Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация международно-правовой ответственности




Реа­лизация ответственности - основная проблема этого института в международном праве.

Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечива­ется восстановление нарушенных прав и международного правопорядка.

Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в различных актах либо существуют в форме обычных норм.

 

Обобщая существующую практику, можно выделить два основных способа реализации ответственности:

1) добровольный (согласительный);

2) с использованием принудительных (обязательных) средств. Когда правонарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь воз­можность использовать принудительные средства осуществления ответственности.

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

 

Санкции (контрмеры) - это ответные принудительные меры, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответствен­ности.

Контрмеры не являются особой формой ответственности, а представляют собой специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме.

 

Их отличие от ответственности состоит в следующем:

Ø ответственность есть действие нарушителя, контрмеры - действие потерпевшего государства либо международной организации;

Ø ответственность - обязанность нарушителя, контрмеры - право потерпевшего, который может и не применять их;

Ø ответст­венность - волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

 

Проект статей об ответственности государств 1995 г. преду­сматривает следующие условия применения контрмер:

Ø потерпевшее государство должно прежде прибегнуть к пе­реговорам, хотя может принять и временные меры защиты для обеспечения своих прав;

Ø оно также должно соблюдать установленную процедуру урегулирования споров;

Ø контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения;

Ø в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, крайнее экономическое и политическое принуждение, нарушение неприкосновенности дипломати­ческих и консульских агентов и представительств, ущемле­ние основных прав и свобод человека.

 

Существует два вида контрмер (санкций):

Ø индивидуальные (самопомощь);

Ø коллективные (в рамках международных органи­заций).

 

При этом каждый вид санкций имеет свои формы.

1. Формы индивидуальных санкций следующие: реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона.

Реторсии - это правомерные индивидуальные действия в ответ на недружественный акт, не нарушающий международ­ного права. Они применяются в ответ на недружелюбные дей­ствия другого государства, ущемляют его интересы, но не на­рушают его прав и норм международного права.

К реторсиям относятся:

Ø ограничение импорта;

Ø повышение таможенных пошлин;

Ø изъятие вкладов из банков государства;

Ø ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства. ущемлены в правах;

Ø отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;

Ø запрещение въезда в страну;

Ø отмена визитов делегаций;

Ø выдворение из стран равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства, и др.

 

Если такие санкции применяются в ответ на неправомерные действия другого государства, то они называются репрессалии.

Репрессалии применяются в ответ на неправомерные дейст­вия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерны причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовле­творения. Современное международное право запрещает воору­женные репрессалии (п. 3 СТ. 2 Устава ООН).

В Российской Федерации 30 декабря 2006 г. принят Феде­ральный закон «О специальных экономических мерах». Специ­альные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недру­жественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан. Такие меры могут быть предприняты и в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностран­ного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.

Они могут быть направлены на следующее:

1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

2) запрещение финансовых операций или установление огра­ничений на их осуществление;

3) запрещение внешнеэкономических операций или установ­1(lIие ограничений на их осуществление;

4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;

6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-­технических программах и проектах иностранного государства.

Решение о применении специальных экономических мер принимается Президентом России на основе предложений Со­вета Безопасности РФ с немедленным информированием палат Федерального Собрания.

Непризнание - это отказ государства признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридиче­ской силы противоправных договоров, территориальных изме­нений в результате агрессивной войны, противоправных режи­мов и т.д.

В определенных случаях для защиты своих прав государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений.

Особым вид санкций является самооборона, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное на­падение.

2. Форм коллективных санкций несколько меньше, чем санкций индивидуальных: отказ в членстве организации, приос­тановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

Использование международного механизма для применения против государства-правонарушителя коллективных принуди­тельных мер с применением вооруженной силы возможно только в случае особо опасных посягательств на международ­ный порядок.

Такие санкции могут вводиться и осуществлять­ся только по решению Совета Безопасности ООН в рамках Устава ООН.

Эти меры преследуют цель обеспечить международный мир и безопасность, создать гарантии против возобновления в будущем агрессивной политики, но вместе с тем они являются политическими мерами, вытекающими из ответственности государств за агрессию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.