КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право состоит из нормативных установок
Нормативность — явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения людей. В ее основе — типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы и поведение человека. Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки. Именно поэтому право является достижением цивилизации. 2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество1. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека — его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве. К определению и смыслу таких критериев обращались лучшие умы человечества. О них говорили Платон, Аристотель, вели речь почти все крупные философы.
Ограничусь двумя высказываниями. По словам Гегеля, «справедливость касается уважения мною прав других людей...»(Гегель. Позитивность христианской религии//Работы разных лет. Т.1. М., 1972. С.127.). Ф. Ницше — немецкий философ прошлого века, отнесенный ранее официальной советской доктриной к безнадежно реакционным, видел первоначальный характер справедливости в характере обмена: «Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил» (Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных умов // Соч. Т. 1. М., 1990. С. 287.). Основоположники марксизма-ленинизма справедливость связывали прежде всего с классовыми интересами. Преобладал такой подход в течение долгого времени и в отечественном правоведении. Критерии справедливости зависят от многих факторов — экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др. Они могут меняться у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации. Древние народы и государства, как известно, вели длительные и ожесточенные войны друг с другом, считая их оправданными, а проявляемую при этом исключительную жестокость (убийства пленных, женщин, детей, обращение в рабство) признавали делом вполне справедливым. В качестве примера — лишь две заповеди из Ветхого Завета: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию...» (Ветхий Завет. Второзаконие. 20.17.). «Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте...» (Ветхий Завет. Числа. 31.17.). В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права, о чем уже шла речь. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. «Если мы обратим внимание на природу какой-либо власти, — писал известный русский дореволюционный государствовед Л.А. Тихомиров, — то можно сказать, что чем более чутка она к естественному праву человека, тем более она склонна охранять личные права в государстве» (Тихомиров Л А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 610.).
Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», — говорится в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще неадекватна), в сфере бизнеса — в получении адекватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве — в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении — в зависимости размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях — в соразмерности наказания совершенному правонарушению. О последнем случае выражения справедливости в праве хорошо сказал знаменитый римский оратор Цицерон в трактате «О законах»: «Кара да соответствует преступлению!» — дабы каждый нес наказание в соответствии со своим поступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность — пеней, искательство почетных должностей — дурной славой» (Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М., 1966. С. 148.).
Свобода — неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство. «Однако последние, — по словам Гегеля, — являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву» (Гегель. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 37.). Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |