Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети с нарушением голоса




Дети с заиканием

Дети с нарушениями темпа речи

Дети с алалией

Дети с ринолалией

Дети с дизартрией

Дети с дислалией

План

Психические особенности детей с речевыми нарушениями

Лекция № 8-9

В основе современной психологической концепции развития и воспитания ребенка лежит идея системного подхода к формированию его личност и, т. е. основное внимание уделяется функционированию целостной системы организма. АлексейНиколаевич Леонтьев отмечает, что психологическое развитие ребенка оказывается под влиянием социальных условий, в которых он развивается, биологических задатков и индивидуальных особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка. Определяющим, ведущим в формировании личности и ее свойств является образ жизни ребенка в семье, детском коллективе, школе.

Развивающаяся психика детей до 9-летнего возраста пластична и готова к коррекции.

Речь является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, соматогнозиса (восприятие человеком схемы своего тела как некоей телесности), зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов, межполушарного взаимодействия и т. д. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи.

У 7-летнего ребенка хорошо развиты только «внешняя» речь и, следовательно, «внешнее» мышление. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя» речь и, следовательно, «внутреннее» мышление. Перевод мыслей в письменную речь ­ еще более сложный процесс, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и лимбическую систему (комплекс структур среднего, промежуточного и конечного мозга, участвующих в организации висцеральных, мотивационных и эмоциональных реакций организма), что делает возможным построение слов в устной и письменной речи.

К базисным психологическим факторам, становление которых является обязательным условием для развития речи, относятся:

­ модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис);

­ кинестетический (сенсомоторные взаимодействия);

­ кинетический (динамические процессы);

­ пространственный (телесное и внешнее пространство, квазипространство);

­ энергетического обеспечения (дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки);

­ межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые, номинативные процессы, перекрестные или реципрокные движения);

­ произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки).

В отечественной логопсихологии существует немало исследований, посвященных изучению развития психики детей с речевой патологией. Большая часть работ была направлена на изучение познавательной сферы детей с нарушениями речи, среди них работы:

­ И.Т. Власенко, А.П. Вороновой, Е.М. Мастюковой, Т.М. Пирцхалайшвили, Л.С. Цветковой, Н.А. Чевелевой, которые изучали различные виды восприятия;

­ Г.С. Гуменной, изучавшей особенности мнестической деятельности;

­ Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, которые рассматривали особенности внимания;

­ • Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В.Гуровой, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцевой, В.А. Ковшикова, Т.Н. Синековой, А.И. Ураковой, О.Н. Усановой, Э. Л. Фигередо, Т.А. Фотековой, Ю.А. Элькина, которые исследовали особенности мыс­лительной деятельности;

­ О.С. Павловой, Л. Г. Соловьевой, исследовавшие речевую коммуникацию;

­ В.П. Глухова, изучавшего воображение. Существуют исследования отечественных ученых

­ (Г.А. Волковой, Т.Н. Воронцовой, Л. Е. Гончарук, О.С. Ор­ловой, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.А. Слинько, О.Н. Усановой, В.М. Шкловского, Л.М. Щипициной), посвященные изучению особенностей эмоционально раз­вития, волевой регуляции, личностного развития лиц с речевыми расстройствами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.