КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация международно-правовой ответственности
Реализация ответственности - основная проблема этого института в международном праве. Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка. Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в различных актах либо существуют в форме обычных норм.
Обобщая существующую практику, можно выделить два основных способа реализации ответственности: 1) добровольный (согласительный); 2) с использованием принудительных (обязательных) средств. Когда правонарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь возможность использовать принудительные средства осуществления ответственности. Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).
Санкции (контрмеры) - это ответные принудительные меры, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности. Контрмеры не являются особой формой ответственности, а представляют собой специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме.
Их отличие от ответственности состоит в следующем: Ø ответственность есть действие нарушителя, контрмеры - действие потерпевшего государства либо международной организации; Ø ответственность - обязанность нарушителя, контрмеры - право потерпевшего, который может и не применять их; Ø ответственность - волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.
Проект статей об ответственности государств 1995 г. предусматривает следующие условия применения контрмер: Ø потерпевшее государство должно прежде прибегнуть к переговорам, хотя может принять и временные меры защиты для обеспечения своих прав; Ø оно также должно соблюдать установленную процедуру урегулирования споров; Ø контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения; Ø в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, крайнее экономическое и политическое принуждение, нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств, ущемление основных прав и свобод человека.
Существует два вида контрмер (санкций): Ø индивидуальные (самопомощь); Ø коллективные (в рамках международных организаций).
При этом каждый вид санкций имеет свои формы. 1. Формы индивидуальных санкций следующие: реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона. Реторсии - это правомерные индивидуальные действия в ответ на недружественный акт, не нарушающий международного права. Они применяются в ответ на недружелюбные действия другого государства, ущемляют его интересы, но не нарушают его прав и норм международного права. К реторсиям относятся: Ø ограничение импорта; Ø повышение таможенных пошлин; Ø изъятие вкладов из банков государства; Ø ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства. ущемлены в правах; Ø отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; Ø запрещение въезда в страну; Ø отмена визитов делегаций; Ø выдворение из стран равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства, и др.
Если такие санкции применяются в ответ на неправомерные действия другого государства, то они называются репрессалии. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерны причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (п. 3 СТ. 2 Устава ООН). В Российской Федерации 30 декабря 2006 г. принят Федеральный закон «О специальных экономических мерах». Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан. Такие меры могут быть предприняты и в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Они могут быть направлены на следующее: 1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; 2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; 3) запрещение внешнеэкономических операций или установ1(lIие ограничений на их осуществление; 4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; 5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; 6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; 7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности; 8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства. Решение о применении специальных экономических мер принимается Президентом России на основе предложений Совета Безопасности РФ с немедленным информированием палат Федерального Собрания. Непризнание - это отказ государства признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны, противоправных режимов и т.д. В определенных случаях для защиты своих прав государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений. Особым вид санкций является самооборона, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение. 2. Форм коллективных санкций несколько меньше, чем санкций индивидуальных: отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры. Использование международного механизма для применения против государства-правонарушителя коллективных принудительных мер с применением вооруженной силы возможно только в случае особо опасных посягательств на международный порядок. Такие санкции могут вводиться и осуществляться только по решению Совета Безопасности ООН в рамках Устава ООН. Эти меры преследуют цель обеспечить международный мир и безопасность, создать гарантии против возобновления в будущем агрессивной политики, но вместе с тем они являются политическими мерами, вытекающими из ответственности государств за агрессию.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |