Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Н. Леонтьев

1. Источником формирования и развития мотивационной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникно­вение новой деятельности.

2. Мотив – «опредмеченная потребность» – предмет (вос­принимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.

3. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.

· Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы не­направленного поискового поведения.

· Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребно­сти, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, кото­рые в дальнейшем начинают направлять деятельность.

· В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятельностей, через овладение способами производства различ­ных предметов и способами их использования.

4. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.

5. Процесс деятельности направляется определенным моти­вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.

6. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях – как значения; б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека – как личностный смысл; в) по отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отно­шения и связи друг с другом.

7. Мотивационное значение предметов, действий, собы­тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрица­тельных эмоциональных переживаний.

8. По мере овладения субъектом определенными действи­ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель­ный мотив – формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель). Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи­ческую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта.

 

8. Психологические теории эмоциональных явлений

 

Эмоциональные явления представляют большую слож­ность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных пережива­ний и не имеют никакого сходства с объективными явления­ми. Если познавательные составляющие психики (образ, по­нятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внеш­ними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция – это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов и как их регистрировать? Регистрация субъектом собственных эмоциональных пере­живаний является продуктом развития познавательных пси­хических процессов или существуют самостоятельные меха­низмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.

 

Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями

 

Уильям Джеймс, 1884 – Карл Ланге, 1896. Периферическая теория эмоций

 

Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мы­шечные изменения.

Переработка в ЦНС импульсов о всевозможных измене­ниях в организме, поступающих от внутренних органов и ор­ганов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоцио­нальных переживаний.

 

Кеннон, 1927 – Бард, 1934. Таламическая теория

 

После регистрации различных раздражителей рецептора­ми нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновре­менно направляются:

· в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции;

· в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения в организме.

 

Стэнли Шехтер, Джером Сингер. Когнитивная теория атрибуции эмоционального возбуждения

 

Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы – со­стоянию недифференцированной активации, которое опре­деляет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.

Недифференцированная эмоциональная активация приоб­ретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов.

 

Л.М. Веккер. Теория эмоциональных явлений

 

1. Ощущения являются исходным компонентом всех психических процессов. Непосредственному психическому отражению человека открываются:

· реальные процессы и явления через экстерорецепцию (собственные образы и мысли открываются субъекту в ре­зультате опосредствованного их познания);

· состояния собственного тела через органические интерорецептивные ощущения.

2. Эмоции представляют собой отношение субъекта к объек­ту и имеют двухкомпонентный состав, который включает:

· когнитивный компонент – непосредственное отражение объектов;

· субъективный компонент – непосредственное отражение состояний собственного тела.

3. Субъективный компонент включает два основных каче­ственно различных уровня организации: а) исходный – со­матический; б) производный – психический.

4. Переживание в своих исходных формах есть непосред­ственное отражение самим субъектом своих собственных органических состояний, состояний своего собственного тела. Переживания могут быть вызваны:

· центростремительными (афферентными) механизмами интероцепторной органической чувствительности: реаль­ные органические ощущения, органическая боль и т.д.;

· центробежными (эфферентными) механизмами преобра­зования внутренней среды организма, которые: а) зависят от особенностей взаимодействий живого организма с предметной средой; б) влияют на особенности интероцепторной органической чувствительности.

5. Центробежно вызванные интерорецепторные органи­ческие ощущения и представляют собой такую форму внут­реннего опыта, которая переживается как внутреннее эмо­циональное состояние, настроение, чувство.

6. Центробежные (эфферентные) механизмы преобразова­ния внутренней среды организма изменяются и совершен­ствуются на протяжении индивидуальной жизни, связыва­ясь через познавательные процессы с жизненными задача­ми, которые решает субъект в предметной среде.

Эмоциональные процессы приобретают предметно отне­сенный характер – формируются когнитивные компонен­ты эмоций.

 

Биологическое и эволюционное значение эмоций

 

Чарльз Дарвин, 1872. Эмоции как продукт эволюционного процесса

 

Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно необходимые механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания.

Эмоции включаются в состав инстинктивных действий, выполняя сигнальную функцию и мобилизуя организм на решение определенных приспособительных задач.

Связанные с эмоциональными состояниями телесные изменения, мимика и движения у человека представляют со­бой рудименты в прошлом биологически необходимых видотипичных адаптивных реакций организма.

 


Петр Кузьмич Анохин. Биологическая теория эмоций

 

1. Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания.

2. Эмоции охватывают весь организм и осуществляют бы­струю интеграцию и согласование всех функций организма с целью достижения биологически полезных результатов и удовлетворения потребностей.

3. Положительные эмоциональные состояния возникают в том случае, когда информация о результатах выполненных дейст­вий точно совпадает с прогнозируемыми результатами, кото­рые фиксированы в акцепторе действия. В случае несовпаде­ния возникают отрицательные эмоциональные состояния.

4. Положительные эмоции фиксируют и закрепляют определен­ные формы функциональной организации живого организма, обеспечивающие достижение биологически полезных резуль­татов. Отрицательные эмоции фиксируют биологически вред­ные и опасные факторы и способы функционирования.

5. В человеческих, социальных формах поведения эмо­ции имеют такое же функциональное значение, как и в био­логических формах поведения (фиксируют и выражают ре­зультаты деятельности и общения, имеющие для субъекта социально-положительные или социально-отрицательные результаты и последствия).

 

Различные содержательно-психологические подходы к теоретическому анализу и объяснению эмоциональных явлений

 

Вильгельм Вундт. Теория гедонического пространства

 

1. Имеется два вида далее не разложимых «психических элементов», сочетающихся в более сложные психические образования – ощущения и чувства.

2. Чувства необходимо дополняют любое отражаемое со­держание, существует постоянное сопровождение любых познавательных процессов (панэмоциональность).

3. Множество всевозможных чувств составляют единый непрерывный континуум, в котором различия и переходы от одного переживания к другому связаны с изменениями «эмоциональных качеств», каждое из которых характеризует любое элементарное чувство:

· зависимость от характера и значимости воздействий: удо­вольствие – неудовольствие;

· сила мотивационной значимости воздействий: возбужде­ние – успокоение;

· зависимость от апперцепции (ожидания): напряжение – разрешение.

4. Чувственный (эмоциональный) процесс совершает в трехмерном пространстве движение по определенному мар­шруту-форме, который можно графически изобразить в форме модели трехмерного «гедонического пространства» с биполярными осями. Такая «форма течения чувств» есть аффект (радость, пе­чаль, гнев и т.д.). Высшая ступень развития аффектов – волевой процесс.

5. Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств выстраиваются в иерархическую пирамиду более сложных чувственных образований, каждое из кото­рых соответствует другой группе «психических элементов» – ощущениям, из которых складываются образы предметов, мысли, а также их комплексы. Элементарные чувства в каждый момент времени объеди­няются в целостные равнодействующие сложные чувст­венные образования.

6. В сознании постоянно осуществляется: а) пространст­венная суммация одновременно переживаемых чувств; б) временная суммация следующих друг за другом или разде­ленных некоторым промежутком времени переживаний.

 

Доллард, Дуб, Миллер, Маурер. Теория фрустрации, 1939

 

1. Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, возникающее в результате появления неожиданного препят­ствия и блокирования поведения, которое ведет к достиже­нию ожидаемых целей. Интенсивность фрустрации тем выше, чем ближе субъект к достижению поставленной цели и чем более неожиданно препятствие.

2. Фрустрация может аккумулироваться (накапливать­ся), что ведет к эмоциональному «взрыву» в форме агрес­сии. При этом такую эмоциональную реакцию может вы­звать незначительная причина.

3. Сила агрессивного возбуждения прямо зависит от величи­ны фрустрации. Острая фрустрация вызывает агрессию непосредствен­но на ее источник. Менее сильная фрустрация может огра­ничиться косвенным проявлением агрессии. Сдерживание агрессии прямо пропорционально силе наказания, ожидаемого за совершение агрессии.

4. Сдерживание прямого проявления агрессии есть до­полнительная фрустрация. Последняя вызывает агрессию против причины сдерживания (тенденция к перемещению предмета агрессии в состоянии фрустрации).

5. Проявление любого вида агрессии ослабляет влечение ко всем другим актам агрессии.

 

9. Теоретический анализ и объяснение функционального значения эмоциональных явлений в контексте деятельностного подхода

 

В.К. Вилюнас

 

1. Не физиологические процессы, а субъективные пере­живания выступают в качестве носителей психических образов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей. При этом физиологические процессы обеспечивают воз­никновение феномена переживания, хотя и неизвестно как.

2. Основой образов, представлений и понятий исходно является амодалъная «чувственная ткань» субъективных пе­реживаний-чувств, которые объединяют и связывают впе­чатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.

3. Чувства-переживания выполняют ряд функций:

· слияние чувств-переживаний является механизмом орга­низации познавательного опыта;

· чувства-переживания служат связующим звеном между от­дельными образами, мыслями, представлениями – объеди­няют их в «поток сознания»;

· на основе свертывания и сокращения переживаний (слия­ние как сукцессивных, так и симультанных переживаний) складываются чувства более высоких порядков; такие чув­ства «вооружают» субъекта представлением о возможном чувственном развитии ситуации (пример: желания, пред­ставляющие собой «забегающие вперед переживания»);

· предметы мотивационных отношений идентифицируются не только на основе познавательных характеристик, но и на основе «мелодий» переживаний.

4. Деятельность субъекта не может рассматриваться по­рождающим началом эмоциональных переживаний в том же смысле, как в отношении познавательных образований. По­знавательный образ среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на кото­рые действия направляются.

5. В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования эмоциональные переживания обеспечивают деятельность и отражение пристрастностью, избира­тельностью, целенаправленностью.

6. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и воз­никновение побуждения к ним реализуются эмоциональ­ными переживаниями. Эмоциональные переживания на­рушают равнозначность познавательных ориентиров. В ре­зультате некоторые из них приобретают для субъекта осо­бый смысл.

7. Эмоциональные переживания представляют собой конкретно-субъективную форму существования смысла (биологического и личностного). Смысл воздействий среды определяется не объективным значением (познавательным), когда воз­действие выступает в отношении к другому объективному явлению или свойству, а субъективным значением (смысловым), когда воздейст­вие выступает в отношении к потребностям и мотивам субъекта.

8. Смысловые образования у человека могут иметь два слоя:

· смысл самих мотивов, который существует в субъективной эмоционально-непосредственной форме и не может стать вербализованным;

· выраженный в языковых значениях смысл, который: а) представляет собой осознание некоторых отношений между мотивом и предметами, явлениями, событиями; б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко не всегда верное и истинное.

9. Отражаемые в «образе мира» объективные межпред­метные связи и отношения служат основой, схемой для рас­пространения смысловых отношений на предметные обсто­ятельства, которые способствуют или препятствуют дости­жению мотивов.

10. Смысловые отношения могут выступать:

· как эмоциональное переживание отношении между целя­ми различных действий и мотивами;

· как постоянное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потреб­ностям и мотивам субъекта.

11. В качестве единицы психического отражения можно рассматривать аффективный след – совокупность образов, связанных между собой эмоциональным переживанием и запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а также представления о породившей ее ситуации.

12. В качестве единицы индивидуального сознания можно рассматривать вербализованный личностный смысл.

13. В качестве единицы эмоционального процесса полезно рассматривать акт эмоционального переключения с некото­рого эмоционально значимого предмета, явления, события на его условия и «причины». При этом основой для эмоцио­нального переключения могут служить связи, весьма отда­ленно напоминающие собственно причинные связи.

14. По своим функциям в процессе удовлетворения по­требностей эмоциональные явления распадаются на две фундаментальные группы. Ведущие эмоциональные переживания или побуждения:

· «окрашивают» сами предметы потребностей и превраща­ют их тем самым в мотивы;

· возникают при актуализации потребности и мотива;

· предшествуют соответствующей деятельности, побуж­дают к ней, определяют ее направленность;

· в значительной мере определяют направленность и особен­ности эмоциональной сферы личности.

Производные эмоциональные переживания:

· возникают в процессе любой деятельности;

· выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, вы­деляя промежуточные цели;

· носят универсальный характер и могут возникать по пово­ду любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовольствия-неудовольствия).

 

9. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения

 

Психологические механизмы организации произволь­ного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А.Н. Бернштейна.

 

Л.С. Выготский. Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий

 

1. Особенность человеческих форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процес­сов.

Все человеческие формы произвольной организации по­ведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).

Любая новая ВПФ по мере формирования и развития при­обретает характер произвольных преднамеренных форм поведения или произвольной регуляции психических про­цессов.

При этом центральное значение имеет овладение способа­ми использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.

2. Как формируются и развиваются произвольные предна­меренные формы поведения и психики у человека?

Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобразуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внут­ренние (умственные) способы организации субъектом свое­го поведения и психических процессов.

Первое направление формирования ВПФ – от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самосто­ятельному (индивидуальному).

Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­ление и др.) речевым указаниям другого человека (взрос­лого).

Развитие умений с помощью речи направлять протекание психических процессов и организовывать поведение у дру­гих людей.

Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию – формирование произвольной преднамерен­ной саморегуляции (овладение способностью произволь­но регулировать свое поведение или психическую функ­цию).

Второе направление формирования ВПФ – от внешней ор­ганизации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.

Доречевая фаза стихийного развития поведения или пси­хической функции (внимания, восприятия, памяти, мыш­ления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.

Межфункциональное объединение естественных психи­ческих и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и произвольной ор­ганизации поведения и психических функций (через «эго­центрическую» речь).

Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и автоматизация. Возникновение произвольных форм орга­низации и выполнения умственных действий.

 


В.А. Иванников. Мотивационный подход к волевой регуляции: волевая регуляция как произвольное изменение/смысла действия (самодетерминация)

 

1. Особенность удовлетворения индивидуальных по­требностей и мотивов в человеческом обществе.

Эволюционно сложившаяся необходимость в совмест­ном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.

В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.

Для удовлетворения индивидуальных потребностей люди необходимо вступают в социальные отношения и связи.

В совместной деятельности смысл действий для субъекта определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социаль­ной связью между результатами действий разных людей.

2. Личностный смысл как психи­ческое образование.

Личностный смысл – психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате со­отнесения:

объективного значения событий, результатов собственных действий, поведения с собственными мотивами и ценно­стями, с контекстом собственной жизни;

индивидуальных мотивов и результатов собственных действий с общественными мотивами, общественными ценно­стями и контекстом существования всего человечества.

3. Необходимые условия для формирования и разви­тия мотивов трудовой деятельности.

Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.

Побуждение к выполнению действий в совместной деятель­ности представляет для человека особые задачи – на ходитьи создавать индивидуальные мотивы для целей, которые диктуются общественной необходимостью и социальной деятельностью.

Появляется необходимость в особой форме регуляции дей­ствий – волевой регуляции.

4. Задачи, для решения которых человеку требуется волевая регу­ляция.

Необходимость в волевой регуляции действий появляет­ся в тех случаях, когда:

· социально необходимое или индивидуально необходи­мое действие не связано с актуально переживаемой по­требностью, не имеет достаточного побуждения;

· осуществление действия сталкивается с факторами, снижа­ющими или делающими невозможными создание и поддер­жание необходимого побуждения к нему (препятствия);

· необходимо воздержаться от действия, связанного с акту­ально переживаемой, но социально не одобряемой в дан­ной ситуации потребностью.

5. Основные особенности волевого дей­ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных.

Произвольно-преднамеренные и волевые действия раз­личаются по ряду существенных особенностей.

· За произвольными действиями стоит субъект (индивид, регулирующий свои действия в предметной среде на осно­ве психического отражения), который имеет возможность выбора способа осуществления действия. За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечива­ет способность выбирать и планировать такие действия, которые имеют социальное значение и требуют дополни­ть тельного побуждения.

· В структуре деятельности произвольное действие предпола­гает осознание отношений цели к средствам ее достижения. В структуре деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели к мотивам деятельности.

· Произвольность предполагает осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов собственных действий. Волевое действие предполагает осознанную организацию побуждения к действию, организацию мотивации к осуще­ствлению действия.

· Развитие произвольности заключается в овладении сред­ствами организации и планирования своих действий, своего поведения. Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.

· Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) соб­ственных действий. Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.

6. Основной психологический механизм волевой регуляции человеческих действий.

Механизмом волевой регуляции выступает намеренное, произвольное изменение или создание дополнительного смысла действия путем связывания его с другими мотивами, что позволяет усилить или ослабить побудительную силу ис­ходного мотива.

Дополнительный смысл действию может сообщаться:

· с помощью другого человека, в разделенных действиях смыслообразования;

· на основе самостоятельных действий смыслообразования;

· через реальное изменение предметной ситуации;

· через привлечение воображаемой ситуации.

«Формирование побуждения к волевому действию дости­гается через изменение и создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществле­нию, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию» (Иванников, 1991, 1998).

7. Как формируются и развиваются механизмы волевой ре­гуляции у человека?

Развитие приемов и средств волевой саморегуляции подчиняется общей закономерности развития высших пси­хических функций человека: от совместных разделенных, внешних, развернутых форм действий к действиям само­стоятельным, индивидуальным, внутренним, свернутым.

Развитие волевой саморегуляции заключается в интериоризации субъектом различных приемов и средств, которые обеспечивают изменение смысла различных действий.

Исходно изменение смысла действия для субъекта осуще­ствляется другими людьми путем связывания его с допол­нительными мотивами, вводимыми в реальную ситуа­цию.

Овладение приемами самостоятельного изменения реаль­ных ситуаций в совместных с другими людьми действиях с целью изменения смысла действий для других и для себя.

Овладение приемами самостоятельного изменения смыс­ла действия путем представления и изменения воображае­мых ситуаций.

8. Приемы и средства для целенаправ­ленного изменения смысла действий.

Существует множество способов целенаправленного из­менения смысла действий как другими людьми, так и самим субъектом:

через намеренное уменьшение привлекательности одной стороны действия при увеличении другой;

через предвидение и переживание последствий выполнения или отказа от осуществления действия;

через обращение к людям, к внешним символам, к ритуа­лам, укрепляющим значимость совершаемых действий, а также к божеству за поддержкой;

путем связывания действия с обещаниями и клятвами дру­гим людям;

через изменение социальной роли, позиции человека;

путем соединения заданного и принятого к исполнению действия с новыми мотивами или с новыми целями (пере­осмысление действия);

через включение заданного действия в более широкое и значимое для человека действие;

через связывание заданного действия с возможностью затем осуществить другое, желаемое человеком дейст­вие;

через речевую самостимуляцию (самоприказ, клятва себе);

путем сравнения себя с другими людьми;

через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситу­ации.

9. Как могут формироваться новые мотивы на основе про­извольного изменения или создания дополнительного смысла действия?

Волевое поведение может обеспечивать формирование новых индивидуальных мотивов путем автоматизации про­извольных форм поиска дополнительного смысла для выбо­ра и организации выполнения определенных действий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В.А. Иванников 11 страница | В.1. Фигура коммуникатора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.