Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия как способ прогнозирования

Эстетические предпосылки.

Риторические предпосылки.

Лингвистические предпосылки.

Социологические и психологические предпосылки.

Некоторые мотивы«непрямого» поведения относятся к области социальных конвенцийи психологических особенностей личности. Существуют моральные, религиозные, политические мотивы, которые требуют корректировки речевого поведения в плане его «смягчения». Принцип «что на уме, то и на языке» никогда не соблюдается до конца, поэтому некоторые намерения говорящего изначально должны быть скрыты [Падучева 1982]. В прагматике эти особенности социальных интеракций описаны в терминах косвенных речевых актов и явлений эвфемии [Дементьев 2000, Крысин 1996, Сеничкина 2006], что не исключает иного способа их описания — как речевых стратегийи тактик.

Лингвистические основания речевых стратегийлежат в области языкового варьирования[Баранов, Паршин 1986, Fowler 1991]. Коммуникативное намерение может быть вербализовано по-разному, если система языка предоставляет говорящему возможность выбора. Представим какой-либо примитивный язык-код, с ограниченным лексическим инвентарем и упрощенной грамматикой. Возможности различного выражения мысли на этом языке также будут весьма ограниченными. К счастью, в естественных языках эта ситуация маловероятна.

Выбор одного из вариантов (лексического, грамматического и т.д.) в большинстве случаев не бывает случайным и определяется стратегической либо тактической задачами говорящего.

 

Проблема эффективности коммуникации также влияет на речевое планирование. Это находит отражение в существовании специальных тактических приемов (привлечения либо отвлечения внимания, фокусирования, драматизации и т.п.), цель которых — оптимизация речевого воздействия.

Существует определенное эстетическое удовольствие выражать мысли косвенно, непрямо. Говорить прямо человеку с высокой языковой компетенцией попросту скучно: теряются некоторые имплицитные смыслы, сигнализирующие об отношениях, чувствах, уходит подтекст, аллюзии — что порой не менее значимо, чем собственно информация.

 

Перечисленные основания позволяют более детально представить предмет исследования — речевые стратегии - во всем многообразии их функций и возможностей воздействия.

Представления о том, что беседа или разговор являются не хаотичным, а упорядоченным явлением, отразились в многочисленных исследованиях речевого общения, в частности диалогической речи[Арутюнова 1990, Баранов, Крейдлин 1992, Тарасова 1992, Sacks 1974, 1992 и др.]. Определение принципов этой упорядоченности, механизмов диалогического взаимодействия - задача далеко не решенная в современном языкознании, хотя область эта интенсивно изучается.

 

Стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегиявключает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностейкоммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели.

Понятие стратегии не является принадлежностью только лингвистической науки — напротив, этот термин заимствован из сферы, даже не близкой лингвистике. В военном деле стратегия определяется как искусство ведения крупных операций и войны в целом, как наука о ведении войны. В переносном значении стратегия — это «искусство руководства общественной, политической борьбой» (МАС). Как видим, в основе лексического значения слова стратегия лежит идея планирования действий, связанных с социальной конфронтацией, противоборством. В психологической интерпретации этого понятия также сохраняется идея прогнозаповедения коммуникантов. Поведенческие стратегии оказываются наиболее близкими к речевым стратегиям.

Все виды стратегий объединяются тем, что они представляют своего рода гипотезы относительно будущей ситуации и обладают большей или меньшей степенью вероятности. При этом следует иметь в виду, что стратегические процессы, в какой бы сфере жизни они ни осуществлялись, во многом противоположны процессам алгоритмическим, или управляемым правилами. Последние гарантируют успешное достижение цели, если правила верны и применяются корректно. В стратегическом процессе такого гарантированного успеха нет, как нет и единого для всех носителей языка представления о том или ином взаимодействии.

Если выявлены условия, определяющие тот или иной стратегический результат, то можно прогнозировать, что определенные речевые действиядолжны с достаточной долей вероятности гарантировать успех. Однако непосредственные ситуации взаимодействия могут не подтвердить прогноз. В связи с этим проверить результаты стратегического подходаможно либо через прецеденты, либо путем экспериментов, соответствие которых реальному положению дел можно принимать с известной долей приблизительности (ср. о результатах когнитивных исследований -в работе [Баранов, Добровольский 1997]).

 

Чтобы планировать речевые действия, говорящие должны иметь представления об обычных ситуациях общения, а также обладать хотя бы элементарным опытом их анализа.

Задание 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативные предпосылки | Определите причину коммуникативной неудачи в данных ситуациях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.