Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П р и н ц и п ы п р а в а

Французский философ К.А Гельвеций (18 век) писал: «Знание принципов возмещает незнание некоторых фактов»

Принципы праваосновополагающие, руководящие идеи, начала, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принципы права, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти наиболее общие нормы либо прямо сформулированы в законе,либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права:

* пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему общества;

* они характеризуют не только сущность, но и содержание права;

* определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя;

* они не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране;

* они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой.

Правовые принципы подразделяются на:

· общеправовые, которые распространяются на всю систему права;

· отраслевые, распространяются лишь на конкретные отрасли права (гражданское, уголовное и т.п.). На их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

Каждая ОТРАСЛЬ ПРАВА формируется в соответствии как с общими, так и с межотраслевыми и своими собственными принципами права. Например, ст. ст 3-7 УК РФ (уголовного процесса и собственного уголовного права.

· и межотраслевые охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное; уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др).

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущее праву качество.

Однако, когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь свое мнение.

Мы же с вам за основу перечня общеправовых принципов возьмем Конституцию РФ.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права:

(1) Принцип демократизма в формировании и реализации нрава.

В правотворчестве он проявляется в широком уча­стии народных депутатов, общественных объединений, движений, трудовых коллективов, граждан в формиро­вании правовой политики и совершенствовании законо­дательства.

В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функци­онирования правоприменительных и правоохранитель­ных органов (прежде всего органов правосудия), степень их доступности для граждан, уровень юриди­ческой помощи населению. Принцип демократизма только получает свое реальное воплощение в жизни нашего общества.

[2] Принцип законности (ему посвящена тема в нашем курса). Но если кратко, то он заключается в том, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»

 

(3) Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает:

¨ общесоциальную сущность права,

¨ стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедли­вость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны:

* труд и его оплата,

* нанесение вреда и его возмещение,

* преступление и наказание.

Законы отражают эту сораз­мерность, если отвечают принципу справедливости.

 

(4) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства.

В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, мест­ного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

[5) Принцип национального равноправия Он имеет исключительно важное значение в государствах с неоднородным национальным составом.

Таковым был Союз, таковым является Российская Федерация.

Национальные потрясения, вспышки национальной розни дестабилизируют социально-экономическую и политическую обстановку и ставят под угрозу цельное существование и развитие самого государства.

Печальные события в нашей стране - достаточно убедительная иллюстрация изложенного. Этим и определяется значимость данного принципа.

Его суть в том, что все граждане многонационального государства, вне зависимости от национальности, равны во всех сферах общественных отношений.

Принцип этот реален тогда, когда он полно и последовательно выражен в законодательстве и также последовательно исполняется в повседневной жизни.

В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также дру­гих обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлеж­ности».

[6] Принцип гуманизма. Его суть — в закреплении правом отношений между обществом и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания необходимых для нормального существования и развития личности.

Гуманизм права проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный

законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности.

Система гарантий, существую­щая в государстве, обязана, при ее последовательной реализации, защитить гражданина от неправомерного посягательства.

В полной мере гарантии прав и свобод граждан могут работать только в подлинно правовом государст­ве.

Гуманизм отечественного права в настоящее время лишь получает свое развитие. Конституционно закреп­лена забота государства о семье, обязанность граждан заботиться о воспитании детей и обязанность детей заботиться о родителях.

Проявлением гуманизма сле­дует считать законодательство последних лет о повы­шении пенсий и минимального прожиточного минимума. Однако эти и другие гуманистические устремления государства могут оказаться и оказывают­ся тщетными в условиях слабой экономики.

Наиболее ярко гуманизм (или антигуманизм) вы­свечивается в карательных отраслях права, прежде всего — в уголовном праве. Уголовное право имеет своими основными институтами преступление и наказание.

Наказание наиболее ощутимо своими нравственными и физическими страданиями. И здесь наряду со справедливостью исключительна роль гуманизма.

Изве­стный итальянский юрист восемнадцатого столетия Ч. Беккариа писал: "... Следует употреблять только такое наказание, которое... производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника". (Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 244).

Новое Российское уголовное законодательство — последующий шаг в развитии принципа гуманизма. В предлагаемых статьях Уголовного кодекса сокращен удельный вес лишения свободы как меры наказания, значительно меньше стало составов преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, остался минимум преступлений, совершение которых карается смертной казнью.

Отмена смертной казни, кстати, — наиболее яркое проявление принципа гуманизма в уголовном праве. Многолетние дискуссии об ее отмене или целесообразности сохранения за чились, следовательно, на сегодняшний день компромиссом. Очевидно, одним из первых предложений об отмене смертной казни на Руси был призыв Киевского князя Владимира Мономаха " Не казните ни правого, ни виноватого, не губите души христианства (см.: Загоскин Н. П. Очерк истории смертной казни в Росии. Казань, 1892. С. 102.).

[7] Принцип равенства граждан перед законом. Он выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные общегражданские права и обязаны в одинаковой степени отвечают перед законом.

Данный принцип проявляется:

во-первых, в исходном равном положении всех граждан государства;

во-вторых, он выражаете равных общегражданских правах. Эти права гарантированы прежде всего Основным законом государства, а также другими законодательными актами и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, охрану здоровья, на образование, на куплю-продажу, на жилье, на частную собственность и т.д.

Речь в этом случае идет именно об общегражданских правах и свободах, а не о специальных, которые вытекаю должностного, выборного и иного положения.

В этой связи остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для одних порождают дополнительные права, а для других делают нереальными общезакрепленные блага.

В-третьих, данный принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения, независимо от занимаемого должност­ного и служебного положения.

[8] Принцип взаимной ответственности государства и личности. Государство и личность должны быть связаны правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридиче­скую ответственность.

При таком положении государст­во отвечает в лице своих должностных лиц или в целом за любые проявления произвола по отношению к своим гражданам.

Сегодня такая постановка вопроса — требование времени и необходимое условие становления правового государства. К сожалению, данный принцип только обозначен в законодательстве, а до его реализации еще слишком далеко.

Таким образом, принципы права, наряду с юридическими нормами, способны регулировать общественные отношения.

Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснования решения по конкретному юридическому делу, например, при аналогии права.

 

6. Социальная ценность и функции п р а в а

а) Ценность права

Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

Отсюда ЦЕННОСТЬ ПРАВА - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Социальная ценность права выражается в следующем:

(1). Право обладает прежде всего инструментальной ценнос­тью. Оно придает действиям людей организованность, устой­чивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными.

Госу­дарственно организованное общество не может без права:

· нала­дить производство материальных благ,

· организовать их более или менее справедливое распределение.

Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно (лат. свойственный, внутренне присущее какому либо предмету, явлению, процессу) присущи природе данного строя. Оно выступает мощным сред­ством государственного управления.

 

(2). Ценность права заключается в том, что право, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что:

· оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразу­ет его (частный интерес) с общим интересом.

Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

 

(3). Ценность права определяется и тем, что право является и определителем (масштабом) свободы личности в обществе.

При этом ценность права состоит в том, что оно:

· не обозначает свободу вообще,

· а определяет границы, меру этой свободы.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это:

· исторически опреде­ленная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях,

· мера этой свободы, форма бытия свободы, фор­мальная свобода.

(4). Ценность права состоит также в способности права быть выразителе идеи справедливости. Право выступает:

· критерием справедливого (правильного) распределением материальных благ;

· оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от происхождения, материального положения, социального статуса и пр.

Глубинная связь права и справедливости обусловлена тем, что право:

· по своему назначению противостоит несправедливости,

· оно защищает со­гласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.

Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действи­тельной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. В нынешних условиях именно от права многие слои насе­ления ждут надежных гарантий от непродуманных экономичес­ких реформ, волюнтаристских решений.

 

(5). Ценность права заключается и в том, что право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного раз­вития.

Роль права особенно возрастает в условиях:

· крушения тота­литарных режимов,

· утверждения новых рыночных механизмов.

Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвер­диться новые формы общения и деятельности.

 

(6). В нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Права являются:

· той единственной основой

· и единственно возможным цивилизованным средством

решения проблем международного и межнационального харак­тера.

Право, обладая качествами общесоциального регулятора,:

· является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия,

· снятия напряженности в обществе.

Право — действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках миро­вого сообщества.

б) Функции права

Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях. Именно функции права:

· отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей,

· позволяет дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

В науке понятие "функция" употребляется в самых различ­ных значениях.

В математике под функцией понимается зависимая перемен­ная величина, т. е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом.

В биологии — это спе­цифическая деятельность органа и организма (функция руки, щи­товидной железы и т. п.).

В других науках функция понимается как направление действия какой-либо системы (кибернетика).

В юридической науке термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

Таким образом, термин "функция":

· многозначен;

· он (термин «функция") приемлем для характеристики любых динамических структур, что обуслов­лено спецификой познавательных задач тех наук, в которых ис­пользуется этот термин (математика, биология, социология, юрис­пруденция).

Но так или иначе в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды.

Опыт последних десятилетий активного исследования понятия "функ­ция права" не позволяет констатировать на­личие единого взгляда на эту проблему.

Если обобщить многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают:

· либо социальное назначение права,

· либо направления правового воздействия на об­щественные отношения,

· либо и то и другое вместе взятое.

Понятие "функция права" должно охватывать одновременно:

· как назначение права,

· так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения.

Поэтому, раскрывая со­держание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь:

· назначения права с направлениями его воздействия

· и наоборот — направленность воздействия права с назначением права.

Собственно, функция права — это реализация социального на­значения права.

Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?

Социальное назначение праваформируется, складывается из потребностей общественного развития.

В соответствии с потребно­стями, социальными необходимостями общества:

· создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регу­лирование или охрану.

· Причем то или иное назначение права вы­ступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необ­ходимость) именно в соответствующей его социальной роли — за­крепить, защитить или направить развитие определенных общест­венных отношений.

Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состо­ит:

· в урегулировании, упорядочении общественных отношений,

· при­дании им (общественным отношениям) должной стабильности,

· создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования граж­данского общества в целом.

 

Правовое воздействиеэто такая категория, которая харак­теризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.

Это реализация:

· правовых принципов,

· установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельно­сти государства, его органов, общественных объединений и граж­дан.

Правовое воздействия — наиболее существенный компо­нент функции права. Правовое воздействие является своего рода ответом права:

· на потребности общественного развития,

· результатом законодатель­ной политики, которая концентрирует эти потребности и транс­формирует их в позитивное право.

 

Раскрывая понятие "функция права", следует обратить вни­мание и на соотношение таких категорий, как "правовое воздейст­вие" и "правовое регулирование".

Правовое воздействиеэто

· не только чисто нормативное,

· но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, соз­нание и действия людей. К формам правового воздействия относят­ся, например, информационное и ценностно-ориентационное влия­ние права.

Правовое регулирование — это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отноше­ний, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных от­ношений.

Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия по­зволяет более четко проводить различие между:

· собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование)

· и неюридическим воздействием права (информационное и ориентационное).

Понятие "функция права" охватывает оба названных вида воздействия ("правовое воздейст­вие" и "правовое регулирование".)

Таким образом, функция права — это проявление специфи­ческих свойств права. Функция права позволяет нам раскрыть свойство права, а также дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм:

(1) функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе;

(1) функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которо­го порождает необходимость существования права как социального явления.

В этом смысле можно сказать, что функция характеризу­ет направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не мо­жет (регулирование, охрана, закрепление определенного вида об­щественных отношений);

(3) функция права выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития;

(4) функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общест­венных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функ­ции права является ее динамизм;

(4) Постоянство как необходимый признак функции права характе­ризует стабильность, непрерывность, длительность ее (функции) действия.

О постоянном характере функции права можно говорить в том смыс­ле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неиз­менным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями прак­тики.

В целях более четкого уяснения понятия "функция права" следует провести различие между близкими по смыслу с ней юриди­ческими категориями, такими как:

· "роль права",

· "задача права"

· и «функционирование права".

Термин "роль права" говорит о значении права:

· в жизни обще­ства, государства вообще,

· либо на определенном этапе их развития.

Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных за­дач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляе­мых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права.

"Роль права" более общее по отношению к "функции" понятие. Именно в этом обнаруживается различие рас­сматриваемых категорий.

Термин "задача права" — это стоящая перед правом экономи­ческая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.

Задача права указывает:

· на постоянную или временную,

· бли­жайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содей­ствовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из за­дач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на ре­шение задач, стоящих перед правом. Поэтому можно сказать, что определенные задачи "требу­ют" и соответствующих функций.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что:

во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций;

во-вторых, задачи определяют их (функций права)содер­жание и,

в-третьих, задачи самым существенным образом влияют на фор­мы и методы их (функций права) реализации, предопределяют конкретные направ­ления правового воздействия.

Термин "функционирование права" отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику пра­ва, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Если " функция права " — понятие собирательное в том смыс­ле, что отражает не только настоящее, но и будущее (цели и задачи) в праве,

то " функционирование " отражает действие права в настоя­щем, если иное специально не оговорено. В буквальном, более точном смысле, поня­тие "функционирование права" обозначает действие права как эле­мента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это:

· действие права в социальной системе,

· это реализация его функций, воплощение их в обществен­ных отношениях.

Таким образом, "функция права" и "функционирование пра­ва" являются очень близкими, где-то тождественными, но не сов­падающими понятиями.

Функции права в реальной жизни не существуют изолированно друг без друга, они находятся в определенной системе.

Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит система права, можно выделить пять группа функций права, образующих их систему:

· общеправовые (свойственные всем отраслям права);

· межотраслевые (свойственные двум и более отраслям права, но не всем);

· отраслевые (свойственные одной отрасли права);

· правовые институты (свойственные конкретному институту права);

· нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Исходя из предмета общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

К числу собственно-юридических функций теория права относит регулятивную и охранительную функции.

Однако, общество как сложное явление, подразделяется на определенные сферы общественных отношений в которых можно выделить три основные сферы, в которых проявляются СОЦИАЛЬНЫЕ функции права: экономические, политические и воспитательные. Указанные функции в теории права получили название социальных функций, которые можно определить как направления обратного воздействия на соответствующие сферы общественной жизни.

Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая – на политическую; воспитательная – на духовную.

И все же, в системе функций права главенствующее, определяющее место занимают общеправовые (собственно-юридические) функции к числу которых относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция права в системе функций права занимает главенствующее место.

Выражается ли право:

· в форме нормативных или правоприменительных актов,

· осуществляется ли право в общих или конкретных правоотношениях,

· устанавливает ли право право­вой статус, правосубъектность граждан,

· определяет ли компетен­цию государственных органов и юридических лиц — во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение — регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются прежде всего:

· в уста­новлении позитивных правил поведения,

· в организации общест­венных отношений,

· в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции:

· регулятивную статическую

· и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

В этом состоит одна из задач (на­значений) правового регулирования. Право прежде всего юридиче­ски закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те об­щественные отношения, которые представляют собой основу нор­мального, стабильного существования общества, соответствуют ин­тересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, юридическая суть ко­торых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы об­щественного устройства. Статическая функция отчетливо выраже­на и в ряде других институтов (в том числе в институтах политиче­ских прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем оформления их дви­жения (динамики).

Регулятивная динамическая функция воплощена, например, в институтах граж­данского, административного, трудового права, опосредующих про­цессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

— определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

— закрепление и изменение правового статуса граждан;

— определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

— установление правового статуса юридических лиц;

— определение юридических фактов, направ­ленных на возникновение, изменение и прекращение правоотно­шений;

— установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

— определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкрет­ным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно оп­ределить как обусловленное его социальным назначением направ­ление правового воздействия, выражающееся в установлении по­зитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридиче­ской функции права — охранительной.

Необходимость в охране общественных отношений существо­вала и всегда будет существовать. Право, как известно, существо­вало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно стано­вится одним из важнейших средств охраны общественных отноше­ний. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция праваэто обусловленное социаль­ным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, поли­тических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет:

· как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения,

· так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу от­ношений.

Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функ­ции права — это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия права, которое первона­чально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются.

А охраняя эти отношения, право пресе­кает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормаль­ного развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.

Основное назначение данной функции заключается прежде всего:

· в превентивной охране общественных отношений,

· в предотвращении нарушений норм права.

Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета.

Сам факт установле­ния запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некото­рых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемо­го поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздей­ствия права — охраняется определенное общественное отношение.

О хранительную функцию не следует противопоставлять регу­лятивной в том смысле, что одна из них

— это негативная (охранительная - посколь­ку включает в себя запреты, санкции, ответственность),

— а вторая (регулятивная) — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права.

Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отно­шений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

во-первых, она характеризует право как особый способ воз­действия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юри­дической ответственности;

во-вторых, она служит информатором для субъектов общест­венных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

в-третьих, она является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости об­щества, от его политической сущности.

Характерные черты охранительной функции права прослежи­ваются более четко, если ее сравнить с правоохранительной дея­тельностью государства.

Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неук­лонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выяв­лением правонарушений, их расследованием, привлечением к от­ветственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом, если охранительная функция права — это дей­ствие самого права, то правоохранительная деятельность государ­ства,

во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права;

во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора — государства.

 

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право и государственное принуждение | Непрерывный способ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.