Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Экологическая экспертиза, экологический аудит, оценка влияния на окружающую среду

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза в Украине – вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, которые основываются на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей, направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству естественных ресурсов, гарантированию экологической безопасности.

Целью экологической экспертизы является предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Согласно закону Украины «Об экологической экспертизе» от 9.02.1995 г. № 45/95-ВР основными задачами экологической экспертизы являются:

1. определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;

2. организация комплексной, научно мотивированной оценки объектов экологической экспертизы;

3. установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил;

4. оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество естественных ресурсов;

5. оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровью людей;

6. приготовление объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы.

Основными принципами экологической экспертизы являются:

1. гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей естественной среды;

2. сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественной мысли;

3. научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;

4. экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности;

5. государственное регулирование;

6. законность.

Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, передпроектных, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, создание угрозы здоровью людей.

Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые отрицательно влияют на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей.

Экологическую экспертизу проводят:

1. Министерство экологии и природных ресурсов Украины, ее органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии;

2. органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины — в части, которая касается экспертизы объектов, которые могут отрицательно влиять или влияют на здоровье людей;

3. другие государственные органы, местные ради народных депутатов и органы исполнительной власти на местах соответственно законодательству;

4. общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования;

5. другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы;

6. отдельные граждане в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об экологической экспертизе» и другими законодательными актами.

В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие экологические экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения. В принятии решения относительно дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.

Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены во время проведения государственной экологической экспертизы, а также в решениях относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства здравоохранения Украины, их органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти.

К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций.

Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность.

Государственной экологической экспертизе подлежат:

1. государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения продуктивных сил, развития отдельных областей народного хозяйства;

2. проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, другая предплановая и предпроектная документация;

3. инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения;

4. проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области гарантирования экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей естественной среды и использования естественных ресурсов, деятельности, которая может отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровье людей;

5. документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе тех, которые закупаются за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей естественной среде и здоровью людей.

Согласно решениям Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, отрицательное влияние которых значительно сказывается на состоянии окружающей природной среды и здоровье людей.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, которая требует экологического обоснования, за инициативой общественных организаций или других общественных формирований.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой через создание на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.

Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов:

1. группами специалистов эколого-экспертных подразделов, учреждений или организаций Минприроды Украины — до 45 календарных дней с продолжением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы — до 120 дней;

2. специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями или другими специализированными организациями — до 90 календарных дней;

3. по доработанным материалам соответственно выводам предшествующей экологической экспертизы — до 30 календарных дней.

Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а в случае необходимости — дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли во время проведения экспертизы.

 

Экологический аудит

Законодательной основой в сфере экологического аудита в нашей стране является Закон Украины "Об экологическом аудите" 2004 г.

Экологический аудит в Украине проводится с целью обеспечения исполнения законодательства в сфере охраны окружающей природной среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

К основным целям и задачам в области экологического аудита с учетом международной практики относится:

сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельности объекта экологического аудита и формирование на ее основе выводов экологического аудита;

установление соответствия объектов экологического аудита требованиям законодательства по охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита;

оценка влияния деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей природной среды;

оценка эффективности, полноты и обоснованности мероприятий, которые предпринимаются для охраны окружающей природной среды на объекте экологического аудита.

содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;

создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития;

интеграция деятельности в области охраны окружающей среды с другими сферами деятельности.

Законом предусмотрено два вида экологического аудита: добровольный и обязательный. Добровольный - осуществляется по инициативе руководства объекта аудита или по согласованию с ним, если Заказчиком аудита выступает третье заинтересованное лицо. Обязательный - осуществляется по заказу заинтересованных государственных органов для объектов или видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность.

Обязательный экологический аудит в Украине проводится в случаях:

банкротство;

приватизация;

передача в концессию объектов государственной и коммунальной собственности;

передача или приобретение в государственную или коммунальную собственность;

передача в долгосрочную аренду объектов государственной или коммунальной собственности;

создание на основе объектов государственной и коммунальной собственности совместных предприятий;

экологическое страхование объектов;

завершения действия соглашения о распределении продукции соответственно закону;

в других случаях, предусмотренных законом.

В процессе экологического аудирования используются следующие основные термины и понятия:

Экологический аудит - это документально оформленный системный независимый процесс оценки объекта экологического аудита, который включает сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мероприятий, условий, систем управления окружающей природной средой и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита;

Критерии аудита - требования нормативно-правовых актов по охране окружающей природной среды, методики, рекомендации, организационные требования, руководствуясь которыми экологический аудитор оценивает доказательства экологического аудита, проводит их анализ и готовит выводы по объекту экологического аудита;

Доказательства аудита - это документально зафиксированная информация о деятельности объекта экологического аудита, которая может быть проверена;

Данные аудита - результаты оценки собранных доказательств аудита на соответствие критериям аудита;

Выводы аудита - профессиональная оценка объекта экологического аудита, сделанная экологическим аудитором, которая основывается на доказательствах экологического аудита и является главной составляющей отчета об экологическом аудите. Формируется группой по аудиту в результате рассмотрения всех данных аудита с учетом целей аудита;

Заказчик аудита - организация или лицо, которое подает заявку на проведение аудита;

Объект аудита - предприятия, организации, учреждения, их филиалы и представительства или объединения, отдельные производства, другие хозяйственные объекты; системы управления окружающей природной средой, другие объекты, предусмотренные законом;

Эколого-аудиторская деятельность включает проведение экологического аудита, а так же его организационное, правовое, методическое, консультативное и другие виды обеспечения;

Аудитор - лицо, которое имеет компетентность для проведения аудита;

Группа аудита - один или несколько аудиторов, которые проводят аудит при поддержке, если необходимо, технических экспертов;

Программа аудита - один или несколько аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели;

План аудита - описание видов деятельности и мероприятий по проведению аудита;

Сфера аудита - объем и границы аудита;

Компетентность - продемонстрированные личные качества и доказанная способность применять знания и умения.

В настоящее время экологический аудит осуществляется так же по заказу субъектов хозяйственной деятельности на добровольной основе. Такие аудиты проводятся по заказу инициаторов (промышленных предприятий и компаний, международных финансовых организаций и частных инвесторов) для получения объективной оценки экологических аспектов деятельности предприятия, в том числе, при планировании, выборе оптимальной стратегии развития, принятии решения о предполагаемых инвестициях. В конечном итоге результаты экологического аудита являются основой для принятия решения:

о соответствии и/или несоответствии деятельности предприятия существующим нормативным требованиям;

об эффективности существующей системы управления;

о величине потенциальных экологических рисков и значимости их последствий;

об эколого-экономической эффективности реализуемых мероприятий.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

ОВОС – определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, мероприятий по предотвращению или уменьшению этих воздействий, приемлемости проектных решений с точки зрения безопасности окружающей среды (Государственные строительные нормы Украины "Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений ДБН А.2.2-1-2003")

Материалы оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) являются обязательным разделом в составе проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов.

Материалы ОВОС предоставляются в составе проектной документации уполномоченным государственным органам для экспертной оценки и должны всесторонне характеризовать результаты оценки воздействий на природную, социальную, включая жизнедеятельность населения, и техногенную среду (далее - окружающую среду) и обосновывать допустимость планируемой деятельности.

Целью ОВОС является определение целесообразности и приемлемости планируемой деятельности и обоснование экономических, технических, организационных, санитарных, государственно-правовых и других мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды.

Основными задачами ОВОС являются:

общая характеристика существующего состояния территории района и площадки (трассы) строительства или их вариантов, где планируется осуществить планируемую деятельность;

рассмотрение и оценка экологических, социальных и техногенных факторов, санитарно-эпидемической ситуации конкурентно-возможных альтернатив (в том числе технологических и территориальных) планируемой деятельности и обоснование преимуществ выбранной альтернативы и варианта размещения;

определение перечня возможных экологически опасных воздействий и зон влияний планируемой деятельности на окружающую среду по вариантам размещения (если рекомендуется дальнейшее рассмотрение нескольких);

определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду;

прогноз изменений состояния окружающей среды соответственно перечню воздействий;

определение комплекса мероприятий по предупреждению или ограничению опасных воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, необходимых для соблюдения требований природоохранного и санитарного законодательств и других законодательных и нормативных документов, которые касаются безопасности окружающей среды;

определение приемлемости ожидаемых остаточных воздействий на окружающую среду, которые могут иметь место при условии реализации всех предусмотренных мероприятий;

составление Заявления об экологических последствиях деятельности.

Нормы являются обязательными для органов государственного управления, контроля и экспертизы, местного и регионального самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и физических лиц, которые осуществляют свою деятельность в границах Украины.

Разработка ОВОС осуществляется организациями, имеющими государственную лицензию на этот вид проектной деятельности. В настоящее время ОВОС разрабатывается в соответствии с требованиями ДБН А.2.2-1-2003 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные теории личности | Они слагаются из целей, задач и принципов физической подготовки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.