять функциональных и

 

 

Схема 1.1.

 
 

 

 


один дисфункциональный (шум) факторов. Важно, что предложенный взгляд на коммуникацию был в значительной мере обусловлен практическими проблемами, которые предполагал решить Шеннон. В центре внимания была проблема эффективности каналов передачи информации. Для этого необходимо было определить какой тип канала коммуникации обеспечивает прохождение максимального количества сигналов; какая часть сигналов искажается по пути от передатчика до приемника за счет влияния шумов?

В ходе работы исследователи рассматривали три группы проблем. Во-первых, это техническая проблема точности передачи символов коммуникации. Во-вторых, это проблема семантики, т.е. того, в какой степени переданные символы доносят смысл сообщения. В-третьих, это проблема эффективности: как повлияло сообщение на поведение, индивида, его принимающего?

Данная схема коммуникации была предложена для решения технических вопросов. Авторы предполагали, что технические решения будут предпосылкой решения других проблем. Надо отметить, что модель Шеннона послужила основанием для большого числа разработок в области теории коммуникации, ее аналоги широко использовались в науках о поведении и языке.

Говоря о недостатках модели Шеннона, обычно отмечается отсутствие в ней обратной связи. В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством адресат получил сообщение. Здесь также практически не принимаются во внимание особенности социального (культурного и политического) контекста, в котором происходит коммуникация.

Один из распространенных взглядов на массовую коммуникацию, состоит в необходимости изучения произведенного ими эффекта.

В 1948 г. известный американский исследователь Г. Лассвелл писал: "Адекватным способом описания акта коммуникации является ответ на следующие вопросы: Кто; Что говорит; По какому каналу; Кому; С каким эффектом?". С тех пор данное высказывание стало широко известно как формула Лассвелла. Эта простая формула используется главным образом для структурирования процесса коммуникации в качестве предмета анализа. Сам Лассвелл использовал ее для уточнения различных видов исследований, соответствующих отдельным составляющим коммуникационного процесса (См. схему 1.2.).

Схема 1.2.

                 
Кто Коммуникатор Что говорит Сообщение   По какому каналу Средство Кому Приемник С каким эффектом Эффект
Исследование контроля     Контент-анализ     Анализ канала     Исследование аудитории     Исследование эффекта
                 
                   

 

В данном случае коммуникация рассматривается прежде всего как процесс убеждения. На примере формулы Лассвелла хорошо видны основные особенности моделей коммуникации "трансмиссионного" типа, в которых задача отправителя сообщения состоит в воздействии на принимающую сторону. То есть, сообщение должно иметь определенный эффект. Не случайно, что в сфере прямых исследовательских интересов Лассвелла находились проблемы политической коммуникации и пропаганды.

В рамках "символической" модели предполагается отказ от рассмотрения коммуникации как линейного процесса. При этом на первый план выходят проблемы значения и понимания, диалогичности, социо-культурного контекста, в котором коммуникация осуществляется.

Здесь символ трактуется в качестве ключевого элемента культуры. Культура при этом понимается как совокупность значений, воплощенных в символических формах, включая действия, высказывания и значащие объекты разного рода. Посредством этих форм индивиды общаются друг с другом, обмениваясь опытом, разделяя представления и ценности. Таким образом, основной задачей анализа коммуникации является объяснение значений, воплощенных в символических формах. Отличительной чертой этого подхода является поиск "смыслов", рождающихся в процессе коммуникации; того, какие интерпретационные схемы используются участниками информационного обмена.

Достаточно удачно, на наш взгляд, это отражено в модели коммуникации В. Шрамма.

Не случайно также, что в моделях этого типа изучаются проблемы "кодирования" и "декодирования", вне которых невозможна коммуникация как одна из форм социального взаимодействия (См. схему 1.3.). В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения после его приема.

 

Схема 1.3.


           
 
   
     
 
     
 
 


 

 

Если говорить о "человеческой" составляющей кодирования и декодирования, то важно принять во внимание интерактивную природу коммуникации.

Участвуя в акте коммуникации, каждый из нас создает сообщение, кодирует его (переводит в форму, возможную для передачи) и, соответственно, декодирует ответ. Важным условием успешной коммуникации является "пересечение" пространства социального опыта взаимодействующих. Таким образом, кодирование / декодирование предполагает постоянный процесс интерпретации субъектов коммуникации, происходящий в конкретном социо-культурном контексте. Именно на этом делается акцент в моделях "символического" типа.

Очевидно, что предложенная схема в большей степени относится к коммуникации межличностной. Вместе с тем, не составит большого труда трансформировать ее в связи с нашими задачами: медиа будут отнесены к составляющим кодирования / интерпретации, а аудитория — декодирования / интерпретации. Сравнение предложенных взглядов на коммуникацию показывает, что в "символической" модели аудитории отводится значительно более самостоятельная роль, нежели в модели "трансмиссионной". Характерно, что с подобного рода взглядом на коммуникацию связано появление известной концепции "активного читателя". Несмотря на серьезные различия моделей, целесообразно, по нашему мнению, рассматривать их в качестве взаимодополняющих. Все зависит от типа вопросов, которые будут ставиться в связи с анализом массовой коммуникации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.