КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П р и н ц и п ы п р а в а
Французский философ К.А Гельвеций (18 век) писал: «Знание принципов возмещает незнание некоторых фактов» Принципы права — основополагающие, руководящие идеи, начала, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Принципы права, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти наиболее общие нормы либо прямо сформулированы в законе,либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права: * пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему общества; * они характеризуют не только сущность, но и содержание права; * определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя; * они не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране; * они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Правовые принципы подразделяются на: · общеправовые, которые распространяются на всю систему права; · отраслевые, распространяются лишь на конкретные отрасли права (гражданское, уголовное и т.п.). На их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Каждая ОТРАСЛЬ ПРАВА формируется в соответствии как с общими, так и с межотраслевыми и своими собственными принципами права. Например, ст. ст 3-7 УК РФ (уголовного процесса и собственного уголовного права. · и межотраслевые охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное; уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др). Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущее праву качество. Однако, когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь свое мнение. Мы же с вам за основу перечня общеправовых принципов возьмем Конституцию РФ. Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: (1) Принцип демократизма в формировании и реализации нрава. В правотворчестве он проявляется в широком участии народных депутатов, общественных объединений, движений, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных и правоохранительных органов (прежде всего органов правосудия), степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению. Принцип демократизма только получает свое реальное воплощение в жизни нашего общества. [2] Принцип законности (ему посвящена тема в нашем курса). Но если кратко, то он заключается в том, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»
(3) Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает: ¨ общесоциальную сущность права, ¨ стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны: * труд и его оплата, * нанесение вреда и его возмещение, * преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
(4) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». [5) Принцип национального равноправия Он имеет исключительно важное значение в государствах с неоднородным национальным составом. Таковым был Союз, таковым является Российская Федерация. Национальные потрясения, вспышки национальной розни дестабилизируют социально-экономическую и политическую обстановку и ставят под угрозу цельное существование и развитие самого государства. Печальные события в нашей стране - достаточно убедительная иллюстрация изложенного. Этим и определяется значимость данного принципа. Его суть в том, что все граждане многонационального государства, вне зависимости от национальности, равны во всех сферах общественных отношений. Принцип этот реален тогда, когда он полно и последовательно выражен в законодательстве и также последовательно исполняется в повседневной жизни. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». [6] Принцип гуманизма. Его суть — в закреплении правом отношений между обществом и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания необходимых для нормального существования и развития личности. Гуманизм права проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана, при ее последовательной реализации, защитить гражданина от неправомерного посягательства. В полной мере гарантии прав и свобод граждан могут работать только в подлинно правовом государстве. Гуманизм отечественного права в настоящее время лишь получает свое развитие. Конституционно закреплена забота государства о семье, обязанность граждан заботиться о воспитании детей и обязанность детей заботиться о родителях. Проявлением гуманизма следует считать законодательство последних лет о повышении пенсий и минимального прожиточного минимума. Однако эти и другие гуманистические устремления государства могут оказаться и оказываются тщетными в условиях слабой экономики. Наиболее ярко гуманизм (или антигуманизм) высвечивается в карательных отраслях права, прежде всего — в уголовном праве. Уголовное право имеет своими основными институтами преступление и наказание. Наказание наиболее ощутимо своими нравственными и физическими страданиями. И здесь наряду со справедливостью исключительна роль гуманизма. Известный итальянский юрист восемнадцатого столетия Ч. Беккариа писал: "... Следует употреблять только такое наказание, которое... производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника". (Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 244). Новое Российское уголовное законодательство — последующий шаг в развитии принципа гуманизма. В предлагаемых статьях Уголовного кодекса сокращен удельный вес лишения свободы как меры наказания, значительно меньше стало составов преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, остался минимум преступлений, совершение которых карается смертной казнью. Отмена смертной казни, кстати, — наиболее яркое проявление принципа гуманизма в уголовном праве. Многолетние дискуссии об ее отмене или целесообразности сохранения за чились, следовательно, на сегодняшний день компромиссом. Очевидно, одним из первых предложений об отмене смертной казни на Руси был призыв Киевского князя Владимира Мономаха " Не казните ни правого, ни виноватого, не губите души христианства (см.: Загоскин Н. П. Очерк истории смертной казни в Росии. Казань, 1892. С. 102.). [7] Принцип равенства граждан перед законом. Он выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные общегражданские права и обязаны в одинаковой степени отвечают перед законом. Данный принцип проявляется: во-первых, в исходном равном положении всех граждан государства; во-вторых, он выражаете равных общегражданских правах. Эти права гарантированы прежде всего Основным законом государства, а также другими законодательными актами и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, охрану здоровья, на образование, на куплю-продажу, на жилье, на частную собственность и т.д. Речь в этом случае идет именно об общегражданских правах и свободах, а не о специальных, которые вытекаю должностного, выборного и иного положения. В этой связи остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для одних порождают дополнительные права, а для других делают нереальными общезакрепленные блага. В-третьих, данный принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения, независимо от занимаемого должностного и служебного положения. [8] Принцип взаимной ответственности государства и личности. Государство и личность должны быть связаны правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность. При таком положении государство отвечает в лице своих должностных лиц или в целом за любые проявления произвола по отношению к своим гражданам. Сегодня такая постановка вопроса — требование времени и необходимое условие становления правового государства. К сожалению, данный принцип только обозначен в законодательстве, а до его реализации еще слишком далеко. Таким образом, принципы права, наряду с юридическими нормами, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснования решения по конкретному юридическому делу, например, при аналогии права.
6. Социальная ценность и функции п р а в а а) Ценность права Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ЦЕННОСТЬ ПРАВА - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Социальная ценность права выражается в следующем: (1). Право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права: · наладить производство материальных благ, · организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно (лат. свойственный, внутренне присущее какому либо предмету, явлению, процессу) присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.
(2). Ценность права заключается в том, что право, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что: · оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его (частный интерес) с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.
(3). Ценность права определяется и тем, что право является и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно: · не обозначает свободу вообще, · а определяет границы, меру этой свободы. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это: · исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, · мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. (4). Ценность права состоит также в способности права быть выразителе идеи справедливости. Право выступает: · критерием справедливого (правильного) распределением материальных благ; · оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от происхождения, материального положения, социального статуса и пр. Глубинная связь права и справедливости обусловлена тем, что право: · по своему назначению противостоит несправедливости, · оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.
(5). Ценность права заключается и в том, что право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях: · крушения тоталитарных режимов, · утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.
(6). В нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Права являются: · той единственной основой · и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Право, обладая качествами общесоциального регулятора,: · является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, · снятия напряженности в обществе. Право — действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества. б) Функции права Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях. Именно функции права: · отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, · позволяет дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. В науке понятие "функция" употребляется в самых различных значениях. В математике под функцией понимается зависимая переменная величина, т. е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом. В биологии — это специфическая деятельность органа и организма (функция руки, щитовидной железы и т. п.). В других науках функция понимается как направление действия какой-либо системы (кибернетика). В юридической науке термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Таким образом, термин "функция": · многозначен; · он (термин «функция") приемлем для характеристики любых динамических структур, что обусловлено спецификой познавательных задач тех наук, в которых используется этот термин (математика, биология, социология, юриспруденция). Но так или иначе в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды. Опыт последних десятилетий активного исследования понятия "функция права" не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если обобщить многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают: · либо социальное назначение права, · либо направления правового воздействия на общественные отношения, · либо и то и другое вместе взятое. Понятие "функция права" должно охватывать одновременно: · как назначение права, · так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь: · назначения права с направлениями его воздействия · и наоборот — направленность воздействия права с назначением права. Собственно, функция права — это реализация социального назначения права. Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием? Социальное назначение праваформируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества: · создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. · Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений. Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит: · в урегулировании, упорядочении общественных отношений, · придании им (общественным отношениям) должной стабильности, · создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.
Правовое воздействие — это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация: · правовых принципов, · установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан. Правовое воздействия — наиболее существенный компонент функции права. Правовое воздействие является своего рода ответом права: · на потребности общественного развития, · результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.
Раскрывая понятие "функция права", следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как "правовое воздействие" и "правовое регулирование". Правовое воздействие — это · не только чисто нормативное, · но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права. Правовое регулирование — это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений. Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое. Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между: · собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) · и неюридическим воздействием права (информационное и ориентационное). Понятие "функция права" охватывает оба названных вида воздействия ("правовое воздействие" и "правовое регулирование".) Таким образом, функция права — это проявление специфических свойств права. Функция права позволяет нам раскрыть свойство права, а также дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм: (1) функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе; (1) функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений); (3) функция права выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития; (4) функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм; (4) Постоянство как необходимый признак функции права характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее (функции) действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики. В целях более четкого уяснения понятия "функция права" следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: · "роль права", · "задача права" · и «функционирование права". Термин "роль права" говорит о значении права: · в жизни общества, государства вообще, · либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. "Роль права" более общее по отношению к "функции" понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий. Термин "задача права" — это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает: · на постоянную или временную, · ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на решение задач, стоящих перед правом. Поэтому можно сказать, что определенные задачи "требуют" и соответствующих функций. Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, задачи определяют их (функций права)содержание и, в-третьих, задачи самым существенным образом влияют на формы и методы их (функций права) реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия. Термин "функционирование права" отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения). Если " функция права " — понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее, но и будущее (цели и задачи) в праве, то " функционирование " отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено. В буквальном, более точном смысле, понятие "функционирование права" обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это: · действие права в социальной системе, · это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях. Таким образом, "функция права" и "функционирование права" являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функции права в реальной жизни не существуют изолированно друг без друга, они находятся в определенной системе. Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит система права, можно выделить пять группа функций права, образующих их систему: · общеправовые (свойственные всем отраслям права); · межотраслевые (свойственные двум и более отраслям права, но не всем); · отраслевые (свойственные одной отрасли права); · правовые институты (свойственные конкретному институту права); · нормы права (свойственные конкретному виду норм права). Исходя из предмета общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции. К числу собственно-юридических функций теория права относит регулятивную и охранительную функции. Однако, общество как сложное явление, подразделяется на определенные сферы общественных отношений в которых можно выделить три основные сферы, в которых проявляются СОЦИАЛЬНЫЕ функции права: экономические, политические и воспитательные. Указанные функции в теории права получили название социальных функций, которые можно определить как направления обратного воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая – на политическую; воспитательная – на духовную. И все же, в системе функций права главенствующее, определяющее место занимают общеправовые (собственно-юридические) функции к числу которых относятся регулятивная и охранительная функции. Регулятивная функция права в системе функций права занимает главенствующее место. Выражается ли право: · в форме нормативных или правоприменительных актов, · осуществляется ли право в общих или конкретных правоотношениях, · устанавливает ли право правовой статус, правосубъектность граждан, · определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц — во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение — регулировать общественные отношения. Особенности этой функции заключаются прежде всего: · в установлении позитивных правил поведения, · в организации общественных отношений, · в координации социальных взаимосвязей. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: · регулятивную статическую · и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве). Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Регулятивная динамическая функция воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления. Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются: — определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан; — закрепление и изменение правового статуса граждан; — определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц; — установление правового статуса юридических лиц; — определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; — установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); — определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям. С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции права — охранительной. Необходимость в охране общественных отношений существовала и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию. Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу. Из предложенного определения вытекает, что право охраняет: · как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, · так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права — это вытеснение явлений, чуждых обществу. Искоренение нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их. Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается прежде всего: · в превентивной охране общественных отношений, · в предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение. О хранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (охранительная - поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), — а вторая (регулятивная) — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан. Таким образом, если охранительная функция права — это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора — государства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |