Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Социально-медицинские технологии в решении проблем юного материнства


Тема. Особенности социально-медицинской работы с различными группами населения

Лекция №8.4.

Содержание I. Социально-медицинские технологии в решении проблем юного материнства. II. Основные направления социально-медицинской работы с семьями детей ограниченными возможностями
Цель и задачи  
Студент должен знать  
Студент должен уметь  
Формы промежуточного контроля Внеаудиторные: - подготовка ответов на контрольные вопросы, - работа с учебниками и дополнительной литературой, - написание глоссария. Аудиторные: - тестирование, - занятие в виде диспута.

 

 

 

1.1. Исторические аспекты

Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в 16-17 веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь. В 1410 году митрополит Фотий в послании новгородскому архиепископу строго запрещал венчать “девичок меньше двунадцати лет”. Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин - моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана.

В Елатомском уезде Тамбовской губернии женили подростков, когда девочка еще играла в куклы. Постепенно ее и такого же малолетнего жениха приучали видеть друг друга и играть вместе, а в 15 лет сводили для брачной жизни. Подобные браки были и на Севере: бабушки в середине ХIХ века вспоминали, как на другой день после свадьбы, они бегали домой за куклами.

Особое отношение к ранним бракам было в старообрядческой среде. По данным выборочных медицинских обследований, в 80-х годах ХIХ века в одном из уездов Ярославской губернии 4% крестьянских женщин выходили замуж до начала созревания, в Тульской губернии таких было свыше 20%.



Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ - начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. Отцы сосватывали своих детей-подростков в 12-15 лет, в 14-16 лет объявляли их женихом и невестой, а в 16-17 лет венчали. На юге и западе России иногда устраивали свадьбу 12-14-летних подростков со всеми необходимыми обрядами, кроме брачной ночи, и до наступления совершеннолетия «молодые» жили порознь в доме своих родителей.

В ХVIII веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале ХХ века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Именно в это время в развитых западных странах вводится система обязательного образования, и одновременно с этим начинают принимать законы об ограничении детского труда. Все это приводит к появлению массовой группы населения - учащихся. В это же время социальные и культурные процессы приводят к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся с взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или от других взрослых.

Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городах. Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16 - летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство.

Ранний брак - это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов.

Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность. Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и вследствие этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его.

В своем историческом развитии эта социальная категория населения прошла два основных этапа:

- первый этап - этап традиционного общества, когда ранние браки представляли собой норму жизни, и когда молодые и их ребенок составляли одну из ячеек сольной родительской семьи.

- второй этап связан с разрушением современных брачно-семейных норм и появлением одной из молодежных «групп рисков».

В социальном плане ранней беременностью принято называть факт ожидания ребенка несовершеннолетней девочкой (именно поэтому это явление чаще называют беременностью подростковой).

А. Маслоу говорил об иерархии потребностей человека, где на первом месте стоит удовлетворение животных потребностей – это пища, сон, секс; на втором - потребность в безопасности; на третьем - потребность в уважении, на четвертом - потребность в самоуважении и на пятом – самоактуализация

Существуют три основные группы риска среди девочек:

- с эмоциональными проблемами и конфликтами прежде всего в родительской семье, которые ищут в половой жизни пути разрешения своих эмоциональных проблем, компенсации недостающих им тепла, ласки и внимания;

- девочки, начинающие половую жизнь в качестве сексуального эксперимента;

- неопытные и пассивные девочки, привыкшие во всем подчиняться взрослым.

К основным причинам подростковой беременности можно отнести:

- изнасилование, большую часть которых, совершают не маньяки, а друзья и знакомые;



- “рискованное” поведение. Здесь девочка выбирает наиболее рискованный (суицидально направленный) тип поведения.

- беременность по неведению - неспособность подобрать качественные и эффективные средства контрацепции, результат отсутствия продуманного сексуально воспитания.

- беременность “запланированная” - стремление решить, таким образом, собственные психологические проблемы, в частности, утвердить собственную ценность или выразить протест против безудержной сверхопеки родителей.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки во время беременности:

- негативное восприятие их положения в обществе,

- социальное давление либо игнорирование,

- испытываемые ими чувства вины, неуверенности и страха, одиночества, изоляции,

- трудности принятия новой социальной роли;

- основные виды мотивации рождения ребенка.

1.2 Социальный портрет юной матери

Исследования репродуктивного поведения молодежи показывают, что при равных условиях снижения возраста сексуального дебюта для юноши первый сексуальный опыт - это приобретение для девушки - это, во все времена, - потеря. Мамы часто намекают выросшим сыновьям на необходимость соблюдать осторожность в сексуальных контактах, кладут на видно место литературу по сексологии и как бы случайно - презервативы. Однако подобная забота о дочерях практически никогда не встречается.

Анализ демографической и социальной структуры несовершеннолетних пациенток женских консультаций показывает, что определить какой-то один социальный слой, из которого рекрутируются юные мамы, невозможно. Семьи, как правило, немногочисленны. Интересным является тот факт, что в больших семьях, состоящих из 6 и более человек, в которых проживают представители старшего поколения, бабушки и дедушки, несовершеннолетние матери встречаются довольно редко. Если в семьях есть представители старшего поколения, то они, как правило, занимаются воспитанием внуков и являясь в этом отношении более консервативными, они менее терпимы к добрачным половым связям.

Юными мамами чаще становятся единственные или старшие дочери в семье. С появлением последующих детей им уделяется все меньше внимания, они вынуждены ухаживать за младшими членами семьи, приобретать взрослые навыки, что в конечном счете делает их в социальном плане старше своих сверстников. Среди самых младших дочерей в семьях несовершеннолетние матери встречаются очень редко - в 4,3% случаев.

Несовершеннолетние матери, как правило, учатся в школе, в редких случаях в училище или техникуме. На момент рождения ребенка они, как правило, не имеют общего среднего образования, так как во время беременности были вынуждены оставить учебное заведение. Большинство девушек довольно спокойно относятся к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные с рождением ребенка, на своих родителей, будучи уверенными, что те будут помогать. Отцы детей, родившихся у юных матерей, в большинстве случаев участвуют в воспитании ребенка, либо сразу отказываются от него, либо даже не знают о его существовании. Юные мамы проживают со своими родителями и полностью находятся на их иждивении, т.к. сами не имеют средств существования. Моральная и материальная ответственность за ребенка ложится на родителей девушки. В связи с этим нет ничего удивительного, что большинство девушек ответили, что их жизнь складывается удачно, и на данном этапе трудностей они не испытывают.

Социальный портрет несовершеннолетней матери не содержит каких-либо специфических особенностей. В общем, это обыкновенные девушки из вполне нормальных семей, они не употребляют алкоголь и наркотические вещества и почти не курят. Однако причиной ранней беременности стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая половое воздержание, неумение сказать «нет», а так же полная контрацептивная безграмотность.

Причины распространения подросткового материнства можно определять в двух направлениях: это макросоциальная и микросоциальная среда, в которых происходит социализация и развитие человека.

Подростки не готовы к материнству в силу их биологической, а также психологической и социальной незрелости.

С рождением ребенка юные матери оказываются в ситуации полной и длительной психологической и социально-экономической зависимости от родителей; вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга общения; с сомнительной перспективой относительно будущей семейной жизни, возможностей образования и профессионального выбора, обеспечивающих удовлетворительные материально-бытовые условия. Вследствие множества кажущихся неразрешимыми проблем юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.

Девочка-подросток почти обречена начинать свою “материнскую карьеру” с низкой самооценкой и слабыми личностными ресурсами для нормальной адаптации к драматическим изменениям в своем физическом и социальном статусе. В сочетании с материальными трудностями, конфликтом с родителями и возможным разрывом с отцом первенца оно может в результате породить агрессивную, критичную, раздражительную, нетерпеливую мать, склонную к эмоциональным срывам по отношению к первенцу - «виновнику» всех ее неприятностей.

Проблема “подросткового отцовства” так же многогранна. Многие из юных отцов не уклоняются от ответственности за случившееся, заключают брак со своей подругой или хотя бы материально помогают ей, ситуация сама по себе чревата рядом серьезных психологических проблем. Неожиданно ставший отцом подросток испытывает смешанные чувства гордости, тревоги и вины. Он непосредственно сталкивается с тем фактом, что его сексуальное поведение породило серьезный жизненный конфликт и, вероятно, причинило боль близкому существу. Он сталкивается с необходимостью принимать серьезное решение, касающееся его подруги и его самого, решение, к которому он, скорее всего, не готов. Характерно, что рождение ребенка у матери-подростка весьма часто разрушает ее отношения с отцом этого ребенка.

Система ценностей юных матерей в силу психологической и социальной незрелости еще не сложилась и для них материнство не представляет отдельную ценность.

Помимо физической нагрузки незрелая юная мать, как правило, испытывает и глубокие эмоциональные переживания. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, друзей, почти 40% девушек скрывают беременность, сохраняя ее, не обращаясь к гинекологам. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей - в частности. Многие из них настаивали на прерывании беременности, ссылаясь на то, что ребенку в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.

На решение юной матери о сохранении беременности ведущее влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, образовательный уровень, наличие работы, жилищно-бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей, а также отношение общества к подростковому материнству.

1.3. Состояние репродуктивного здоровья подростков

Репродуктивное здоровье мужчины и женщины во многом зависит от особенностей течения периода детства и полового созревания, соматического здоровья детей, их образа жизни.

В России в настоящее время около 9,3 млн. девочек-подростков. Через несколько лет, перейдя в когорту женщин репродуктивного возраста, они будут нести основную нагрузку в воспроизводстве населения. Однако, сегодня их состояние, по результатам диспансеризации характеризуется замедлением темпов физического развития, значительным увеличением доли заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением.

Доля абсолютно здоровых девочек от 0 до 18 лет не превышает 6-7%. Общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась за последнее пятилетие на 21,6%, а подростков 15-17 лет - на 32,2%. В настоящее время до 60% детей подросткового возраста страдают хроническими заболеваниями. По данным выборочных исследований у каждого ребенка в 10-14 лет в среднем диагностируется 2-3, а в возрасте 15-18 лет- 4-5 хронических заболеваний. Важно отметить, что негативные тенденции коснулись практически всех классов болезней. Наибольшую тревогу вызывает прирост болезней эндокринной системы (в 2 раза) и пороков развития матки и яичников у девочек (почти в 10 раз). По выборочным данным, частота гинекологической патологии в популяции подростков (данные профилактических осмотров) увеличилась в среднем с 8% в 1995 до 14,3% в 2001 году. Причем, показатели заболеваемости у девочек-подростков на 10-15% выше, чем у юношей. Следует отметить, что если у девочек дошкольного и раннего школьного возраста наибольшее число обращений к детскому гинекологу обусловлено воспалением нижних половых путей (35-70%), то у старшеклассниц в структуре гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла (20-54%) с потерей трудоспособности (резко болезненные менструации, сопровождаемые выраженными вегетативными реакциями, и маточные кровотечения). Не менее редкой патологией является гипоменструальный синдром, вплоть до аменореи (16-21%), в сочетании с гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями.

Вместе с тем нельзя не учитывать значимость антропогенных и эпидемиологических факторов, образа жизни и условий проживания. Последние вызывают особую тревогу. Группу наибольшего риска составляют дети, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую очередь, пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Алкоголь пробовали 70% подростков, а синдром зависимости от алкоголизма в разных стадиях заболевания имеют 499 девочек до 18 лет. Уровень наркомании среди подростков за 10 лет возрос в 13 раз.

В настоящее время имеет место определенная деформация социального портрета современного подростка. На этом фоне не меньшее беспокойство вызывает ослабление установок подростков на создание семьи и деторождение, что является результатом отсутствия должного воспитания с детства. Неосведомленность об основах анатомии и физиологии репродуктивной системы человека и вытекающее из этого недоразвитие осознания образа женщины - продолжательницы рода, имеет место не только у самой девушки, но и у ближайшего ее окружения. Результат - случайная беременность, аборты, сексуальная эксплуатация, малодетность.

Средний возраст сексуального дебюта составляет 17,5 лет для девушек и 16,5 лет для юношей. Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных деятелей и прочих специалистов, пропагандирующих гигиенические и сексуальные нормы поведения, здоровый образ жизни и методы планирования семьи, почти каждая десятая жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет. К 18 годам доля имеющих сексуальный опыт достигает приблизительно 70-80 процентов для мужчин и более 50 процентов для женщин.

Отрицательной и превалирующей стороной проблемы беременности у юных женщин остаются аборты и их осложнения. По данным официальной статистики МЗ РФ частота абортов у подростков составила 10,2% при этом каждый второй аборт у юных женщин (52,8%) был сделан при первой беременности. Следует отметить, что частота осложнений после абортов у подростков в 2-2,5 раза выше, а материнская смертность в 5-8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Среди умерших после прерывания беременности матерей в 2001 подростки составили 11,3%. Если учесть, что более 50% абортов влекут за собой ранние или поздние осложнения, то при отсутствии действенных мер имеет место реальная угроза потери здоровья будущего населения страны.

Спонтанные, случайные половые контакты, часто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, на фоне безграмотности или халатного отношения к интимной гигиене оказываются основной причиной возрастания у подростков частоты инфекций, передаваемых половым путем. В последнее 10 лет число детей и подростков, заболевших сифилисом, увеличилось почти в 60 раз. Впервые стал регистрироваться сифилис у детей 10-12 лет, а доля врождённого сифилиса в настоящее время составляет четвертую часть от всех форм заболевания. Быстрыми темпами растет в последние годы число ВИЧ-инфицированных людей. В начале 2001 года общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции достигло 86 тысяч и 75% новых случаев заражения составила молодежь от 15 до 29 лет.

По данным Научного Центра здоровья детей РАМН Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН отмечается рост нарушений состояния репродуктивного здоровья, что ведет к снижению рождаемости и негативно влияет на здоровье будущего поколения. Возрастает распространенность гинекологической патологии среди девушек, частота которой в настоящее время превышает 130 на 1000.

Роды в подростковом возрасте отличаются более частым развитием различных осложнений: аномалий родовой деятельности, несвоевременным излитием околоплодных вод, кровотечениями в родах и раннем послеродовом периоде, травматизмом мягких родовых путей, послеродовыми заболеваниями.

1.4. Социально-медицинская работа с одинокими молодыми матерями

Этот вид деятельности преследует две основные цели:

- выявление группы «маленьких мам» и оказание им помощи, поддержки, реабилитации. Одинокие юные матери выявляются либо в поликлиниках, куда они обращаются по поводу беременности, в родильных домах, либо на вокзалах, в других местах скопления одинокой и часто асоциальной молодежи. Кроме того, специальная регистрация одиноких несовершеннолетних матерей ведется т.н. детскими комнатами милиции, участковыми милиционерами;

- профилактика ранних сексуальных связей и проблем раннего материнства.

В этих целях должно быть решено ряд задач:

- создание специальной Программы “Маленькая мама”, содержащей анализ предмета, объекта, формулировку проблем, описание гипотез, методов сбора и анализа материала, разработку научной технологии;

- разработка выборки этой молодежной группы риска;

- создание первых социальных служб “Одинокая юная мать сегодня”.

У молодых семей существует множество проблем: материально-бытовые; жилищная; трудоустройства; психологические; медицинские; финансовые.

Формы и методы социальной работы с молодой семьей

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной “горячей линии” для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание “банка данных” о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

Работа по обеспечению занятости членов молодых семей: изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов. Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

В настоящее время в социальных учреждениях оказывают четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

- денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;

- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;

- бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

- социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

- профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;

- расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;

- принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;

- создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

- развитие учреждений социального обслуживания молодежи;

- просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Система социальной защиты молодежи в РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Основными целями и задачами социальной работы с молодыми семьями является:

- разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

- адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;

- улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;

- создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;

- создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;

- стимулирование деловой активности молодежи;

-о рганизация семейного досуга и отдыха.

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется:

- формирование федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

- введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;

- совершенствование федерального законодательства, других нормативных актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

- разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, молодежных объединений, в том числе МЖК (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного жилья для молодежи;

- формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объектами деятельности Служб в основном являются:

- молодые семьи, имеющие неблагополучные условия: социально-демографические (многодетные, неполные, бездетные разводящиеся, несовершеннолетних родителей); медико-социальные (где имеются инвалиды, лица, страдающие психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики); психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми); социально-правовые (в которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений).

- дети и подростки: оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в устройстве жизни с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки; проживающие с родителями, временно недееспособными в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности; бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, не имеющие родителей или оставшиеся без их попечения; проживающие в семьях, где родители пренебрегли своими родительскими обязанностями, ведут аморальный и паразитический образ жизни; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды; допускающие асоциальное поведение и антиобщественные поступки (злостное отклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, влекущих за собой меры общественного воздействия или административного взыскания, употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток); испытывающие негативное действие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную и иную противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми, ставшими причиной социальной дезадаптации); имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении

По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка участников учений | II. Основные направления социально-медицинской работы с семьями детей ограниченными возможностями

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.022 сек.